ЛЕКЦИЯ 6. ЭПОХА БАРОККО

1. Хронологические границы эпохи барокко:1600-1750гг.

2. Определение понятий и явлений:

Барокко итал. barocco — «странный», «причудливый». Термин возник у португальских ювелиров - порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы». С 1570 г. он перекочевал в итальянскую литературу, характеризуя персонажа с причудливым характером.
Опера «opera scenica» (opera – ит. труд, изделие, творение) появился у венецианского композитора Франческо Кавалли, обозначившего таким образом свою первую драму на музыке «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639), поставленную в венецианском театре Сан-Кассиано.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 в.
Балет  

3. Основные черты эпохи барокко:

Барокко в узком значении определяет конкретный стиль, возникший первоначально в итальянской архитектуре конца XVI века.В широком значении под барокко понимается стиль определенной исторической эпохи, хронологические границы которой простираются от 1600 до 1750 гг.

4. Философы и ученые эпохи барокко:

Англия -Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) – «Опыт о человеческом разуме», Исаак Ньютон – (1643-1727)

Франция - Рене Декарт (1596-1660) – основоположник рационализма - «Я мыслю – следовательно, я существую»

Германия - Иоганн Кеплер (1571-1630), Готфрид Лейбниц (1646-1716)

Италия – Галилео Галилей (1564-1642)

Голландия - Бенедикт Спиноза (1632-1677)

5. Направления в искусстве, существовавшие в рамках единого хронологического периода – эпохи барокко:

Следствие противоречивости и переходности эпохи барокко - сосуществование различных направлений в рамках одного хронологического периода:

- барокко

- Ренессансный реализм (Сервантес, Лопе де Вега)

- Классицизм (Корнель, Расин, Мольер)

- рококо

6. Главные события в сфере музыки и театра:

Рождение оперы, которая выводит на сцену солиста.

Развитие инструментальной музыки как самостоятельной жанровой сферы.

Установление принципов классицизма – одного из ведущих направлений искусства XVII века - во французском театре.

Выдвижение в качестве ведущего вида искусства – театра.

7. Шекспир и театр в Англии:

Главная цель искусства барокко - поразить, потрясти воображение, поэтому театральность стала его неотъемлемой чертой.

Не случайно одна из самых популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра.

«Весь мир –театр» - авторство этой фразы традиционно приписывается Уильяму Шекспиру (монолог Жака из комедии "Как вам это понравится«)Mundus universus exercet histhonam – в переводе с латинского: Весь мир занимается лицедейством.

Эта строка украшала фронтон здания в Лондоне, где размещался театр «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир.

Однако эти слова принадлежат римскому писателю Гаю Петронию (1 в. н.э.).

Шекспировский театр был построен в 1599 году из балок разобранного первого публичного (общедоступного) театрального здания, построенного в 1576 году Джеймсом Бёрбеджем, руководителем одной из странствующих трупп. Оно носило незамысловатое название «Театр»

Ромео и Джульета, сон в летнюю ночь, король Лир..

8. Особенности европейской театральной архитектуры и декораций в эпоху барокко:

Декорации выражали барочную идею бесконечности и беспредельности мира, в котором человек уже не мера всех вещей (как это было в эпоху Ренессанса), а лишь малая частица этого мира.. Другая черта декораций 17 в. – их динамичность и изменчивость: на сцене (и на «земле», и под «водой», и в «небесах») совершалось множество самых фантастических, мифологических метаморфоз, событий, превращений.

Технически мгновенные смены одних картин другими производились сначала с помощью телариев (трехгранных вращающихся призм). Затем были изобретены кулисные механизмы и целая система театральных машин.

Ведущие мастера декорационного барокко 17 в. – Б.Буонталенти, Дж. и А.Париджи, Л.Фуртенбах, Л.Бурначини, Г.Мауро, Ф.Сантурини, К.Лотти, наконец, Дж.Торелли, который реализовывал итальянскую систему оформления спектаклей в Париже.

9. Опера барокко:

сюжеты - историко-легендарные, мифологические; комедийно-бытовые; типизированные герои по их характеру и чувствам; типизированные сюжетные схемы положений и ситуаций;

3-х актная композиция, номерная структура;

Откристаллизовались типизированные оперные формы: Sinfonia – инструментальное вступление к опере

Арии - основные типы: ария lamento, бравурная/героическая, пасторальная, легкая/буффонная.

Речитативы

10. Основные черты и представители классицизма во Франции:

В основе классицизма лежат принципы рационалистической философии Р. Декарта, обусловившие взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил.

Эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Правило трех единств – места, времени, действия.

В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция).

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Особенностью этого периода классицизма стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.