Тема 13. Советское государственное управление

Гг.).

Тема 12. Государственное управление в годы гражданской войны

Становление советской системы управления. Государственно-охранительная управленческая линия белого движения. «Третий путь» в государственном строительстве и управлении. Государственное управление по-большевистски.

 

Становление советской системы управления.Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрирова­но 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и др.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание поки­нули представители бундовцев, правых эсеров и часть меньше­виков, а большевики получили дополнительно более 80 голосов за счет прибытия опоздавших. В написанном В.И. Лениным об­ращении «Рабочим, солдатам и крестьянам!» было зафиксирова­но взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах.

Съезд сформировал новые органы власти. Они были опре­делены в следующем виде. Верховным органам власти объяв­лялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный испол­нительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были больше­виками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернацио­налистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б.Каменев, ко­торого 8 ноября сменил Я.М.Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.

Съезд сформировал правительство - Совет Народных Комис­саров. Отличительной чертой новой власти было соединение зако­нодательной и исполнительной функций. Меньшеви­ки-интернационалисты отказались войти в правительство, левые эсеры колебались[179], поэтому Совнарком был сформирован из од­них большевиков при многопартийном ВЦИКе в следующем со­ставе:председатель Совета - В.И.Ленин (47 лет);народные комиссары:по внутренним делам - А.И.Рыков (36);земледелия - В.П.Милютин (33);труда - А.Г.Шляпников (32);по делам военным и морским - комитет в составеВ.А. Овсеенко (Антонов) (34), Н.В.Крыленко (32), П.Е.Ды­бенко (28);по делам торговли и промышленности - В.П.Ногин (39);народного просвещения - А.В. Луначарский (42);финансов - И.И.Скворцов (Степанов) (47);по делам иностранным - Л.Д.Бронштейн (Троцкий) (38);юстиции - Г.И.Оппоков (Ломов) (29);по делам продовольствия - И.А.Теодорович (42);почты, телеграфов - Н.П.Авилов (Глебов) (30);председатель по делам национальностей - И.В. Джугашви­ли (Сталин) (38).

Все члены правительства имели опыт нелегальной и легальной революционной деятельнос­ти, многие знали по нескольку иностранных языков, имели свои подходы к управленческим проблемам. II Всероссий­ский съезд Советов принял Декрет о мире и Декрет о земле. В Декрете о мире Советское правительство обращалось ко всем пра­вительствам воюющих стран и их народам с предложением на­чать немедленные переговоры о заключении справедливого, де­мократического мира без аннексий и контрибуций.

Советская власть не смогла бы упрочиться без решения вопроса о земле. При работе над Декретом о земле Ленин использовал эсеровский наказ о «социа­лизации земли», составленный на основании 242 местных крес­тьянских наказов, и целиком включил его раздел «О земле» в текст декрета. Таким образом, сами крестьяне решили аграрный вопрос. В наказе содержалось требование отмены частной соб­ственности на землю. Согласно Декрету о земле помещичьи земли конфисковывались без выкупа и передавались в пользование крестьянам, делились по принципу уравнительного землеполь­зования[180].

Победил об­щинный принцип распределения земли, который означал изъ­ятие ее из торгового оборота и уравнительный раздел земствами (Советами) между крестьянами.

Декрет о земле стал весомым аргументом к приглашению левых эсеров в большевистское правительство, одной из задач которого было претворение Декрета о земле в жизнь.Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились к 10 декабря 1917 года. В состав СНК вошли семь представителей партии левых эсеров: В.А.Алгасов - нарком внутренних дел, Н.Ф.Измайлов - нарком по дворцам республики; В.А.Каре­лин - нарком имуществ республики, А.Л.Колегаев - земле­делия; Михайлов - по военным и морским делам; П.П. Прошьян - почт и телеграфов; В.Е.Трутовский - по городским и земским самоуправлениям; Н.З.Штейнберг - юстиции. В осталь­ных наркоматах представители партии левых эсеров заняли по­сты заместителей наркомов и членов коллегий. Посланцы партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.

