Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны

Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда

Стратегической задачей России в XXI в. является завоевание достойного места в международном разделении труда, позволяющее реализовать ее главные конкурентные преимущества: фундаментальное и универсальное высшее естественно-научное и техническое образование, разносторонний научный потенциал, технологические заделы и современные производства в ряде перспективных секторов экономики, а также огромные природные ресурсы. Это сделает реальным быстрый рост валового внутреннего продукта, победу над бедностью, укрепление международных позиций страны.
Но реализация конкурентных преимуществ нашей страны требует существенной структурной перестройки экономики. России бесполезно стремиться стать «мастерской мира» по выпуску товаров массового спроса. Это ведет лишь к неприемлемо низкому уровню оплаты труда и превращению нашей страны в средоточие устаревших индустриальных технологий, не отвечающих экологическим требованиям и выводимых поэтому со своих территорий развитыми государствами Европы, Америки и Азии.

Цель структурной перестройки экономики — сделать Россию «мировым технологическим центром», превращающим фундаментальные и прикладные исследования в промышленные образцы технологий и продуктов, выгодно реализующим созданную интеллектуальную собственность.

Нам нужно научиться видеть в научной идее образ нужного рынку продукта, создавать промышленный образец и продавать его за большие и очень большие деньги.
В среднесрочной перспективе надо создать динамично развивающийся высокотехнологичный сектор экономики, обладающий ресурсами для саморазвития и оказывающий значимое влияние на структуру и темпы роста экономики и науки. Необходимое условие — сохранение существующего ядра его научного и образовательного потенциала. Следует создать конкурсную, публичную систему предоставления значительных грантов (на приобретение оборудования и рост оплаты) учебным и научным учреждениям, обладающим международно признанным кадровым потенциалом, внесшим ощутимый вклад в фундаментальную и прикладную науку.

Эффективное использование природных ресурсов страны еще долго будет оставаться прочным фундаментом для экономического развития России, служить основным «магнитом» иностранных инвестиций. Важно превратить рачительное использование природного потенциала в факторы экономического прорыва, структурной перестройки экономики, стимулирования высоких темпов ее роста. Выстроить стратегию последовательного превращения природного потенциала в фундамент для экономического прорыва в «постуглеводородную» эру. Именно это позволит России реализовать перспективную модель «энергетической сверхдержавы» в условиях постоянно растущих цен на природные ресурсы и подготовиться к моменту перехода мира на принципиально новые способы получения энергии.

Главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее технологическая и организационная отсталость. Отсталость ведет к неэффективности — те же самые затраты труда, сырья, энергии, что и в более развитых странах, приносят у нас в несколько раз меньшую отдачу. А это чревато дальнейшей потерей нашей страной глобальной конкурентоспособности. Выход — в стратегии инновационного развития. Мы должны перейти к масштабной модернизации существующих производств во всех отраслях экономики. Нам необходимо принципиально иное качество управления предприятиями, изменение практически всех используемых технологий, замена огромного парка машин и оборудования. Нам нужны лучшие технологии — энергоэффективные, экономичные и экологически чистые.

Такая стратегия опирается на мощный человеческий потенциал России, требует более эффективного применения знаний и умений людей, постоянного обновления технологий. Инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал — в структуры образования, здравоохранения, социального обеспечения. Он также требует создания национальной инновационной системы, которая обеспечит быстрое внедрение новейших научных достижений в экономическую и социальную жизнь нашей страны.

 

Сохраняя демократический порядок в нашей стране, ее граждане ради защиты собственных прав и образа жизни должны участвовать в поддержании баланса многообразия в мире. Россия, навсегда расставшись с прежними претензиями на мировую гегемонию, сделала это не для того, чтобы кто-то претендовал на место гегемона.

Миссия России в мире — быть на стороне сообщества суверенных демократий и свободного рынка против каких бы то ни было глобальных диктатур и монополий; сделать национальный суверенитет фактором справедливой глобализации и демократизации международных отношений.

Но участвовать в определении мировой повестки дня, общепланетарных правил игры и решать свои внутренние, социально-экономические задачи без надежной защиты собственного государства невозможно. Такую защиту обеспечивают только боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные силы. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. Как говорил еще император Александр III, у России только два настоящих союзника: ее армия и флот.

В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. Такая модернизация ввиду возросшего числа военных и террористических угроз в мире в XXI в. является задачей общенационального значения.

России нужны мобильные Вооруженные силы, обладающие высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом. За счет мобильности можно компенсировать меньшую, чем раньше, численность армии при сопоставимых по масштабу защищаемых территориях. От Китая до Европы, от Кавказа до Афганистана простираются операционные направления наших возможных военных действий. И это даже без учета возникновения ситуаций, требующих «проецирования силы», т. е. демонстрации военных возможностей России за пределами ее сухопутных границ!

Встречается мнение, что все проблемы Российской армии будут решены, если мы перейдем с призывного на контрактный принцип комплектования, заменим всеобщую воинскую обязанность профессиональной армией.

Действительно, самые современные и эффективные армии мира — США и Великобритании — комплектуются контрактниками-профессионалами. Но эффективность и могущество этих армий базируются не только и не столько на принципе контракта, сколько на огромном военном бюджете, крайне дорогостоящих оборонных технологиях, наиболее прогрессивных принципах военной стратегии и организации. Если сосредоточить все внимание на системе комплектования армии, но упустить из виду другие, зачастую более важные аспекты обороноспособности, мы получим армию, принципиально не отличающуюся по своей эффективности от нынешней, но при этом гораздо более наклáдную, неподъемную для государственного бюджета.
Российская армия и силы безопасности должны приобрести мобильный характер, получить новое, высокоточное вооружение, перейти на новую организационно-штатную структуру. От крупных, но малоподвижных соединений советского периода — к небольшим по численности, но мобильным, хорошо обученным и оснащенным подразделениям, способным эффективно действовать самостоятельно и на большом удалении от мест постоянного базирования.
Россия нуждается в мощных и модернизированных силах ядерного сдерживания, охлаждающих пыл потенциальных противников. Необходимо поддерживать ракетно-ядерные силы, средства космической разведки и раннего предупреждения, гарантирующие от внезапного удара и обеспечивающие возможность нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику.

Необходимое условие военной реформы — широкий диалог между армией и обществом, создание атмосферы взаимного доверия, понимание обществом реальных проблем армии.

Это прежде всего касается проблемы профессионализации армии, уничтожения позорящей ее и отравляющей ее отношения с обществом системы «дедовщины» (неуставных отношений). Принятая программа изменения принципов комплектования Вооруженных сил предусматривает постепенное сокращение срока службы по призыву с двух до одного года и увеличение удельного веса профессиональных военных (контрактников).

Необходимо также создать в армии профессиональный сержантский корпус — категорию младших командиров и технических специалистов, образующих, наряду с офицерами, «становой хребет» армии. Это позволит поднять качество эксплуатации дорогостоящей военной техники, победить «дедовщину».
Параллельно должен быть решен вопрос о масштабном повышении окладов офицерскому составу, которое позволило бы командирам думать о боевой подготовке войск, а не о выживании своих семей. Важно создать сильную мотивацию офицеров для их карьерного роста. Выпускники военных академий при назначении на должности в войсках должны получать оклады, жилищные условия, достойные офицеров, а не увольняться сразу по получении военного образования или после первых двух-трех лет службы.