ЛЕКЦИЯ 7. ЭПОХА БАРОККО

Просвещение - это прогрессивная общественная деятельность, распространение передовых идей и знаний.

 

  1. Эпоха Просвещение, её идеология и значение.

Всесилие человеческого разума в идеях Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете) сказывается в создании проектов нового общественного устройства.

Школа материалистических мыслителей (Дидро, Гельвеций, Гольбах) считает ощущение отражением объективной реальности.

Идеалисты (Беркли, Юм, Кант) рассматривают ощущение как субъективное состояние сознания.

 

 

  1. Хроника политических режимов и искусство Франции:

1715-1723 – Эпоха Регентства.

1723-1774 – правление Людовика XV. 1774-1789 – правление Людовика XVI.

Искусство не подчиняется воздействию двора, а широко оценивается общественностью.

Дидро делает обзоры выставок (1759-1781).

Салон (академические выставки) устраиваются с 1667 года в квадратном салоне Лувра (каждые два года с 1746).

 

  1. Определение стиля рококо, его главные черты.

Рококо (рокайль, рок – скала) – украшение в виде грубо обработанных камней и раковин, декорировка гротов и фонтанов.

С XVIII века барокко перерождается в рококо – стиль интимного, камерного характера, который отличают легкомыслие, наслаждение жизнью, расточительность и праздность, равнодушие к общественной жизни и патриотическим чувствам.

Семантический (значение, смысл) ореол рококо составляет причуда, прихоть, каприз.

Аббат Дюбо пишет о назначении живописи и поэзии – «трогать и нравиться», «естественность искуссвенна и подправлена» (1719).

Художественный вкус рококо – это тяга к живописности, феминизму (женственности), вуайеризму (любопытству), сенсуализму (эротизму).

Галантность – искусство быть приятным, эстетика нюансов и намёков.

Привлекательность – нечто неуловимое, недоступное для ума, переживаемое сердцем.

Красота (грация) закономерна и умопостигаема.

Распространение гедонистических настроений. Антуан Ватто (1684-1721) . Отплытие на остров Киферу (1717 г.).

 

 

  1. Распространение гедонистических настроений в картинах Ватто. Отплытие на остров кифиру(цетера)-галантная сцена

Жиль,

Лавка Жерсена (1720 г.). «Светская беседа» как плод трансформации идеалов и стиля жизни аристократии, стремление обрести образ самой себя, отличной от культурной модели прошлого.

 

  1. Концепция мифологического портрета Натье.

Жан-Марк Натье (1685-1766) стал представителем мифологического портрета с разработкой концепции идеализированной аллегории. Он изображал знатных особ в образах муз, нимф, богов. «Никаких неточностей не обнаружено, лишь непостижимое делало лицо неуловимо прекрасным» (Казанова).

 

 

  1. Основная тема «Пастушеской сценки» (1740) Буше.

Ж.Ж.Руссо воспевал радости сельской жизни, истинность естественных отношений. Он не научился строго различать свойства рассудка и чувств, движение интеллекта и порывы сердца. Франсуа Буше. Пастушеская сценка. (1740).

Говорит о тесном слиянии человека и природы, а с другой идиллия представления любви. Эклок пастераль

 

 

  1. Традиции ориентализма в творчестве Лиотара.

Ориентализм-ориентируемся на экзотику.

 

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) работает в традициях ориентализма, увлекаясь экзотикой. Шоколадница (1744-1745).Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf)

 

  1. Определение натюрморта у Шардена:

Ж.Б. Шарден (1699-1779) является изобретателем редкого и особого жанра: достоверность, интимная лирика, непринуждённая простота. Прачка (1733). Развитие идеи естественного человека, воспитание добродетелей и сентиментальной чувствительности.

В натюрмортах Шарден стирал грань между живой и неживой природой, преображал предметы повседневной реальности, использовал всеобъемлющую модель света и тени. Натюрморт с атрибутами искусств (1760-е годы).

 

  1. Фрагонар как создатель серии «Любовные аллегории»

Чтобы стать «как в жизни», художественный образ должен быть найден и отточен до неоспоримости. Ж.О. Фрагонар (1732-1806) предпочитает передать порыв и мимолётность мысли в работе Счастливые возможности качелей (1767 г.).

 

Графиня Дюбарри для Лювесьенского замка заказала Жану-Оноре Фрагонару (1732-1806) цикл панно «Любовные аллегории» (1771).Увенчание венком

 

  1. Две концепции образа Вольтера во французской скульптуре:

 

Жан-Батист Пигаль. Вольтер. 1776

Ж.А. Гудон (1741-1828) как пример достижения реализма во французской пластике. Статуя Вольтера (1781) воплощает богаство духовной жизни, интеллектуальную значимость изображённого.

 

 

  1. Возникновение новой волны классицизма в архитектуре.

 

Возникновение новой волны классицизма во второй половине XVIIIвека. Архитектура Ж.А. Габриэля (1698-1782) отличает строгость, простота и симметричность построения в Малом Трианоне (1761-1768) Версальского парка.

 

  1. Обращение к прошлой и современной истории у Давида.

Ж.Л.Давид (1748-1825) – глава революционного классицизма, его связь с современной политикой и идеями Великой французской революции на примере обращения к прошлой и современной истории, ее героям. Клятва Горациев (1784 г.). Брут (1789 г.).

 

  1. Теоретические принципы и художественные воззрения Рейнолдса.

Золотой век портретного искусства Англии: У. Хогарт, Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, Д. Ромни, Д. Хопнер и др. Первый президент, портретист и исторический живописец Джошуа Рейнолдс (1723-1892) изложил в пятнадцати «Речах» свои теоретические принципы и художественные воззрения.

Смысл творчества он видел в утверждении в искусстве высокого идеала, связанного с национальной действительностью. Адмирал лорд Хитфелд (1787-1788).

 

  1. Определение ведуты:

Городской пейзаж – ведута – с топографической точностью изображает виды Венеции и его окрестности. Каналетто (1691-1768) поэтично и правдиво изображая каналы и площади во время торжества с элементами бытописания, передавая насыщенную влагой атмосферу города, прозрачность теней, цвет освещенного солнцем мрамора.

 

 

  1. Канон «идеальной красоты» и академическая система Менгса.

Расцвет немецкой классической философии (Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иоганн Готлиб Фихте) и ее воздействие на развитие европейской мысли 19 века. Эпоха Просвещения в Германии отмечена новой волной обращения к античному искусству. Антон Рафаэль Менгс (1728-1799) сочетал каноны «идеальной красоты» с академической системой в картине Персей и Андромеда (1774-1777).