Года: достижения и упущенные возможности.

Тема 11. Государственное управление от Февраля к Октябрю

Особенности обстановки и начало формирования механизма государственной власти. Временное правительство: реформа власти и управления. Начало советизации России. Управленческая деятельность премьера А.Ф.Керенского (от демократии к диктатуре). Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления.

 

Особенности обстановки и начало формирования механизма государственной власти. После отречения императора Николая II[161] Россия стала самой свободной страной мира. В марте 1917 г. формировались Советы, фабзавкомы, комитеты политических и общественных организаций. Возникло три самостоятельных со­циально разнородных потока - буржуазный, центрист­ский и леворадикальный.

Названным трем социальным силам соответствовали три типа политических партий. Партия народной свободы (кадеты) насчи­тывала 80 тыс. человек, в мае 1917 г. издавала 20 газет, а к осени 1917 г. - 150, центральный орган - газета «Речь». Число органи­заций в мае - 183, а в сентябре - 370. Партия являлась сторонницей твердой власти. Лидером партии был руководитель прогрессив­ного блока IV Государственной думы профессор П.Н. Милюков.

Умеренные социалистические партии меньшевиков и эсеров защищали интересы средних слоев города и деревни. Официальное название партии меньшевиков - РСДРП (объединенная). Численность партии: в мае 1917 - 45 тыс., в августе - 200 тыс., осенью – 150 тыс. человек (изда­вала 20 газет). Лидеры партии: Г.В.Плеханов, Д.Потресов, А.Либер (правые); Ф.Дан, Н.Чхеидзе, И.Церетели (центр, из­давали «Рабочую газету»); Л.Мартов, А.Мартынов (интернаци­оналисты). На майской 1917 г. Всероссийской конференции мень­шевиков они выступили за коалицию политических партий, гражданский мир в обще­стве, заняли оборонческую позицию по вопросу об отношении к войне.

Партия социалистов-революционеров насчитывала 700 тыс. человек (по другим данным, в мае 1917 г. - 1 млн.). Издавала 58 газет, имела 436 организаций. Лидеры В.М.Чернов (центр) - организатор и ветеран партии, автор ее программы, А.Ф.Керен­ский (правый), М.А.Спиридонова (левый фланг). На майском III съезде эсеры поддержали меньшевиков по вопросу о власти и по отношению к войне.

Большевистская партия РСДРП (б) в начале марта насчиты­вала 24 тыс. человек, в апреле - 100 тыс., в июле - 260 тыс., в октябре - 400 тыс. В июле издавала 50 печатных органов, а к октябрю - 75. Лидером партии был В.И.Ленин. Стра­тегию и тактику большевики разработали на VII (апрельской) Всероссийской конференции и VI съезде РСДРП (б), проходив­шем с 26 июля по 3 августа (на съезде в партию была принята группа социал-демократов во главе с Л.Д.Троц­ким, А.В.Луначарским, М.С.Урицким - всего около 4 тыс. человек).

К февралю 1917 г. буржуазия России находилась близко к вла­сти. Буржуазной либеральной оппозицией в IV Государственной Думе являлся «Прогрессивный блок». Претендентами на руковод­ство оппозицией были М.В. Родзянко[162] (председатель Думы, рабо­тал в контакте с императором, мог доводить до него свою програм­му действий), князь Г.Е.Львов[163] (возглавлял Союз земств и горо­дов, который обеспечивал Думе всероссийскую поддержку). А.И. Гучков[164] не смог стать лидером ввиду неприязненного отноше­ния к нему императорской четы, вызванного его вме­шательством в семейную жизнь монарха.

27 февраля на революционной волне в столице возник Пет­роградский Совет рабочих и солдат. В этот же день к формированию буржуазной власти приступила Государственная дума. Однако последнюю интересовал, прежде всего, вопрос о во­енной диктатуре. Он обсуждался 27 февраля на частном совеща­нии членов Думы. Остановились на кандидатуре командира 25-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Л.Г.Корнилова, кото­рый был срочно назначен командующим Петроградским воен­ным округом. По просьбе М.В. Родзянко кандидатура Л.Г.Кор­нилова была утверждена Николаем II. Одновременно царь назна­чил Г.Е.Львова министром-председателем Временного прави­тельства, а Н.Н.Романова - Верховным Главнокомандующим. Таким образом, Дума могла говорить о переходе власти к Вре­менному правительству «по закону».

