ЛЕКЦИЯ 9. РУССКОЕ ИСКУССТВО – ОТ ИСТОКОВ ДО XVIII ВЕКА

  1. Носители бесписьменной песенно-поэтической традиции на Руси, жанры их творчества:

 

 

  1. Основные даты:

Крещение Руси – 988

Изобретение Кириллицы –

Время появления первой летописи –

Книгопечатание на Руси –

Первая славянская певческая рукопись –

Рождение театра –

Появление итальянской оперы в России –

Строительство Эрмитажного театра -

 

  1. Определение понятий и явлений:

 

Знаменный роспев  
Азбука Александра Мезенца  
Стихира  
Партесное пение  
Роговая музыка    
  1. Первые профессиональные артисты на Руси -
  1. Первые директор, писатель и актер русского театра -

 

  1. Система театров в России в конце 18 – 19 вв.:

 

 

ЛЕКЦИЯ 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (X-XVII ВЕКА)

1.Периодизация и роль христианства в формировании древнерусского искусства:

В988 году при князе Владимире официальной религией стало христианство.

Монах Нестор ведёт летописное повествование, объединяя в книгу «Повесть временных лет».

Огромна роль принятия христианства в формировании древнерусского искусства, византийских и местных традиций.

Постройки крестово-купольного храма – это новая система планового и пространственного решения архитектуры.

Силуэт здания имеет многоступенчатость, заимствованная у деревянного зодчества.

 

2.Определение понятий:

зодчество это слово возводят к старославянскому глаголу «здати», что означает создавать, строить.
церковь это греческое слово переводится как «принадлежит Богу».

Соборы и храмы Древней Руси выстроены из плинфы. Греческое слово плинфа переводится как «кирпич».

Соборный храм – это храм, служба в котором ведётся в течение всей недели.

Церковь – место службы только по воскресеньям и большим праздникам.

3.Характеристика сцены Евхаристия в соборе Святой Софии в Киеве (1019-1032):

Сцена Евхаристия – это причащение апостолов хлебом и вином, символизирующим тело и кровь Христа. Слово переводится как «благодарение».

 

 

4.Главные черты живописи Новгорода XI-XIII веков:

 

Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050) построен в центре Детинца (кремля) как ансамбль. Храм суровее, лаконичнее и строже.

Живопись Новгорода XI - XIII веков выделяется аристократическим (византийским) и местным, демократическим направлением. Ангел Златые власа XII века.

 

 

5.Определение понятий:

Аркатурно-колончатый пояс рельефный декор, «опоясывающий» здание по горизонтали и состоящий из повторяющихся арок и полуколонок, опирающихся на кронштейны, опоры.
закомары полукруглые завершения стен.

Барабан – архитектурная конструкция, обычно круглая в плане, возвышающаяся над основным объёмом здания и несущая на себе купол.

Апсида – выступ, полукруглый в плане. Апсид может быть одна, три или пять, в них помещена алтарная часть храма.

Портал – архитектурное оформление входа.

6.Характеристика иконостаса:

Ведущая роль Москвы в русском искусстве с XIV-XV веков и в создании одного из первых русских иконостасов.

Иконостас – стена икон, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма.

Он образован рядами, из которых первый, нижний, посвящён темам и святым.

Второй – деисусный, сцена моления.

Третий составляет праздничный ряд.

Начало каменного строительства в Московском княжестве при Иване Калите. Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля расписаны Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Феофан Грек. Спас в силах. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

7.Иконография Троицы Андрея Рублёва:

Иконография – в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения лиц и событий.

Канон – система правил, освящённых церковью.

В переводе с греческого означает «норма», «правило».

Троица Ветхозаветная – изображение трёх ангелов, в образе которых Бог явился одному из праотцев, старцу Аврааму.

Троица Новозаветная – изображение Саваофа с Иисусом Христом и со Святым Духом.

Саваоф – первое лицо Троицы, Бог Отец, переводится с древнееврейского как «воинственный», один из эпитетов ветхозаветного Бога Яхве.

8.Дионисий и характеристика фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502, 1504-1507):

Московская живопись последней трети XV в. Творчество Дионисия (ок.1440-ок.1502) и мастеров его школы: росписи в Пафнутьеве Боровском монастыре, Успенском соборе Московского Кремля, в Ферапонтове монастыре.

Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря иллюстрируют гимны Акафиста.

Они сложены в VI веке византийским поэтом Романом Сладкопевцем.

Тема круга повторяется в каждой композиции и всего цикла.

Живопись передаёт ритмичность песнопения.

Моделировать – в живописи создавать объём красочными средствами.

9.Основная тема житийной иконы:

Подробное обстоятельное обозначение всех действий святого, принято читать как книгу. Читают с лева на право