До 16 марта 1918 года блок с левыми эсерами был правитель­ственным, пока они, осудив ратификацию Брестско­го мира, не вышли из СНК. Левые эсеры являлись члена­ми не только СНК РСФСР, но и правительств региональных рес­публик, руководили многими Советами и ревкомами. Замести­телями наркомов СНК были левые эсеры Н.Н.Алексеев (Наркозом), Г.Д.Засс (Наркомпрос), А.А.Шрейдер (Наркомюст), чле­нами коллегий были назначены П.Е.Лазимир (Наркомвнудел), а также В.Ф.Зита, М.А.Левин, С.Д.Мстиславский и др. В борь­бе с антисоветскими силами юга в октябре 1917 - феврале 1918 г. левые эсеры принимали участие как командующие различными группами войск: А.И.Автономов, М.К.Левандовский, Г.К.Пет­ров, Ю.В.Саблин, И.А.Сирадзе, М.А.Муравьев (начальник штаба Южного фронта), П.П.Прошьян (комиссар по делам Ук­раины).

3 января 1918 г. на заседании ВЦИК левые эсеры голосовали за утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа. 5 января открылось Учредительное собрание, кото­рое должно было утвердить Декларацию, но правоэсеровское его большинство отказалось от ее обсуждения[181]. Тогда большевики, а через день и левые эсеры покинули это собрание. Спустя суткилевые эсеры вместе с большевиками единодушно голосовали во ВЦИКе за роспуск Учредительного собрания. Его делегаты - ле­вые эсеры - были включены в состав ВЦИК.

Зенитом существования левого блока был III Всероссийский съезд Советов, который проходил в Петрограде 10-13 января 1918 г. Он был созван, как говорилось в Постановлении ВЦИК, чтобы «силой Советов поддержать левую половину Учредитель­ного собрания против его правой «соглашательской половины». С помощью левых эсеров большевики решили на съезде задачу создания единых органов рабо­че-крестьянской власти и 13 января 1918 г. объединились в III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депута­тов[182]. Был избран единый ВЦИК, в который вошли 160 больше­виков и 125 левых эсеров. Съезд утвердил Декларацию прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа.

Компромиссом народнического и марксистского подходов к решению аграрного вопроса явился Закон «О социализации зем­ли», утвержденный съездом. Центральные и местные органы вла­сти начали проводить его в жизнь.

К началу 1918 г. были распущены старые органы власти и управления, в основном были сформированы наркоматы. 2 декаб­ря 1917 г. при СНК был образован Высший совет народного хо­зяйства (ВСНХ) для руководства хозяйственно-экономической жиз­нью страны. Ближайшей задачей ВСНХ была организация рабоче­го управления на национализированных предприятиях и налажи­вание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность хозяйственных наркоматов.

28 октября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял постановление о создании рабоче-крестьянской милиции. При СНК была образована Всероссийская Чрезвычай­ная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (предсе­датель Ф. Э.Дзержинский). 15 января 1918 г. В.И.Ленин под­писал Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Первона­чально РККА строилась на добровольных началах. 29 января 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота и создан Комиссариат по морским делам.

Упрочение Советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привело к необходимости принятия Основного Закона страны - Конституции РСФСР. Он должен был юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата».

Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4-10 июля 1918 г.). Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, при­нятую на III съезде Советов. В V главе излагались следующие положения: федеративный характер республики; отделение цер­кви от государства и школы от церкви, свобода слова, мнений, собраний для рабочих; обязанность всех граждан работать в соот­ветствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России; пра­во убежища для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам, уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.

Главы с VI по VIII касались организации центральной влас­ти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Сове­тов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Сове­тов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Со­ветов избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуще­ствлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет Народных Комиссаров (Совнарком), в чьи функ­ции входило «общее управление делами Российской Социалисти­ческой Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».

В главе IX были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, а главы с X по XII были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Сове­тов и образованию городских и сельских Советов.XIII главе определялись избирательные права. Право изби­рать и быть избранным получали «все добывающие средства к жизни общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Избирательных прав ли­шались лица, использующие наемный труд, живущие на про­центы с капитала, частные торговцы, монахи и священнослужи­тели, служащие и агенты бывшей полиции.

Государственно-охранительная управленческая линия белого движения.Центром формирования антибольшевистской власти в пер­вый год пролетарской диктатуры были Новочеркасск и Екатеринодар (Краснодар), а с приездом из-за границы в октябре 1918 г. адмирала Колчака таким центром стал и Омск.

