Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения

Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.
Для этого мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей.

Прежде всего мы должны решить самые насущные проблемы: качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. На это нацелены разработанные государством и начавшие реализовываться в 2006 г. приоритетные национальные проекты.

Благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для создания нормальной семьи. Ставший в последние годы ощутимым рост доходов граждан тем не менее не позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество. Строится мало жилья, к тому же оно часто не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. Часто в одной квартире вынуждено проживать сразу несколько поколений.

Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России. Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. как минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами.

На решение этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг.

Чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках. Граждане России не обязаны оплачивать стоимость административных и коррупционных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов. Следует обеспечить принятие муниципалитетами четких правил землепользования и застройки, упрощение процедур разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры — все это необходимо для сокращения времени и затрат по строительству.
Но в любом случае останется часть малоимущих граждан, которые не способны за счет собственных средств купить себе квартиру. Им государство должно гарантировать предоставление социального жилья. Чтобы это стало реальностью, надо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей. В некоторых регионах приняты региональные программы обеспечения молодых семей жильем через ипотечное кредитование (в основном это регионы-доноры, экономика которых быстро развивается и позволяет успешно решать социальные проблемы жителей).

Следующий приоритет — модернизация здравоохранения. Сегодня продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет ниже, чем в Польше, на 5 лет ниже, чем в Китае. Прежде всего это связано с высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность хотя и сокращается, но все равно остается в полтора-два раза выше, чем в развитых странах. Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. И по сей день во всей системе предоставления медицинских услуг их качество и доступность продолжают снижаться, а затраты только растут. Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что нужно доплачивать. При этом в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные граждане.

Главная цель модернизации здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандартымедицинских услуг — с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными, но обязательными требованиями к условиям оказания медпомощи. Только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.

Образование и наука — ключевые источники конкурентоспособности любой нации в информационную эпоху. Система образования — такая же инфраструктура будущей экономики знаний, как трубопроводы для теперешней экономики нефти. И требует не меньшего внимания и сопоставимых инвестиций.

Некоторые конкурентные преимущества, унаследованные от СССР (очевидные в энергетике, коммуникациях, обороне и в самой сфере образования), должны использоваться для устойчивого развития глобально значимой национальной экономики. Могущественная энергетическая держава возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива. Интеллектуальная мобилизация на подъем перспективных отраслей, доступ к научно-техническим ресурсам великих экономик, усвоение современной исследовательской и производственной культуры могут стать главнейшими задачами и школ, и университетов, и внешней политики, и международной научной и промышленной кооперации.

Российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования. А это в первую очередь означает повышение требований к общему и профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров.
Одна из самых серьезных проблем — недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение количества общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей — особенно из отдаленных городов и сел — получить качественное образование. Выпускники школ — независимо от имущественного положения родителей — должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. А молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, надо обеспечить возможность для сдачи вступительных экзаменов в них на местах.
Следует также стремиться к тому, чтобы большинство выпускников профессиональных учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства и рынков труда в необходимых им специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения целевого бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. В интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать.
Россия должна внедрить в практику современные образовательные стандарты мирового уровня, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах. Мы также должны глубже интегрировать образование и научную деятельность.
Национальные проекты уже стали серьезным экзаменом на государственную состоятельность существующей системы власти. Стало понятно, насколько «заржавела» государственная машина, насколько ее состояние не соответствует задачам, стоящим перед страной, сдерживает темпы ее развития. Полученный опыт следует использовать в качестве полезного эксперимента по отработке механизмов проектного государственного управления, позволяющего преодолеть разболтанность государственного аппарата.

Национальные проекты должны превратиться в своеобразную «лабораторию» по выращиванию обновленного, дееспособного государства, ориентированного не на поддержание собственного господства, а на удовлетворение подлинных потребностей страны и народа.