ЛЕКЦИЯ 4. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

  1. Хронологические границы искусства эпохи Возрождения (Ренессанса):

Треченто. Проторенессанс 1-й половины Х III - начала ХIV века.

Кватроченто. Раннее Возрождение XV века.

Чинквеченто. Высокое Возрождение с конца XV- первой трети XVI века.

Позднее Возрождение в середине и второй половине XVI века

  1. Этапы развития Возрождения в Европе:

Формируется аполитическая монархия, укрепляются эконом и обществ вольности городов. Духовное брожение приводит к реформации и контрреформации.

 

  1. Основные черты и открытия эпохи: открытие америки-1492, америго вескучи, колумб. Васко де гамма - путь индии. магелан- кругосветное путешествие. Открытие гелиоцентрической системы (коперник)-центр вселенной солнце.

 

 

4. Два главных образца для подражания в искусстве Ренессанса: (мартин лютер-реформатер германии, протестанист)

· Античность (образцово-классическое искусство)

· Природа (подражание природе, художник соревнуется с Великим Творцом)

  1. Родиной Возрождения является ……………Италия……………………..

Основные центры: Флоренция(цветущая. Центр ренессанской культуры), Венеция(праздничная, потрясающая), Рим.

  1. Особенности итальянского искусства эпохи Возрождения:

 

 

· Архитектура – наряду со строительством соборов(Св. Марка, Св. Петра) и церквей, важное место занимают светские архитектурные постройки- плаццо(Медичи), ратуши, городские площади(св. Петра), и т.п. Паладио-арх.(Вилла Ротонда)

 

· Живопись – Дюрер-гравюры, Альберти – говорил природа есть Бог. Леонардо давинчи(джоконда, , рафаэлло(образ богоматери, сикстинская капелла, автопортрет), микеланжело(пьета-жалость, фреска-«страшный Суд» – великие мастера Рима.

Появляется: объем, перспектива, меняются жанры, появление античных сюжетов, мифов, портретов, бытовые, пейзажи, гравюры.

 

· Литература – (иоган гутенбекрг-1440г. Книгопечатание) литературный язык-данте, рождается первая лит школа, устанав лит язык тосканского диалекта, появляются жанры- баллады, сонеты, реалистические новеллы, секстины, мадригалы, канцоны.

Петрарка Франческо, Покаччо Джовани.

· Театр – народная комедия комедия масок в 15в. 15в возрождается античная комедия и в начале 16в ант трагедия, ем самым утверждается форма светского театра

 

· Музыка –рассвет духовной музыки – мессы. Развитие светской, городской культурры раманселла, шансон(фо франции), фроттола, лид(в Германии)

Франческо Ландини (франческо слепой)1325(35)-1397-органист и композитор.

Джованни Пьерлуджи Да Полистрина

 

7. Определение понятий и явлений:

 

Гумманизм Человеческий, интеллектуальное движение возникшее в италии(флоренция) в второй половине15 века положившее учение о человеке.(воспитание нового человека)
Медичи Олигархическое семейство. С 13-18 в неоднократно становились правителями Флоренкии. Меценаты.
Северное Возрождение Готика роль 16-25  
Метризы -школа, первые образовательные учреждения, певчих. Тривиий-граматика, риторика, диалектика. квадрий-арифметика астрономия,Музыка,геометрия  
  1. Нидерландская полифоническая школа сложилась в …… веке. Она включает следующих композиторов:гийом Дюфари1440-1474, жиль беншуа14

Иоханес икегем

Жоскен депре

Андриан вилларт

 

Основные жанры творчества

 

 

  1. Возрождение во Франции.

Франциск1 Валуа. Привил ренесатские идеи. выстроил культуру по венесанской. Дворец фонтебло. Развитие поэтического искусство(Плеяда-1549). Академия поэзии и музыки(антуан де баиф)

 

  1. Возрождение в Германии.

Конец 15-16в а. Дюрер(1471-1528)немецкий живописец и график. Гравюра- меланхолия.

Матиас грюнеарт (Малое распятие, адам и ева, мадонна с младенцем.

Гл деатель Максимилиан1 приблизил музыкантов художников, издавал литературу.

Музыка-майсиерзингеры-мастера пения(иск родилось в ремесленных цехах) ганс сакс один из знаменитых майстерзингеров.

 

 

  1. Возрождение в Англии.

 

Центр кембридж оксфорд. Англ гуманизм возрад театр, шекснир

 

 

ЛЕКЦИЯ 5. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (2)

1. Культурный фундамент европейской цивилизации: обращение к технике масляной живописи в Италии. Веницианская республика-Очаг ренессансной культуры и гуманизма,иствоздалель альфреда мануция

 

 

2. Развитие группового портрета в интерьере.

Синтез нидерландских и флорентийских влияний в его творчестве. Новизна художественных приемов в монументальной живописи и в организации с ее помощью архитектурного пространства. Герцог Лодовико Гонзага с семьёй и приближёнными. Роспись камеры дельи Спози в мантуанском дворце герцога Гонзага (1471-1474).

 

3. Идея произведения «Святая аллегория» (1488) Джованни Беллини:

Джованни Беллини. Святая аллегория (1488 г.). Его представление о природе как о главном гармонизирующем начале. Тишина и созерцательность произведений, метафоричная емкость его образов. Поиск пространственного равновесия. Колористические достижения мастера.