В ноябре-декабре 1917 г. на казачьем Дону стали собираться гонимые революцией сторонники спасения государственности. К этому време­ни в Новочеркасске находились примерно 20 тыс. офицеров[183] и бо­лее 20 видных государственных деятелей - сторонников Времен­ного правительства. Здесь было создано антисоветское белогвар­дейское правительство - Донской гражданский совет, которое претендовало на роль всероссийского. Им руководил триумвират, состоявший из генералов М.В.Алексеева (финансы, вопросы «об­щегосударственной» внутренней и внешней политики), Л.Г.Кор­нилова (организация и командование Добровольческой армией), A.M.Каледина (управление Донской областью и командование донским казачеством). В правительство также входили: от Добро­вольческой армии - генералы А.С. Лукомский, И.П.Романовский, А.И.Деникин; от партии кадетов - П.Н.Милюков, М.М.Федоров, князь Г.Н.Трубецкой, А.С.Белецкий, миллионер Н.Е. Пара­монов, В.А.Степанов, П.Б.Струве; от Донского войскового пра­вительства - его председатель М.П.Богаевский.

Генерал A.M.Каледин был сторонником включения в правительство «социалис­тов».Л.Г.Корнилов и М.В.Алексеев начали переговоры с эсером Б.В.Савинковым при посредничестве лидеров партии кадетов П.Н.Милюкова и М.М.Федорова. Савинков доказывал, что «от­межевание от демократии составляет политическую ошибку», что в состав гражданского совета необходимо включить представите­лей партий меньшевиков и эсеров, при этом он заверял, что де­мократия «хлынет в ряды Добровольческой армии». Каледин за­явил, что «без этой уступки демократии» ему не удастся обеспе­чить пребывание на Дону Добровольческой армии. В правитель­ство были включены «социалисты»: Б.В.Савинков, бывший ко­миссар 8-й армии Вендзягольский, и донские деятели П.М.Аге­ев и В.П.Мазуренко. Генералы поручили Савинкову пригласить в правительство члена ЦК партии народных социалистов, участ­ника движения народников Н.В.Чайковского (1850-1926) и Г.В.Плеханова (1856-1918). Речь шла, таким образом, о реорганиза­ции Донского гражданского совета с включением в него извест­ных в России представителей демократии. Однако Г.В.Плеха­нов отказался принять предложение, а встреча Савинкова с Н.В.Чайковским не состоялась. Последний только в марте 1920 г. стал членом Южнорусского правительства.

Руководители донского казачества отводили обвинения боль­шевиков в монархизме и взаимодействовали с демократией. М.П.Богаевский 26 октября телеграфировал А.Ф.Керенскому о приглашении в Новочеркасск «для восстановления и укрепления государственной власти». Орган меньшевиков Юзовки газета «Донецкая мысль» 20 октября писала: «Керенский с войсками на­правляется в Петроград. Войсковое казачье правительство не при­знало нового правительства, объявило себя верховной властью на Дону и приглашает Керенского приехать и возглавить новое правительство». Донское войсковое правительство ожидали А.Ф.Керенского. Оно проводило курс на соглашение с правыми течениями социалистических партий, лавировало между основ­ными противоборствующими сторонами. Это совпадало с позицией партии кадетов, настаивающей на развитии контактов с «со­циалистическими группами, стоящими на госу­дарственной почве».

Таким образом, общерусское правительство - Донской граж­данский совет - было сформировано на принципе коалиции, как и Временное правительство состава 5 мая, 24 июля, 25 сентября 1917 г. Это свидетельствовало, что и после Октября в белом дви­жении имелись сторонники линии А.Ф.Керенского, направлен­ной на объединение всех антибольшевистских сил. Это была вы­нужденная рядом обстоятельств мера. Правительство не имело необходимой поддержки населения, в его окружении по отноше­нию к социалистам отсутствовало единство. Сознавая слабость социалистов, руководители белого движения использовали их в качестве прикрытия приготовле­ний для нанесения удара по большевикам.