На частном совещании депутатов Думы 27 февраля из 19 вы­ступивших только 6 высказались за взятие власти Думой и тем самым за возобновление ее деятельности. Благодаря кадетскому давлению Дума так и не решилась возобновить свои заседания, а вместо этого был создан Временный комитет Государственной думы (ВКГД), хотя М.В.Родзянко продолжал вынашивать пла­ны превращения ВКГД в Верховный комитет, который бы стоял над Временным правительством и Советом.

2-3 марта ВКГД на короткое время приобрел характер вер­ховной власти, которую передал Временному правительству. Состав правительства, одобренный вечером 2 марта, был следу­ющим: Г.Е.Львов (председатель совета министров и министр внут­ренних дел), П.Н.Милюков[165] (министр иностранных дел), А.Ф.Ке­ренский[166] (министр юстиции), Н.В.Некрасов[167] (министр путей со­общения), А.И.Коновалов[168] (министр торговли), А.А.Мануйлов (министр народного образования), А.И.Гучков (военный министр), А.И. Шингарев[169] (министр земледелия), М.И.Терещенко[170] (министр финансов), И.В.Годнев (государственный контролер), В.Н.Львов (обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода).

Программа правительства от 3 мар­та была согласована с Исполкомом Петросовета и состо­яла из 8 пунктов:

1. полная и немедленная амнистия по всем делам политичес­ким и религиозным; в том числе: террористическим покуше­ниям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т.д.; 2. свобода слова, печати, союзов, собраний, стачек; 3. отмена сословных, вероисповедных и национальных ограничений; 4. немедленная подготовка к созыву, на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования, Учредительного собрания, которое установит форму правления и Конститу­цию страны»; 5. замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления; 6. выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования; 7. устранение для солдат всех огра­ничений в пользовании всеми правами, предоставленными всем остальным гражданам».

Временное правительство было высшим законодательным и исполнительным органом, а главными фигурами государственного управления - его премье­ры. Помещик, князь Г.Е.Львов, который до 1917 г. возглавлял Союз земств и городов, руководил правительством со 2 марта по 7 июля 1917 года. С 8 июля по 25 октября министром-председате­лем был А.Ф.Керенский.

Временное правительство: реформа власти и управления.Функции центрального органа государственной власти и уп­равления со 2 марта по 25 октября 1917 г. выполняли четыре со­става Временного правительства и промежуточный орган - Директория. В первый состав правительства (со 2 марта по 5 мая) входили 12 министров, во второй (с 6 мая по 2 июля) - 15, в третий (с 24 июля по 30 августа) - тоже 15, с 30 августа по 25 сентября страной управляла Директория из 5 человек и, наконец, 25 сентября к исполнению обязанностей приступил последний со­став Временного правительства из 17 министров. Во всех составах участвовали 38 человек, принадлежавших к 10 различным партиям (31 из них имел высшее образование, 12 - ученые сте­пени и звания).

С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционны­ми, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социа­листических партий, а также беспартийных. В правительстве до­минировали кадеты, но их удельный вес от февраля к октябрю 1917 г. менялся: занимаемые ими первостепенные посты пре­мьер-министра, министра иностранных дел, финансов, земледе­лия сменились к концу такими, как ведомство просвещения, го­сударственного контроля, исповеданий, призрения. Зато предста­вители «революционной демократии» получили более ответствен­ные портфели: председателя Совета министров, министров внут­ренних дел, земледелия.

Пребывание в правительстве почти всех министров было крат­ковременным. 60% из них (23 человека) исполняли свои обязан­ности от одного до двух месяцев. За такой срок пребывания вправительстве большинство министров успевали лишь опубли­ковать основную декларацию о намерениях, провести некоторые служебные перемещения и попытаться решить неотложные те­кущие дела.