 

 

4. Определение воздушной перспективы:

Целомудренная поэтичность его образов, унаследованная от Джованни Беллини. Реформатор живописи (Мантенья, Леонардо да Винчи) пишет на литературные темы, стремится к одухотворённости и психологизму, вводит изображение нагого тела, передаёт состояние природы, предпочитая воздушную перспективу, тонкие переходы цвета по мере удаления от глаз зрителя, и цветовые отношения в свету и тенях.

 

 

5. Эволюция исторического жанра на примере многофигурной композиции Веронезе.

 

6. Отличительные черты мировоззрения, понимания образа человека и природы в Северном Возрождении.

Религиозные войны, движение Реформации. Развитие капиталистических отношений в городах, преобладание бюргерского уклада.

Идеал благочестия, уважения к «среднему человеку», любовь к природе.

Отсутствие культа героической личности.

Преклонение перед природой, космический взгляд на мир.

Своеобразие искусства Северного Ренессанса, его готические основы, ограниченное влияние античности.

Представление о человеке как о части природы.

Эмпирическое осмысление пространства, в большей степени эмоциональное, чем рациональное.

 

 

7. Основные черты нидерландской школы живописи.

Формирование в I половине XV века – Робер Кампен («мастер из Флемаля»), Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг.

Ян ван Эйк (1390-1441). Совместная работа с братом Губертом. Близость к бургундскому двору, аристократичный характер творчества. Пантеизм. Гентский алтарь (1432 г.). Цельность представления о мире в сочетании с любовью к деталям, разработка уникального колорита.

Пантеизм, натурализм,…

Живопись Южных Нидерландов. Готическая религиозность и реализм в творчестве Рогира ван дер Вейдена, последовательность его композиционных поисков. Снятие с креста (1437-1438 гг.).

Драматизм образов Гуго ван дер Гуса, высокое представление о человеке, простонародность образов; поиск трехмерного пространства и колористического напряжения. Алтарь Портинари (1473-1475 гг.).

Аристократичный характер и рафинированная декоративность живописи Ганса Мемлинга. Страшный суд (1466-1473 гг.).

Нидерланды под властью Габсбургов в XVI веке. Гуманизм в Нидерландах (Эразм Роттердамский). Проникновение идей Реформации, особенно кальвинизма. Иконоборчество. Усиление испанского диктата во второй половине XVI века, католическая реакция. Революция в Нидерландах, отделение северных штатов (Голландии). Живопись Нидерландов конца XV-XVI века – Иероним Босх (Иероним ван Акен).

 

8. Этическая идея произведений Босха.

Соединение средневековья и Ренессанса в его искусстве.

Пессимизм мироощущения. Интеллектуальный характер творчества. Фантастика и символика в соединении с реалистичностью изображений, использование фольклорных мотивов. Этическая идея Босха. Образ «человечества изнутри». Воз сена (1500-1502). Страшный суд (1503-1504).

9. Главные черты произведений Брейгеля.

Ирония и метафоричность произведений Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого 1525-1569), философские размышления, отсутствие созерцательности, энергия жизни в его картинах. Самобытность многофигурных композиций. Ощущение необъятности мира. Слепые (1568 г. Все идут за ним, нищие, больные и все они попадают в пропасть). Охотники на снегу (1565 г.)

 

10. Определение гравюры: (с фр – оттиск. Печать)= эстамп вид печатной графики, многотиражна

вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок», которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке, в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением. Плоска печать- литография. Высокая гравюра- ксилография(дерево, рисую, Пишу). Линогравюра, углубленная гравюра- офорт, гравюра на метале.

 

11. Основная тема картины-завещания Дюрера «Четыре апостола» (1526).

«Четыре апостола» (1526) воплощают образы поборников истины и справедливости, чьи изречения направлены против лжепророков и лжеучений. Картина-завещание преподнесена в дар городу.

Четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн(в красном плаще)персонифицирует темперамент сангвинический; Петр, старый и усталый, - флегматический; свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк - типичный холерик; настороженный и злой Павел(в бело-голубом плаще) – меланхолик.

 

Гравюра на меди. Меланхолия (1514 г.). Сочетание монументальности и детальной конкретности изображений ассоциируется с глубокой преданностью натуре и стремлением воспроизвести её с максимальной точностью.

Масштаб и универсальность личности Альбрехта Дюрера. Адаптация идей итальянского Возрождения, их плодотворный синтез с национальной готикой. Новый тип художника-учёного. «Четыре книги о пропорциях» (1528). Автопортрет (1498).

 

12. Тип женской красоты в произведениях Кранаха Старшего.

Светское начало и самобытное освоение античности в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Юдифь (1530 г.) и «Принцесса Сибилла Клевская» (1526) воплощают идеальный тип женской красоты.

 

13. Что предпочитал раскрыть в содержании картины «Мёртвый Христос» (1591) Гольбейн Младший?

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мёртвый Христос (1521 г.). Религиозное содержание картины отодвинуто на второй план, предпочитая неприкрытый реализм тления трупа. Классический характер, уравновешенность его произведений, отход от готики.