ЛЕКЦИЯ 4. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
- Хронологические границы искусства эпохи Возрождения (Ренессанса):
Треченто. Проторенессанс 1-й половины Х III - начала ХIV века.
Кватроченто. Раннее Возрождение XV века.
Чинквеченто. Высокое Возрождение с конца XV- первой трети XVI века.
Позднее Возрождение в середине и второй половине XVI века
- Этапы развития Возрождения в Европе:
Формируется аполитическая монархия, укрепляются эконом и обществ вольности городов. Духовное брожение приводит к реформации и контрреформации.
- Основные черты и открытия эпохи: открытие америки-1492, америго вескучи, колумб. Васко де гамма - путь индии. магелан- кругосветное путешествие. Открытие гелиоцентрической системы (коперник)-центр вселенной солнце.
4. Два главных образца для подражания в искусстве Ренессанса: (мартин лютер-реформатер германии, протестанист)
· Античность (образцово-классическое искусство)
· Природа (подражание природе, художник соревнуется с Великим Творцом)
- Родиной Возрождения является ……………Италия……………………..
Основные центры: Флоренция(цветущая. Центр ренессанской культуры), Венеция(праздничная, потрясающая), Рим.
- Особенности итальянского искусства эпохи Возрождения:
· Архитектура – наряду со строительством соборов(Св. Марка, Св. Петра) и церквей, важное место занимают светские архитектурные постройки- плаццо(Медичи), ратуши, городские площади(св. Петра), и т.п. Паладио-арх.(Вилла Ротонда)
· Живопись – Дюрер-гравюры, Альберти – говорил природа есть Бог. Леонардо давинчи(джоконда, , рафаэлло(образ богоматери, сикстинская капелла, автопортрет), микеланжело(пьета-жалость, фреска-«страшный Суд» – великие мастера Рима.
Появляется: объем, перспектива, меняются жанры, появление античных сюжетов, мифов, портретов, бытовые, пейзажи, гравюры.
· Литература – (иоган гутенбекрг-1440г. Книгопечатание) литературный язык-данте, рождается первая лит школа, устанав лит язык тосканского диалекта, появляются жанры- баллады, сонеты, реалистические новеллы, секстины, мадригалы, канцоны.
Петрарка Франческо, Покаччо Джовани.
· Театр – народная комедия комедия масок в 15в. 15в возрождается античная комедия и в начале 16в ант трагедия, ем самым утверждается форма светского театра
· Музыка –рассвет духовной музыки – мессы. Развитие светской, городской культурры раманселла, шансон(фо франции), фроттола, лид(в Германии)
Франческо Ландини (франческо слепой)1325(35)-1397-органист и композитор.
Джованни Пьерлуджи Да Полистрина
7. Определение понятий и явлений:
Гумманизм | Человеческий, интеллектуальное движение возникшее в италии(флоренция) в второй половине15 века положившее учение о человеке.(воспитание нового человека) |
Медичи | Олигархическое семейство. С 13-18 в неоднократно становились правителями Флоренкии. Меценаты. |
Северное Возрождение | Готика роль 16-25 |
Метризы | -школа, первые образовательные учреждения, певчих. Тривиий-граматика, риторика, диалектика. квадрий-арифметика астрономия,Музыка,геометрия |
- Нидерландская полифоническая школа сложилась в …… веке. Она включает следующих композиторов:гийом Дюфари1440-1474, жиль беншуа14
Иоханес икегем
Жоскен депре
Андриан вилларт
Основные жанры творчества
- Возрождение во Франции.
Франциск1 Валуа. Привил ренесатские идеи. выстроил культуру по венесанской. Дворец фонтебло. Развитие поэтического искусство(Плеяда-1549). Академия поэзии и музыки(антуан де баиф)
- Возрождение в Германии.
Конец 15-16в а. Дюрер(1471-1528)немецкий живописец и график. Гравюра- меланхолия.
Матиас грюнеарт (Малое распятие, адам и ева, мадонна с младенцем.
Гл деатель Максимилиан1 приблизил музыкантов художников, издавал литературу.
Музыка-майсиерзингеры-мастера пения(иск родилось в ремесленных цехах) ганс сакс один из знаменитых майстерзингеров.
- Возрождение в Англии.
Центр кембридж оксфорд. Англ гуманизм возрад театр, шекснир
ЛЕКЦИЯ 5. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (2)
1. Культурный фундамент европейской цивилизации: обращение к технике масляной живописи в Италии. Веницианская республика-Очаг ренессансной культуры и гуманизма,иствоздалель альфреда мануция
2. Развитие группового портрета в интерьере.
Синтез нидерландских и флорентийских влияний в его творчестве. Новизна художественных приемов в монументальной живописи и в организации с ее помощью архитектурного пространства. Герцог Лодовико Гонзага с семьёй и приближёнными. Роспись камеры дельи Спози в мантуанском дворце герцога Гонзага (1471-1474).
3. Идея произведения «Святая аллегория» (1488) Джованни Беллини:
Джованни Беллини. Святая аллегория (1488 г.). Его представление о природе как о главном гармонизирующем начале. Тишина и созерцательность произведений, метафоричная емкость его образов. Поиск пространственного равновесия. Колористические достижения мастера.