В первые недели революции в стране под руководством партии конституционных демократов было все же начато проведение ад­министративно-управленческой реформы. Временное правитель­ство обрело на местах поддержку в лице губернских, уездных комиссаров и общественных исполнительных комите­тов, ставших всенародной опорой правительства Г.Е.Львова. На местах правительство имело кадры управленцев, прошедших школу парламентской борьбы и сосредоточенных в земстве, го­родских думах, разного рода общественных организациях, кото­рые являлись центрами буржуазно-помещичьей оппозиции, осо­бенно сплотившейся во время войны.

Ничто не было столь необходимо для стабилизации обста­новки, как созыв Учредительного собрания, поэтому Временное прави­тельство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание. Но созыв его умышленно откладывался, поскольку партия кадетов понимала, что свободные выборы в России не подтвер­дят того объема власти, который уже имелся у партии П.Н.Ми­люкова.

Правительство затягивало также решение аграрного воп­роса, не желая нарушать права земельного собственника, т.к. этомогло повлечь за собой общее потрясение принципа частной соб­ственности. При этом отмечалось, что в условиях войны было крайне опасно задевать интересы тех, кто являлся верхушкой воюющей на фронте армии. Кадеты не намеревались ущемлять интересы помещиков ни в условиях войны, ни в усло­виях мира. Основная причина состояла в том, что большая часть кадетского руководства сама принадлежала к числу крупных зем­левладельцев. Вместе с тем определенные меры для решения аграрного вопроса все-таки принимались. 19 марта правительство создало при Министерстве земледелия, Главный земельный ко­митет (к июлю местные земельные комитеты были созданы в 1/3 губерний европейской России). По Положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 г. они создавались «для под­готовки земельной реформы и для разработки неотложных вре­менных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учреди­тельным собранием».

Проведение земельной ре­формы саботировалась и справа. Так, Донской казачий круг в августе 1917 г. принял постановле­ние «Земельных комитетов в Донской области не учреждать».

Представляет интерес управленческая программа партии ка­детов[171], утвержденная их ЦК 6 мая. Было выдвинуто пять пунктов: 1. про­должение политики соблюдения обязательств и ограждения пра­ва, достоинства и жизненных интересов России в тесном едине­нии с союзниками; 2. запрещение каким бы то ни было органи­зациям вторгаться в сферу законодательства и управления Вре­менного правительства; 3. право государственной власти приме­нять меры принуждения к нарушителям порядка; 4. под­держивать дисциплину и боевую мощь армии; 5. запрещение Временному правительству предвосхищать решения Учредитель­ного собрания по основным государственным вопросам - кон­ституционного, социального и национального строя России. По свидетельству разработчика этой программы П.Н.Милюкова, в ней «были указаны все меры предупреждения нарушения социа­листами нормальных прав государственной власти и очерчены пределы полномочий, представляемых Временному правитель­ству первой коалиции в целом».

В национальных регионах, как и в центре страны, в первые недели месяца были созданы и Советы, и органы власти Времен­ного правительства.Однако параллельно формировалась и национальная власть - Центральная рада на Украине, Белорусская рада, Сфатул цэрий в Молдавии и др. С весны 1917 г. начал развиваться процесс распа­да империи, ликвидации централизованного унитарного государ­ства и перехода к федерации.

17 марта Временное правительство объявило декларацию о независимости Польши. Финляндии было гарантировано осуще­ствление ее конституционных прав. 20 марта был издан Декрет «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Он отменял ограничения в выборе места жительства, передвижений, приобретении собственности, занятиях торговлей и ремеслами, поступлении в учебные заведения, на государственную службу, в употреблении местных языков. Правительство было сторонни­ком сохранения исторически сложившегося полиэтнического Рос­сийского государства. Русские либералы (прежде всего кадеты) выступали за территориальную автономию Польши и Финлян­дии, а всем прочим предлагали культурно-национальную авто­номию.

В первые недели марта правительство провело множество законов, направленных на искоренение старого режима, на осу­ществление своей декларации от 3 марта. Солдаты получили пол­ные гражданские права, и те, что служили в тылу, более не под­лежали суду военного трибунала. Все ограничения гражданских прав, связанные с религиозной или этнической принадлежнос­тью, были сняты. Была отменена смертная казнь. Гарантирова­лись права собраний и обществ. Правительство стремилось пре­одолеть финансовый кризис - 27 марта было принято постанов­ление «О выпуске займа свободы 1917 г.». Пятый заем был рас­считан на 54 года с погашением с 1922 г., срок подписки прави­тельство продлевало дважды.

