Англия. Основоположник Джон Локк. Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.

ЛЕКЦИЯ 8. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

  1. Хронологические границы эпохи Просвещения: между двумя революциями,

Английской1688-1689

Великой французской революцией 1789-1795

  1. Определение понятий и явлений:

 

Просвещение Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784)Переосмысляя христианский образ (просвещение человечества светом учения Христа), просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума. Канта в работе просвещение человечества светом разума
Венская классическая школа Группа композиторов гайн бетховен моцарт которые творили на протяжении двух веков 18-19вв
Симфония Жанр инструментальной музыки для оркестра состоящий из 4-х частей.
Реквием  
  1. Страна, где зародилось Просвещение, и имена философов, в чьих трудах были сформулированы основные идеи эпохи:

 

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747). Ими были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

  1. Второй этап развития Просвещения в Европе:

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778), писатель, философ.

Второй этап:

Основную роль играли Д. Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

  1. Позднее просвещение - Германия:

Страны Восточной Европы, Россия и Германия. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.

Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стало первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки.

 

 

  1. Основные понятия и идеи эпохи:

Разум – центральное понятие эпохи

В представлении просветителей, разум дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание.

  1. Йозеф Гайдн (краткая характеристика творчества):

Гайдн написал 104 симфонии. Первая была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Всего во время гастролей было написано 12 симфоний, которые получили название Лондонских. Написаны для Лондонского филармонического общества во время 2-х поездок в Англию: 1791-92, 1794-95.

Названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов).

 

  1. Вольфганг Амадей Моцарт (краткая характеристика творчества):

Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец — скрипач и композитор Л. Моцарт.

С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (в 8—9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10—11 — первые произведения для музыкального театра).Концертмейстер (1769-1779), затем органист

(1779—81) при дворе зальцбургского князя-архиепископа.

В 1770 г. был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры.

Оперы - «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

Симфонии (41)

Сонаты, квартеты, серенады, дивертисменты и др.

  1. Людвиг ван Бетховен (краткая характеристика творчества):

Бетховен выдвинул новую концепцию художника – духовного вождя человечества, просветителя, преображающего сознание людей.

Искусство должно не услаждать, а потрясать, «высекать огонь из мужественных сердец» и тем самым возвышать и очищать душу.

Музыка Бетховена обрела героический пафос, мятежный дух, напряженный драматизм, суровую патетику.