4. Определение воздушной перспективы:
Целомудренная поэтичность его образов, унаследованная от Джованни Беллини. Реформатор живописи (Мантенья, Леонардо да Винчи) пишет на литературные темы, стремится к одухотворённости и психологизму, вводит изображение нагого тела, передаёт состояние природы, предпочитая воздушную перспективу, тонкие переходы цвета по мере удаления от глаз зрителя, и цветовые отношения в свету и тенях.
5. Эволюция исторического жанра на примере многофигурной композиции Веронезе.
6. Отличительные черты мировоззрения, понимания образа человека и природы в Северном Возрождении.
Религиозные войны, движение Реформации. Развитие капиталистических отношений в городах, преобладание бюргерского уклада.
Идеал благочестия, уважения к «среднему человеку», любовь к природе.
Отсутствие культа героической личности.
Преклонение перед природой, космический взгляд на мир.
Своеобразие искусства Северного Ренессанса, его готические основы, ограниченное влияние античности.
Представление о человеке как о части природы.
Эмпирическое осмысление пространства, в большей степени эмоциональное, чем рациональное.
7. Основные черты нидерландской школы живописи.
Формирование в I половине XV века – Робер Кампен («мастер из Флемаля»), Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг.
Ян ван Эйк (1390-1441). Совместная работа с братом Губертом. Близость к бургундскому двору, аристократичный характер творчества. Пантеизм. Гентский алтарь (1432 г.). Цельность представления о мире в сочетании с любовью к деталям, разработка уникального колорита.
Пантеизм, натурализм,…
Живопись Южных Нидерландов. Готическая религиозность и реализм в творчестве Рогира ван дер Вейдена, последовательность его композиционных поисков. Снятие с креста (1437-1438 гг.).
Драматизм образов Гуго ван дер Гуса, высокое представление о человеке, простонародность образов; поиск трехмерного пространства и колористического напряжения. Алтарь Портинари (1473-1475 гг.).
Аристократичный характер и рафинированная декоративность живописи Ганса Мемлинга. Страшный суд (1466-1473 гг.).
Нидерланды под властью Габсбургов в XVI веке. Гуманизм в Нидерландах (Эразм Роттердамский). Проникновение идей Реформации, особенно кальвинизма. Иконоборчество. Усиление испанского диктата во второй половине XVI века, католическая реакция. Революция в Нидерландах, отделение северных штатов (Голландии). Живопись Нидерландов конца XV-XVI века – Иероним Босх (Иероним ван Акен).
8. Этическая идея произведений Босха.
Соединение средневековья и Ренессанса в его искусстве.
Пессимизм мироощущения. Интеллектуальный характер творчества. Фантастика и символика в соединении с реалистичностью изображений, использование фольклорных мотивов. Этическая идея Босха. Образ «человечества изнутри». Воз сена (1500-1502). Страшный суд (1503-1504).
9. Главные черты произведений Брейгеля.
Ирония и метафоричность произведений Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого 1525-1569), философские размышления, отсутствие созерцательности, энергия жизни в его картинах. Самобытность многофигурных композиций. Ощущение необъятности мира. Слепые (1568 г. Все идут за ним, нищие, больные и все они попадают в пропасть). Охотники на снегу (1565 г.)
10. Определение гравюры: (с фр – оттиск. Печать)= эстамп вид печатной графики, многотиражна
вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок», которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке, в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением. Плоска печать- литография. Высокая гравюра- ксилография(дерево, рисую, Пишу). Линогравюра, углубленная гравюра- офорт, гравюра на метале.
11. Основная тема картины-завещания Дюрера «Четыре апостола» (1526).
«Четыре апостола» (1526) воплощают образы поборников истины и справедливости, чьи изречения направлены против лжепророков и лжеучений. Картина-завещание преподнесена в дар городу.
Четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн(в красном плаще)персонифицирует темперамент сангвинический; Петр, старый и усталый, - флегматический; свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк - типичный холерик; настороженный и злой Павел(в бело-голубом плаще) – меланхолик.
Гравюра на меди. Меланхолия (1514 г.). Сочетание монументальности и детальной конкретности изображений ассоциируется с глубокой преданностью натуре и стремлением воспроизвести её с максимальной точностью.
Масштаб и универсальность личности Альбрехта Дюрера. Адаптация идей итальянского Возрождения, их плодотворный синтез с национальной готикой. Новый тип художника-учёного. «Четыре книги о пропорциях» (1528). Автопортрет (1498).
12. Тип женской красоты в произведениях Кранаха Старшего.
Светское начало и самобытное освоение античности в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Юдифь (1530 г.) и «Принцесса Сибилла Клевская» (1526) воплощают идеальный тип женской красоты.
13. Что предпочитал раскрыть в содержании картины «Мёртвый Христос» (1591) Гольбейн Младший?
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мёртвый Христос (1521 г.). Религиозное содержание картины отодвинуто на второй план, предпочитая неприкрытый реализм тления трупа. Классический характер, уравновешенность его произведений, отход от готики.