С марта 1917 года Временное правительство приступило к реформированию местного са­моуправления. Весной-летом были вве­дены земства в Архангельской, Енисейской, Иркутской, Тобольс­кой, Томской губерниях; Акмалинской, Амурской, Забайкалье кой, Приморской, Сахалинской, Семиреченской, Тургайской Якутской, Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской, Камчатской, а 11 августа 1917 г. - в Астраханской областях[172]. Избирательная система была демократизирована,учреждены и волостные земства. Таким образом, одно из глав­ных достижений административной реформы заключалось в том, что земс­кие самоуправления были созданы на территории всей России, тогда как до революции они отсутствовали в национальных ок­раинах.

Необходимо было также осуществить реформу самоуправле­ния и в городах. До 1917 г. 183 города были лишены общественного управ­ления и подчинены администрации; 308 городов управ­лялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных (15-20 человек). Городские думы были до революции в 462 горо­дах. Управление осуществлялось в них на основе Городового положения 1892 г., где задача самоуправления определялась как «попечение о местных пользах и нуждах» (общее благоустрой­ство, народное образование и здравоохранение, финансово-эко­номические мероприятия). Это были думы людей состоятель­ных, избирать в них и быть избранными имели право лица и учреждения, обладавшие значительным недвижимым имуще­ством, владельцы торговых и промышленных заведений выс­ших разрядов. Таким образом, требовались свободные перевы­боры цензовых дум, расширение их компетенции.

Правительство приняло ряд нормативно-правовых актов, которые были положены в основу реформирования самоуправ­ления (об учреждении милиции, положение о комиссарах, за­кон об устройстве городских финансов и др.). 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ - постановление «О про­изводстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». Документ содержит указания о численности гласных, поимен­ный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного нра­ва. В июле - сентябре такие выборы состоялись. Демократи­чески избранные муниципалитеты теперь уже опекались не по­лицией, как ранее, а органами юстиции. Решалась проблема расширения их компетенции не только в области местного хо­зяйства, но также и в деле местного управления. Создавались мелкие районные единицы самоуправления. Было сформиро­вано правительственное совещание по реформе местного уп­равления, в составе которого действовало 7 комиссий в соот­ветствии с задачами реформы; по избирательному закону и пересмотру земского и городового положения; о волостном земстве и поселковом управлении; по реформе местного строяв неземских губерниях; по устройству органов административ­ной юстиции; по выработке положения о комиссарах; по мест­ным финансам.

Компетенция земских и городских учреждений значительно расширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и общественной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде це­ликом принадлежащие администрации).

Временное правительство имело также экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важней­ших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регулировании экономики. Власть унаследовала систему госу­дарственных регулирующих органов: в центре - четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах - заводские совещания и районные уполномоченные.

21 июня правительство утвердило Положение об Экономи­ческом совете и Главном экономическом комитете при Времен­ном правительстве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и ко­митетов, для обеспечения общенациональных интересов посред­ством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйствен­ную жизнь страны.

5 мая 1917 г., как уже упоминалось, было учреждено Мини­стерство труда, которое ставило задачу проведения широких со­циальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учрежде­ниях.

Нерешенность коренных вопросов революции усиливала проявление эксцессов, сказались и утомление населения от бес­конечных выборов в различные комитеты. Власть на местах, находясь в пере­ходном состоянии, не смогла обеспечить необходимого поряд­ка. Общественное мнение все чаще ставило вопрос о пределе свобо­ды и демократии. Левая оппозиция начала критику Временного правительства, указывая на «его неспособность к уп­равлению страной».

Начало советизации России.В марте 1917 г. практически во всех городах страны были созданы Советы рабочих и солдат, а в ходе рево­люции – крестьян и казачества. Они со­здавались по инициативе снизу, были проявлением самооргани­зации масс, стремившихся защитить свои права и получить представительство в органах общегражданской власти.