В основу деятельности Донского гражданского совета была положена «Политическая программа Корнилова». В ней провозглашались общедемократические свободы и уничтожение классовых привилегий, восстановление «свободы промышленности и торговли», «право собственности», денацио­нализация банков, формирование «русской армии» на доброволь­ческих началах, введение всеобщего начального образования, со­зыв Учредительного собрания для выработки основных законов русской конституции и окончательного конструирования государ­ственного строя, решение аграрного вопроса, сохранение за рабо­чими политико-экономических завоеваний периода Февральской революции «в области нормировки труда, свободы рабочих со­юзов, собраний и стачек», упразднение рабочего контроля и за­прещение социализации предприятий, признание за отдельными народностями России прав «на широкую местную автономию», поддержку стремлений к государственному возрождению Польши, Украины, Финляндии, дальнейшее участие вместе с союзниками в первой мировой войне.

П.Н.Милюков и другие члены ЦК и лидеры кадетов приня­ли участие в Южно-Русской конференции партии, которая открылась в Ростове 13 января 1918 г. с участием представителей парторганизаций не только Дона, но и Москвы, Батуми, Симфе­рополя, Харькова. Были приняты резолюции, где Добрармия рассматривалась как орудие восстановления государствен­ности в соответствии с идеологией кадетов «О единстве и недели­мости Русского государства».

Борьба за формирование нового всероссийского правитель­ства на юге продолжилась летом-осенью 1918 г. Опираясь на казачество, генерал-лейтенант А.И. Деникин объединил в анти­большевистском лагере Дон, Северный Кавказ, Крым, Украину, подчинив себе правительства казачьих и гор­ских областей. Партия кадетов перенесла центр своей деятельности на юг и руководила процессом формирова­ния общероссийской власти. Она провела на юге три юго-восточ­ных съезда партии (в литературе они именуются конференция­ми): в Ростове - 13-15 января 1917 г., в Екатеринодаре – 28-31 октября 1918 г.; в Харькове - 3 ноября 1919 г. На юг переме­стил свою деятельность национальный центр - межпартийнаяантибольшевистская организация, возглавляемая кадетами. Пред­седателем его был М.М.Федоров - бывший министр торговли и промышленности царского правительства, заместителями - руководители партии кадетов П.М.Милюков и П.Д.Долгору­ков. Отделения центра имелись почти во всех крупных городах юга, а также на Урале, в Сибири. Направлениями деятельности организации были:1). составление «законодательных проектов по всем отраслям управления»;2). агитационно-пропагандистская работа[184]; 3). постоянная тесная связь с армиями Деникина, Юденича, Колчака; 4). регулярная связь с руководящими кругами стран Антанты (через В.А.Маклакова, находившегося в Париже). Важную роль в формировании общероссийской власти и лик­видации раскола в партии кадетов между представителями про­германской и антантовской ориентации в борьбе с большевиками сыграл Юго-Восточный краевой съезд кадетов, который прохо­дил в Екатеринодаре 28-31 октября 1918 г. (100 делегатов). Здесь были представлены кадетские организации всей белой России, за исключением Сибири. Съез­дом руководили члены ЦК партии: П.Н.Милюков, В.И.Вернад­ский, М.М.Винавер, В.Д.Набоков, Н.И.Астров, В.А.Степа­нов, К.Н.Соколов, И.П.Демидов, графиня С.В.Панина, М.Л.Менделынтам, В.А.Харламов, а также М.В.Родзянко (быв­ший председатель IV Государственной думы), В.Н.Малянтович (бывший министр юстиции Временного правительства), В.В.Шульгин (депутат IV Государственной думы)[185], Д.Н.Гри­горович-Барский (председатель главного комитета партии каде­тов на Украине), Ф.И.Иваницкий и А.В.Десятов (Харьковский комитет), С.Н.Сирин (председатель Тифлисского ко­митета).

Значительное влияние на решения съезда оказала позиция П.Н.Милюкова как председателя партии. Газета «Приазовский край» 11 октября 1918 г., накануне прибытия П.Н.Милюкова в Екатеринодар, опубликовала интервью Павла Нико­лаевича корреспонденту «Трансокеана» в Киеве, в котором он за­явил, что «исходным пунктом и местом сбора для похода против большевиков следует наметить Добровольческую армию, сража­ющуюся под командованием Деникина», что он «поддерживает план об использовании немцев после занятия Украины в борьбе против большевиков». Хотя Положение о конституционной мо­нархии в марте 1917 г. на 7-м съезде кадетской партии было ис­ключено из ее программы и заменено требованием республики, вождь партии возвратился к дофевральскому 1917 г. требованию кадетов по вопросу о власти.

