ЛЕКЦИЯ 9. РУССКОЕ ИСКУССТВО – ОТ ИСТОКОВ ДО XVIII ВЕКА
- Носители бесписьменной песенно-поэтической традиции на Руси, жанры их творчества:
- Основные даты:
Крещение Руси – 988
Изобретение Кириллицы –
Время появления первой летописи –
Книгопечатание на Руси –
Первая славянская певческая рукопись –
Рождение театра –
Появление итальянской оперы в России –
Строительство Эрмитажного театра -
- Определение понятий и явлений:
Знаменный роспев | |
Азбука Александра Мезенца | |
Стихира | |
Партесное пение | |
Роговая музыка |
- Первые профессиональные артисты на Руси -
- Первые директор, писатель и актер русского театра -
- Система театров в России в конце 18 – 19 вв.:
ЛЕКЦИЯ 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (X-XVII ВЕКА)
1.Периодизация и роль христианства в формировании древнерусского искусства:
В988 году при князе Владимире официальной религией стало христианство.
Монах Нестор ведёт летописное повествование, объединяя в книгу «Повесть временных лет».
Огромна роль принятия христианства в формировании древнерусского искусства, византийских и местных традиций.
Постройки крестово-купольного храма – это новая система планового и пространственного решения архитектуры.
Силуэт здания имеет многоступенчатость, заимствованная у деревянного зодчества.
2.Определение понятий:
зодчество | это слово возводят к старославянскому глаголу «здати», что означает создавать, строить. |
церковь | это греческое слово переводится как «принадлежит Богу». |
Соборы и храмы Древней Руси выстроены из плинфы. Греческое слово плинфа переводится как «кирпич».
Соборный храм – это храм, служба в котором ведётся в течение всей недели.
Церковь – место службы только по воскресеньям и большим праздникам.
3.Характеристика сцены Евхаристия в соборе Святой Софии в Киеве (1019-1032):
Сцена Евхаристия – это причащение апостолов хлебом и вином, символизирующим тело и кровь Христа. Слово переводится как «благодарение».
4.Главные черты живописи Новгорода XI-XIII веков:
Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050) построен в центре Детинца (кремля) как ансамбль. Храм суровее, лаконичнее и строже.
Живопись Новгорода XI - XIII веков выделяется аристократическим (византийским) и местным, демократическим направлением. Ангел Златые власа XII века.
5.Определение понятий:
Аркатурно-колончатый пояс | рельефный декор, «опоясывающий» здание по горизонтали и состоящий из повторяющихся арок и полуколонок, опирающихся на кронштейны, опоры. |
закомары | полукруглые завершения стен. |
Барабан – архитектурная конструкция, обычно круглая в плане, возвышающаяся над основным объёмом здания и несущая на себе купол.
Апсида – выступ, полукруглый в плане. Апсид может быть одна, три или пять, в них помещена алтарная часть храма.
Портал – архитектурное оформление входа.
6.Характеристика иконостаса:
Ведущая роль Москвы в русском искусстве с XIV-XV веков и в создании одного из первых русских иконостасов.
Иконостас – стена икон, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма.
Он образован рядами, из которых первый, нижний, посвящён темам и святым.
Второй – деисусный, сцена моления.
Третий составляет праздничный ряд.
Начало каменного строительства в Московском княжестве при Иване Калите. Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля расписаны Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Феофан Грек. Спас в силах. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
7.Иконография Троицы Андрея Рублёва:
Иконография – в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения лиц и событий.
Канон – система правил, освящённых церковью.
В переводе с греческого означает «норма», «правило».
Троица Ветхозаветная – изображение трёх ангелов, в образе которых Бог явился одному из праотцев, старцу Аврааму.
Троица Новозаветная – изображение Саваофа с Иисусом Христом и со Святым Духом.
Саваоф – первое лицо Троицы, Бог Отец, переводится с древнееврейского как «воинственный», один из эпитетов ветхозаветного Бога Яхве.
8.Дионисий и характеристика фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502, 1504-1507):
Московская живопись последней трети XV в. Творчество Дионисия (ок.1440-ок.1502) и мастеров его школы: росписи в Пафнутьеве Боровском монастыре, Успенском соборе Московского Кремля, в Ферапонтове монастыре.
Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря иллюстрируют гимны Акафиста.
Они сложены в VI веке византийским поэтом Романом Сладкопевцем.
Тема круга повторяется в каждой композиции и всего цикла.
Живопись передаёт ритмичность песнопения.
Моделировать – в живописи создавать объём красочными средствами.
9.Основная тема житийной иконы:
Подробное обстоятельное обозначение всех действий святого, принято читать как книгу. Читают с лева на право