ЛЕКЦИЯ 7. ЭПОХА БАРОККО
Просвещение - это прогрессивная общественная деятельность, распространение передовых идей и знаний.
- Эпоха Просвещение, её идеология и значение.
Всесилие человеческого разума в идеях Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете) сказывается в создании проектов нового общественного устройства.
Школа материалистических мыслителей (Дидро, Гельвеций, Гольбах) считает ощущение отражением объективной реальности.
Идеалисты (Беркли, Юм, Кант) рассматривают ощущение как субъективное состояние сознания.
- Хроника политических режимов и искусство Франции:
1715-1723 – Эпоха Регентства.
1723-1774 – правление Людовика XV. 1774-1789 – правление Людовика XVI.
Искусство не подчиняется воздействию двора, а широко оценивается общественностью.
Дидро делает обзоры выставок (1759-1781).
Салон (академические выставки) устраиваются с 1667 года в квадратном салоне Лувра (каждые два года с 1746).
- Определение стиля рококо, его главные черты.
Рококо (рокайль, рок – скала) – украшение в виде грубо обработанных камней и раковин, декорировка гротов и фонтанов.
С XVIII века барокко перерождается в рококо – стиль интимного, камерного характера, который отличают легкомыслие, наслаждение жизнью, расточительность и праздность, равнодушие к общественной жизни и патриотическим чувствам.
Семантический (значение, смысл) ореол рококо составляет причуда, прихоть, каприз.
Аббат Дюбо пишет о назначении живописи и поэзии – «трогать и нравиться», «естественность искуссвенна и подправлена» (1719).
Художественный вкус рококо – это тяга к живописности, феминизму (женственности), вуайеризму (любопытству), сенсуализму (эротизму).
Галантность – искусство быть приятным, эстетика нюансов и намёков.
Привлекательность – нечто неуловимое, недоступное для ума, переживаемое сердцем.
Красота (грация) закономерна и умопостигаема.
Распространение гедонистических настроений. Антуан Ватто (1684-1721) . Отплытие на остров Киферу (1717 г.).
- Распространение гедонистических настроений в картинах Ватто. Отплытие на остров кифиру(цетера)-галантная сцена
Жиль,
Лавка Жерсена (1720 г.). «Светская беседа» как плод трансформации идеалов и стиля жизни аристократии, стремление обрести образ самой себя, отличной от культурной модели прошлого.
- Концепция мифологического портрета Натье.
Жан-Марк Натье (1685-1766) стал представителем мифологического портрета с разработкой концепции идеализированной аллегории. Он изображал знатных особ в образах муз, нимф, богов. «Никаких неточностей не обнаружено, лишь непостижимое делало лицо неуловимо прекрасным» (Казанова).
- Основная тема «Пастушеской сценки» (1740) Буше.
Ж.Ж.Руссо воспевал радости сельской жизни, истинность естественных отношений. Он не научился строго различать свойства рассудка и чувств, движение интеллекта и порывы сердца. Франсуа Буше. Пастушеская сценка. (1740).
Говорит о тесном слиянии человека и природы, а с другой идиллия представления любви. Эклок пастераль
- Традиции ориентализма в творчестве Лиотара.
Ориентализм-ориентируемся на экзотику.
Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) работает в традициях ориентализма, увлекаясь экзотикой. Шоколадница (1744-1745).Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf)
- Определение натюрморта у Шардена:
Ж.Б. Шарден (1699-1779) является изобретателем редкого и особого жанра: достоверность, интимная лирика, непринуждённая простота. Прачка (1733). Развитие идеи естественного человека, воспитание добродетелей и сентиментальной чувствительности.
В натюрмортах Шарден стирал грань между живой и неживой природой, преображал предметы повседневной реальности, использовал всеобъемлющую модель света и тени. Натюрморт с атрибутами искусств (1760-е годы).
- Фрагонар как создатель серии «Любовные аллегории»
Чтобы стать «как в жизни», художественный образ должен быть найден и отточен до неоспоримости. Ж.О. Фрагонар (1732-1806) предпочитает передать порыв и мимолётность мысли в работе Счастливые возможности качелей (1767 г.).
Графиня Дюбарри для Лювесьенского замка заказала Жану-Оноре Фрагонару (1732-1806) цикл панно «Любовные аллегории» (1771).Увенчание венком
- Две концепции образа Вольтера во французской скульптуре:
Жан-Батист Пигаль. Вольтер. 1776
Ж.А. Гудон (1741-1828) как пример достижения реализма во французской пластике. Статуя Вольтера (1781) воплощает богаство духовной жизни, интеллектуальную значимость изображённого.
- Возникновение новой волны классицизма в архитектуре.
Возникновение новой волны классицизма во второй половине XVIIIвека. Архитектура Ж.А. Габриэля (1698-1782) отличает строгость, простота и симметричность построения в Малом Трианоне (1761-1768) Версальского парка.
- Обращение к прошлой и современной истории у Давида.
Ж.Л.Давид (1748-1825) – глава революционного классицизма, его связь с современной политикой и идеями Великой французской революции на примере обращения к прошлой и современной истории, ее героям. Клятва Горациев (1784 г.). Брут (1789 г.).
- Теоретические принципы и художественные воззрения Рейнолдса.
Золотой век портретного искусства Англии: У. Хогарт, Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, Д. Ромни, Д. Хопнер и др. Первый президент, портретист и исторический живописец Джошуа Рейнолдс (1723-1892) изложил в пятнадцати «Речах» свои теоретические принципы и художественные воззрения.
Смысл творчества он видел в утверждении в искусстве высокого идеала, связанного с национальной действительностью. Адмирал лорд Хитфелд (1787-1788).
- Определение ведуты:
Городской пейзаж – ведута – с топографической точностью изображает виды Венеции и его окрестности. Каналетто (1691-1768) поэтично и правдиво изображая каналы и площади во время торжества с элементами бытописания, передавая насыщенную влагой атмосферу города, прозрачность теней, цвет освещенного солнцем мрамора.
- Канон «идеальной красоты» и академическая система Менгса.
Расцвет немецкой классической философии (Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иоганн Готлиб Фихте) и ее воздействие на развитие европейской мысли 19 века. Эпоха Просвещения в Германии отмечена новой волной обращения к античному искусству. Антон Рафаэль Менгс (1728-1799) сочетал каноны «идеальной красоты» с академической системой в картине Персей и Андромеда (1774-1777).