В резолюции конференции по внешнеполитическим вопро­сам содержалось резкое высказывание против самоопределения и отделения народов бывшей империи. В частности, о Польше было сказано однозначно, что решения Временного пра­вительства об отказе в суверенитете Польши «должны оставаться непоколебимыми». В этом же духе построил свое выступление присутствовавший на конференции французский посол Гонье, под­черкнувший, что «союзники помогут воссоздать былую мощь России». П.Н.Милюков подытожил работу съезда: «III съезд вынес постановление входить в контакт только с теми государственными образованиями, которые откажутся от своей независимости и признают формулу: единая и неделимая вели­кая Россия. Пока Украина этого не сделала. Гораздо легче дого­вориться с Доном, ибо в первой же декларации правительства Краснова было заявлено, что Донское правительство - власть временная, до образования всероссийской власти, которая объе­динит разрозненные земли России».

Позиции кадетов по вопросу о формировании всероссийской власти на съезде в Екатеринодаре были изложены членом ЦК В.А.Степановым в тезисах:

1. «Создание Временной всероссийской государственной влас­ти, единой для всей России», было признано «основной и не­отложной задачей текущего политического момента».

2. «Объединение всех правительств отдаленных частей России для общей деятельности, направленной к образованию еди­ной Всероссийской государственной власти», было определе­но съездом в качестве «очередной задачи партии народной свободы».

3. Добровольческая армия рассматривалась как «общенациональная и общегосударственная сила», центр во­енного и территориального объединения. При этой армии должно формироваться Всероссийское правительство из военных с участием представителей партии кадетов.

4. Съезд высказался за переговоры с эсеровскими правитель­ствами Поволжья, Сибири по вопросу о формировании об­щероссийской власти. Но коалиция с социалистами была признана недопустимой.

5. Съезд признал Юго-Восточный краевой комитет партии на­родной свободы «центром политической деятельности партии на юго-востоке России» (председатель - бывший комиссар Временного правительства в Ростове-на-Дону В.Ф.Зеелер, товарищ председателя - Н.Е.Парамонов, члены: В.М.Бухштаб, М.С.Воронков, секретарь - С.В.Зеленский). Таким образам, съезд санкционировал вступление партии воВсероссийское правительство, именуемое Особым совещанием, состав которого был объявлен через несколько дней после закры­тия съезда: председатель - генерал А.И.Драгомиров, товарищ председателя правительства - В.А.Степанов (кадет), военный ми­нистр - генерал А.С.Лукомский, товарищ военного министра - генерал А.С.Макаренко, министр иностранных дел - С.Д.Сазонов (бывший царский министр), товарищ министра иностранных дел - А.А.Нератов, министр внутренних дел - И.И.Астров (кадет), министр торговли и промышленности - В.А.Ле­бедев (кадет), министр путей сообщения - Э.И.Шуберский.

В соответствии с разработанным кадетами «Временным положением об управле­нии областями, занимаемыми Добровольческой армией» вся полнота власти в районах, подконтрольных Добровольческой армии, принадлежала ее главнокомандующему. Согласно параграфу 2 первого раздела «По­ложения», на захваченной территории сохранили силу законы, изданные до 25 октября 1917 г., но главно­командующий Добровольческой армией, мог вносить изменения в послефевральское законодательство, если считал это нуж­ным и своевременным.

В Особом совещании большинство принадлежало генералам, которые обсуждали вопрос о предложении велико­му князю Николаю Николаевичу Романову принять корону после освобождения России от большевиков. Так, на юге возникло государство «царя Антона» (как полушутливо называли Деникина в Особом совещании).

Осенью 1918 г. наступил новый этап в гражданской войне. 18 ноября 1918 г. адмирал Колчак произвел в Омске военный переворот. Он арестовал социалистов - членов директории и ус­тановил военную диктатуру в Сибири, на Урале, Дальнем Восто­ке, принял титул верховного правителя российского государства и звание главковерха. Антибольшевистские силы страны поддержали иностранные войска 14 го­сударств.

В марте 1919 г. адмирал А.В.Колчак начал наступление от Урала к Волге. Он не стал продвигаться к Цари­цыну на соединение с Деникиным, не стал координировать свои действия с южными армиями и был разбит войсками большевиков. 27 декабря 1919 г. адмирал был пленен белочехами, позже передан большевикам и казнен.

