Англия. Основоположник Джон Локк. Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.
ЛЕКЦИЯ 8. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Хронологические границы эпохи Просвещения: между двумя революциями,
Английской1688-1689
Великой французской революцией 1789-1795
- Определение понятий и явлений:
Просвещение Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784)Переосмысляя христианский образ (просвещение человечества светом учения Христа), просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума. | Канта в работе просвещение человечества светом разума |
Венская классическая школа | Группа композиторов гайн бетховен моцарт которые творили на протяжении двух веков 18-19вв |
Симфония | Жанр инструментальной музыки для оркестра состоящий из 4-х частей. |
Реквием |
- Страна, где зародилось Просвещение, и имена философов, в чьих трудах были сформулированы основные идеи эпохи:
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747). Ими были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
- Второй этап развития Просвещения в Европе:
В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778), писатель, философ.
Второй этап:
Основную роль играли Д. Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.
Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.
- Позднее просвещение - Германия:
Страны Восточной Европы, Россия и Германия. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.
Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стало первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки.
- Основные понятия и идеи эпохи:
Разум – центральное понятие эпохи
В представлении просветителей, разум дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание.
- Йозеф Гайдн (краткая характеристика творчества):
Гайдн написал 104 симфонии. Первая была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.
Всего во время гастролей было написано 12 симфоний, которые получили название Лондонских. Написаны для Лондонского филармонического общества во время 2-х поездок в Англию: 1791-92, 1794-95.
Названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов).
- Вольфганг Амадей Моцарт (краткая характеристика творчества):
Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец — скрипач и композитор Л. Моцарт.
С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (в 8—9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10—11 — первые произведения для музыкального театра).Концертмейстер (1769-1779), затем органист
(1779—81) при дворе зальцбургского князя-архиепископа.
В 1770 г. был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры.
Оперы - «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.
Симфонии (41)
Сонаты, квартеты, серенады, дивертисменты и др.
- Людвиг ван Бетховен (краткая характеристика творчества):
Бетховен выдвинул новую концепцию художника – духовного вождя человечества, просветителя, преображающего сознание людей.
Искусство должно не услаждать, а потрясать, «высекать огонь из мужественных сердец» и тем самым возвышать и очищать душу.
Музыка Бетховена обрела героический пафос, мятежный дух, напряженный драматизм, суровую патетику.