Пример показала столица. Как уже упоминалось, 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский совет, который возглавили депутаты IV Государственной думы Н.С.Чхеидзе (председатель), А.Ф.Керенский и М.И.Скобелев (заместители председателя). Петросовет стал руководителем Советов страны[173], принимал декларации, рассылал на места ин­струкции, приказы, распоряжения. Он сыграл большую роль в распространении советской формы организации на другие территории страны, осуществлял революционную власть и управление. Советы провинции строились по его образцу, при­знавали его руководящую роль, поддерживали с ним устойчи­вую связь.

Управленческие функции Советов были реализованы в работе трех Всероссийских съездов депутатов. Их решения способствовали советизации во всероссийском масштабе.

По инициативе Петросовета 27 марта - 3 апреля состоялось Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депута­тов. Оно приняло важные организационные решения: 1) о необхо­димости созыва первого Всероссийского съезда Советов; 2) о вве­дении некоторого единообразия в организацию и соподчинение местных Советов[174]; 3) об образовании областных объединений Советов.

В мае 1917 г. в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Он принял Положение о Советах крестьянских депутатов, имевшее решающее значение для утвержде­ния и развития советской формы организации крестьян. Все кре­стьянские съезды в регионах после появления этого доку­мента принимали решения о роспуске такой организации, как Крестьянский союз, и о создании Советов. Съезд определил орга­низационные начала и подчиненность друг другу губернских (об­ластных), уездных (окружных), волостных и сельских (станич­ных, поселковых) Советов и их исполнительных комитетов, про­порциональность представительства в них и другие организаци­онные вопросы.

На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссий­ского съезда крестьянских депутатов под председательством Н.Д.Авксентьева (являлся одновременно членом исполкома Петросовета, членом ЦК партии эсеров).

I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депута­тов проходил 3-24 июня 1917 г. Съезд принял ряд решений по организационным вопросам. Был избран Всероссийский централь­ный исполнительный комитет, которому было поручено общее руководство Советами страны. Было решено созывать Всерос­сийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца. Съезд объединил Советы в масштабе всей страны, его влияние на сове­тизацию страны было значительным.

Организаторами Советов выступили деятели социалистичес­ких партий меньшевиков, эсеров, большевиков и др. Однако от­ношение к Советам у них было разным. Умеренные социалисти­ческие партии считали Советы общественной организацией, ко­торая контролирует деятельность правительства. Леворадикаль­ные партии большевиков, левых эсеров считали Советы властью.

Корниловский мятеж 25 августа 1917 г. имел целью установление твердой власти. Он повлек за собой важные последствия для страны - оживил дея­тельность Советов. При них создавались особые чрезвычайные органы - Революционные комитеты, ставшие на защиту интересов ра­дикально настроенных слоев общества. Выступление Л.Г.Корнилова привело к большевизации Советов. 30 августа большевистским стал Петросовет (председатель - Л.Д.Троцкий), а 5 сентября - Москов­ский Совет (председатель - В.П.Ногин). К октябрю страна стала покрываться густой сетью Советов. По неполным данным, осенью 1917 г. дей­ствовало приблизительно 1,5 тыс. Советов города и деревни. В 140 населенных пунктах страны была сформирована вооружен­ная опора Советов - Красная гвардия (более 100 тыс. бойцов).

В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов, которые потребовали созыва Всероссийского съезда и избирали его делегатов. Против созыва съезда накануне Учредитель­ного собрания выступили: бюро ЦИК Советов крестьянских депу­татов, Союз казачьих войск, Крестьянский союз, Земский союз, Союз офицеров, георгиевских кавалеров и «батальон смерти». Власть намеревалась вывести из Петрограда революционные пол­ки. Для противодействия этой попытке 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет по обо­роне Петрограда. К 20 октября этот орган оформился окончатель­но, однако под влиянием большевиков и левых эсеров он стал ор­ганом подготовки свержения правительства А.Ф.Керенского.

Управленческая деятельность премьера А.Ф.Керенского (от демократии к диктатуре).Кандидат в общенациональные лидеры Александр Федоро­вич Керенский возглавлял Временное правительство с 8 июля по 25 октября 1917 г. 22 апреля 1917 г. ему исполнилось 36 лет.