«Третий путь» в государственном строительстве и управлении.Средние слои города и деревни, выразителями интересов которых были умеренные социалистические партии меньшевиков и эсеров, выступили против «белых» и «красных», как выражались, против «аван­тюристов обоих лагерей». После роспуска Учредительного собра­ния ЦК эсеров начал переброску депутатов в Сибирь, Поволжье и другие регионы для организации власти. 8 июня 1918 г. в Самаре был сформирован Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), соединявший в себе все функции власти - законодатель­ную, исполнительную, судебную и военную. Его целью была подготовка к созыву Учредительного собрания. В правительство вошли: Е.Ф.Роговский - председатель, П.Г.Маслов - министр земледелия, В.И.Алмазов - продо­вольствия, В.Н.Филипповский - торговли и промышленности, И.М.Майский - труда, Д.Ф.Раков - финансов, И.П.Не­стеров - путей сообщения, П.Г.Белозеров - почт и телеграфа, В.А.Абра­мов - государственного имущества, П.Д.Климушкин - иностранных дел; А.С.Былинский – юстиции, Е.Е.Лазарев – просвещения, Н.А.Галкин - военный министр, Краснов - государственный контролер. Все министры были эсерами (за исключением беспартийных Краснова, полковника Галкина и меньшевика Майского).

Самарский комуч посылал комиссаров на места, где формировались региональные органы эсеровской всероссийской власти. Например, посланцем на Кубани был бывший городской голова Петрограда эсер Г.И.Шрейдер, возглавивший в Екатеринодаре Юго-Восточный комуч и изда­вавший газету «Родная земля». В кубанское эсеровское правительство вошли представители бывшего Временного правительства (И.В.Пешехонов, В.Н.Малянтович) и местные уме­ренные социалисты - эсеры A.M.Белоусов, М.Г.Бабин-Корень, М.Г.Бочарников, Н.Ф.Березов, представители «Союза возрождения», Кубанской краевой рады, посланцы от партий и различных общественных организаций (всего около 20 человек).

Самарский комуч декларировал восстановление демократи­ческих свобод, раз­решил созыв рабочих конференций и крестьянских съездов, дея­тельность фабзавкомов и профсоюзов, отменил декреты Советской власти, возвратил фабрики, заводы и банки бывшим владельцам, объявил свободу частной торговли, восстановил зем­ства, городские думы, при­знавал необходимость уравнительного распределения земли.

Предметом особой заботы комуча было формирование ар­мии Учредительного собрания. Народная армия формировалась на принципе доброволь­ного привлечения людей в войска, а затем на принципе мобили­зации (срок службы 3 месяца, полное довольствие, жалованье 15 руб. в месяц). За служащими, поступавшими в армию, сохра­нялись должности до окончания срока службы.

К лету 1918 г. Комитету членов Учредительного собрания подчинялась территория от Волги до Урала. Помимо Самарской губернии в нее входили Симбирская, Казанская, Уфимская, Орен­бургская, а также отдельные уезды Саратовской и Пензенской губерний. Территориальное расширение поставило перед комучем задачу организации системы местного управления.

Местное государственное управление при комуче выполняли губернские и уездные уполномоченные. Согласно приказу кому­ча ближайшей задачей губернского уполномоченно­го являлось принятие экстренных мер к восстановлению деятельности губернских учреждений и должностных лиц в тех формах, в каких они функционировали при Временном правительстве.

Комуч возобновил деятельность местного самоуправления: в городах - городских дум, в губерниях и уездах - земских собраний.

Однако на государственное строительство налагала отпеча­ток обострившаяся гражданская война. Сам комуч вынужден был расширять карательные функции своих ведомств, принять учас­тие в вооруженной борьбе. В сентябре 1918 г. Народная армия потерпела ряд поражений от Красной Армии. 7 октября 1918 г. Самара была занята советскими войсками. Комуч бежал в Уфу, где еще 23 сентября уступил власть Уфимской директории. Комитет был переименован в Съезд членов Учредительного собрания. В декабре 1918 г. часть егобыла расстреляна в Омске белогвардейцами. Тогда же «съезд» и «совет» были окончательно упразднены.

В 1918 г. в ряде регионов также были предприняты попытки формирования демократических правительств под флагом уме­ренных социалистических партий.

2 августа 1918 г. в Архангельске было сформировано Верховное управление Северной области под председательством народного социалиста Н.В.Чай­ковского. Правительство отменило декреты Советской власти, ликвидировало советские учреждения, приступило к денациона­лизации промышленности, торговли, флота, домовладений и банков, восстановило частную торговлю, пригласило союзников и начало формирование Славянско-британского легиона. 6 сентября Верховное управление Северной области было арестовано белогвардейцами, но затем освобождено амери­канцами. 28 сентября Н.В.Чайковский в контакте с американ­ским дипломатом Д.Фрэнсисом сформировал Временное пра­вительство Северной области. В январе 1919 г. его возглавил генерал Е.К.Миллер. 20 апре­ля 1918 г. правительство признало верховную власть Колчака.

Временное Сибирское правительство возникло 27 января 1918 г. в Томске в основном из эсеров. Его председателем стал эсер П.Я.Дербер, который одновременно являлся министром зем­леделия. В декларации правительство объявило о борьбе с Совет­ской властью, об авто­номии Сибири и непризнании Декрета о земле. В марте 1918 г. оно находилось в Харбине, вело переговоры с Колчаком, а 29 июня переехало во Владивосток, который был занят белочехамии вскоре самораспустилось. Уполномоченные Сибир­ского правительства в Томске 23 июня 1918 г. создали новое об­разование - Западно-Сибирский комиссариат (председатель и министр иностранных дел эсер П.В.Вологодский), которое было свергнуто Колчаком 18 ноября 1918 г. Власть перешла к белогвардейскому омскому правительству.

Государственное управление по-большевистски.С июля 1918 г. в Советской республике установилась одно­партийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6-7 июля 1918 г. предпри­няла попытку государственного переворота, решением V Всерос­сийского съезда Советов она была исключена из состава Советов.

За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК РКП(б) (из них 59 пленумов, 95 - политбюро, 222 - оргбюро). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60-65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся. Без обсуждения правящей парти­ей не решалась ни одна управленческая проблема.[186].

Вождь большевиков В.И.Ленин призвал превратить Совет­скую республику в единый военный лагерь, призвал не создавать новые госу­дарственные учреждения, а вести работу «через существующие военные учреждения, путем их исправления, укрепления, расширения, поддержки». Он подчеркивал, что «бе­зответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло, которое в воен­ном деле сплошь и рядом ведет неизбежно к хаосу, панике и поражению».

В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно офор­млен переход ко всеобщей воинской повинности. Численность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г. до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн.в конце 1920 г.

На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) - орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредствен­ное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР обязывало советские учреждения, организации и граждан рассматривать и удовлетворять требова­ния РВСР в первую очередь. Председателем являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентяб­ря 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало на разных эта­пах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателембыл Л.Д.Троцкий. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военными дей­ствиями. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган уп­равления - Совет рабочей и крестьянской обороны под предсе­дательством В.И.Ленина. Новый орган власти и управления был призван установить твердый режим во всех отраслях народ­ного хозяйства и координировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кав­каз. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной задачей в этих условиях было мобили­зовать все оставшиеся ресурсы на нужды обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему чрезвычайных мер управления экономикой, назвав их военным ком­мунизмом.

На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий (с 1 октября 1919 г.). Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, повседневное руководство пред­приятиями было сосредоточено в главных комитетах - главках (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено - трест, управлявший несколькими предприятиями. Такая система цент­рализованного управления получила название «главкизма».

Введение системы главкизма означало, что все экономи­ческие, т.е. денежные, отношения прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы. Рентабельность и себестоимость продукции теперь не имели значе­ния. Предприятия бесплатно получали от государства все необ­ходимое для производства, бесплатно отдавали готовую продук­цию. Такая система управления позволила сохранить военную промышленность во время раз­рухи.

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) - уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) - 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах кото­рых в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы имели право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли норми­рование труда и заработной платы, определяли размер продо­вольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, контролировавшая дея­тельность органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.

Усиливалась роль партийного конт­роля после тога, как контрольные партийные учрежде­ния слились с контрольными советскими. Так был создан новый орган - ЦКК РКИ.

Источники и литература.

 

1. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1920. М., 1987.

2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1995.

3. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы исто­рии. 1990. № 6-12. 1991. № 1—12.

4. Козлов А.И. Антон Иванович Деникин. М., 2004.