4 июля 1917 г. военный министр Керенский, находившийся в действующей армии, в телеграмме премьеру князю Львову по­требовал немедленно опубликовать постановление правительства о полном прекращении беспорядков в тылу и о том, что «все виновные понесут суровое возмездие». За день до этого из прави­тельства вышли 6 министров - все члены партии «народной сво­боды». В стране начался правительственный кризис. Премьер Г.Е. Львов, потрясенный ультимативными требованиями Керен­ского, подписал Постановление о тюремном заключении подстре­кателей к грабежам и убийствам и ушел в отставку. 8 июля 1917 г. А.Ф.Керенский возглавил правительство. 9 июля совместное заседание ЦИК Советов города и деревни приняло резолюцию, в которой правительство А.Ф.Керенского объявлялось правитель­ством спасения революции и за ним признавались «неограничен­ные полномочия».

Правительство начало действовать преимущественно насиль­ственными методами. В самом начале своей деятельности премьер предпринял ряд шагов против опасности гражданской войны «слева», проведя ре­прессии против большевиков и арестовав ряд их деятелей. Тем самым была дана новая жизнь институту политзаключенных. Был издан приказ о сдаче оружия боевиками большевистской партии и анархистами[175]. Запрещались всякие уличные собрания, шествия. На фронте и в тылу вводилась смерт­ная казнь, было закрыто множество газет, восстановлена цензу­ра. 2 августа был издан закон, предоставляющий органам судеб­ной власти право арестовывать и высылать за пределы России участников заговоров. Премьер пригласил в Петроград главноко­мандующего Л.Г.Корнилова, который дал понять, что готов ввести в стране военную диктатуру.

Керенский довел до конца переговоры с кадетами о форми­ровании новым Временным правительством коалиции всех «жи­вых сил страны». Его состав был объявлен 24 июля. Из 17 членов правительства в нем были всего 4 кадета. Подавляющее боль­шинство - предста­вители умеренных социалистических партий.

Правительство Керенского сосредоточило внимание на даль­нейшем формировании антикризисного управления. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается демократической республикой. Для стабилизации положения было организовано проведение двух общероссийских форумов: Государственного московского сове­щания и Всероссийского демократического совещания.

Государственное совещание проходило 12-15 августа в Мос­кве под председательством А.Ф.Керенского. В его работе приняли участие 2500 делегатов, в том числе 488 депутатов Государ­ственной думы всех созывов, 313 от кооперации, 150 от торгово-промышленных кругов и банков, 176 от профсоюзов, 147 от го­родских дум, 118 от земств, 117 от армии и флота, 129 от Сове­тов крестьянских депутатов, 100 от Советов рабочих и солдат­ских депутатов и многих других. Совещание было созвано «ввиду исключительности пе­реживаемых событий и в целях единения государственной влас­ти со всеми организованными силами страны».

В дни работы Государственного сове­щания министр-председатель получил сведения о планируемом Л.Г.Корниловым государ­ственном перевороте. 27 августа на ночном заседании правитель­ства Корнилов, двинувший войска на Петроград, был отрешен от должности. Мятеж был сорван объединенными усилиями офи­циальных властей, Советов, всех политических партий, включая большевиков.

Всероссийское демократическое совещание проходило 14-22 сентября в Петрограде при участии 1582 делегатов[176]. Оно завершило работу за три дня до объявления нового (последнего) состава коалиционно­го Временного правительства. Демократическое совещание призвано было подкрепить своим авторитетом новую коалицию, однако при голосовании ре­золюции о власти идея коалиции социалистов с кадетами была отвергнута подавляющим большинством голосов, что свиде­тельствовало о невозможности гражданского мира, углублении кризиса власти, симпто­мах приближающегося нового социального взрыва.Демократическое совещание сформировало Временный совет Российской республики[177]. Это был совещательный орган при Временномправительстве.

Многое в те дни зависело от премьера Керенского. Меньшевистско-эсеровские лидеры ЦК толкали его на путь немедлен­ных переговоров о мире и издание декрета о земле. Это дало бы возможность дожить до Учредительного собрания, назначенно­го на 28 ноября 1917 г. Но премьер, будучи уверенным в силе своего авторитета, не согласился с предлагаемыми мерами.

Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления.Кризис государственного управления разразился, прежде всего, из-за неспособности Временного правительства решить аграрный вопрос, заключить мир, со­звать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстанов­ку. В марте-октябре 1917 г. произошло четыре правительствен­ных кризиса:

- первое Временное правительство князя Г.Е.Львова просу­ществовало всего два месяца. Апрельский кризис, поводом для которого послужила нота Милюкова, привел к его отставке;

- 5 мая было сформировано первое коалиционное правительство, в кото­ром 10 мест принадлежало кадетам, 6 - социалистам. Первое коалиционное правительство просуществовало око­ло двух месяцев (с 5 мая по 2 июля). В июне оно пережило второй политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда. Большевики стремились использовать недовольство рабочих для проведения 10 июня антиправитель­ственной демонстрации. I Всероссийский съезд Советов (2-24 июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. В состоявшей­ся демонстрации участвовало 500 тыс. человек под антиправи­тельственными лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 ми­нистров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Демонстрации прошли во многих городах России. 18 июня началось наступление на фрон­те, правительство смогло сбить антиправительственную волну, но третьего - июльского кризи­са не пережило;

- июльский правительственный кризис раз­разился 2 июля с выходом из его состава кадетов в знак про­теста против уступок украинским «сепаратистам». Кризис обо­стрился 3-4 июля в связи с расстрелом 500-тысячной мирной демонстрации в Петрограде[178], а также поражением русских войск на фронте и их отступлением. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е.Львова. Главой пра­вительства стал А.Ф.Керенский. Двоевластие закончилось пора­жением Советов. Казалось, укрепилось единовластие второго коалиционного правительства (8 кадетов и 7 социалистов), однако и вторая коалиция просуществовала недолго (немногим более месяца - с 24 июля до 26 августа);

- четвертый кризис Временного правительства связан с мятежом Верховного главнокомандующего генерала Л.Г.Кор­нилова, который 25 августа двинул войска на Петроград и потре­бовал отставки Временного правительства. Целью правого госу­дарственного переворота было установление военной диктатуры, разгром вооруженных рабочих отрядов и Советов. 27 августа министры-кадеты подали в отставку, выражая тем со­лидарность с Корниловым. 1 сентября была создана Директория из 5 министров, просуществовавшая до 25 сентября;

- 25 сентября было сформировано третье коалиционное прави­тельство - десять мест у социалистов, шесть у «капиталистов» (министр-председатель и главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерениистать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии». 2 октября Временное правительство утвердило Положение о пред­парламенте, получившем наименование Временного Совета Рос­сийской республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской рес­публики, но был превращен в совещательный орган при прави­тельстве. 7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концент­рировалась в руках большевистского Петросовета.

25 октября Керенский заявил, что Петроград находится в со­стоянии восстания. Предпарламент выступил с требованием по­давить его, но перевес сил в Петрограде был на стороне восстав­ших. Вскоре министры Временного правительства были препро­вождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.

В конце октября 1917 года раскололась самая многочисленная российская партия социалистов-революционеров. Из нее вышли левые эсеры, которые на I съезде 19-27 ноября образовали партию левых социалистов-революционеров интернационалистов (лидеры Б.Д.Камков, М.А.Натансон, М.А.Спиридонова).

Из состава партии меньшевиков (официальное название «РСДРП-объединенная») выделились в само­стоятельную партию левого крыла внефракцион­ные социал-демократы, группировавшиеся вокруг газеты «Новая жизнь». В январе 1918 года они провели I съезд, провозгласивший создание РСДРП-интернационалистов (лидеры Л.Мартов, Ю.Ларин, А.С.Мартынов).

Раскол левых партий прокатился по всем их организациям в стране и органам государствен­ной власти.

 

Источники и литература.

1. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. - М., 1988.

2. Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы. //Вопросы истории. 1994. № 6.

3. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. - M., 1994.

4. Сенин А.С. Александр Иванович Гучков. - М., 1996.

5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-4. - М., 1991.