Года: достижения и упущенные возможности.
Тема 11. Государственное управление от Февраля к Октябрю
Особенности обстановки и начало формирования механизма государственной власти. Временное правительство: реформа власти и управления. Начало советизации России. Управленческая деятельность премьера А.Ф.Керенского (от демократии к диктатуре). Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления.
Особенности обстановки и начало формирования механизма государственной власти. После отречения императора Николая II[161] Россия стала самой свободной страной мира. В марте 1917 г. формировались Советы, фабзавкомы, комитеты политических и общественных организаций. Возникло три самостоятельных социально разнородных потока - буржуазный, центристский и леворадикальный.
Названным трем социальным силам соответствовали три типа политических партий. Партия народной свободы (кадеты) насчитывала 80 тыс. человек, в мае 1917 г. издавала 20 газет, а к осени 1917 г. - 150, центральный орган - газета «Речь». Число организаций в мае - 183, а в сентябре - 370. Партия являлась сторонницей твердой власти. Лидером партии был руководитель прогрессивного блока IV Государственной думы профессор П.Н. Милюков.
Умеренные социалистические партии меньшевиков и эсеров защищали интересы средних слоев города и деревни. Официальное название партии меньшевиков - РСДРП (объединенная). Численность партии: в мае 1917 - 45 тыс., в августе - 200 тыс., осенью – 150 тыс. человек (издавала 20 газет). Лидеры партии: Г.В.Плеханов, Д.Потресов, А.Либер (правые); Ф.Дан, Н.Чхеидзе, И.Церетели (центр, издавали «Рабочую газету»); Л.Мартов, А.Мартынов (интернационалисты). На майской 1917 г. Всероссийской конференции меньшевиков они выступили за коалицию политических партий, гражданский мир в обществе, заняли оборонческую позицию по вопросу об отношении к войне.
Партия социалистов-революционеров насчитывала 700 тыс. человек (по другим данным, в мае 1917 г. - 1 млн.). Издавала 58 газет, имела 436 организаций. Лидеры В.М.Чернов (центр) - организатор и ветеран партии, автор ее программы, А.Ф.Керенский (правый), М.А.Спиридонова (левый фланг). На майском III съезде эсеры поддержали меньшевиков по вопросу о власти и по отношению к войне.
Большевистская партия РСДРП (б) в начале марта насчитывала 24 тыс. человек, в апреле - 100 тыс., в июле - 260 тыс., в октябре - 400 тыс. В июле издавала 50 печатных органов, а к октябрю - 75. Лидером партии был В.И.Ленин. Стратегию и тактику большевики разработали на VII (апрельской) Всероссийской конференции и VI съезде РСДРП (б), проходившем с 26 июля по 3 августа (на съезде в партию была принята группа социал-демократов во главе с Л.Д.Троцким, А.В.Луначарским, М.С.Урицким - всего около 4 тыс. человек).
К февралю 1917 г. буржуазия России находилась близко к власти. Буржуазной либеральной оппозицией в IV Государственной Думе являлся «Прогрессивный блок». Претендентами на руководство оппозицией были М.В. Родзянко[162] (председатель Думы, работал в контакте с императором, мог доводить до него свою программу действий), князь Г.Е.Львов[163] (возглавлял Союз земств и городов, который обеспечивал Думе всероссийскую поддержку). А.И. Гучков[164] не смог стать лидером ввиду неприязненного отношения к нему императорской четы, вызванного его вмешательством в семейную жизнь монарха.
27 февраля на революционной волне в столице возник Петроградский Совет рабочих и солдат. В этот же день к формированию буржуазной власти приступила Государственная дума. Однако последнюю интересовал, прежде всего, вопрос о военной диктатуре. Он обсуждался 27 февраля на частном совещании членов Думы. Остановились на кандидатуре командира 25-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Л.Г.Корнилова, который был срочно назначен командующим Петроградским военным округом. По просьбе М.В. Родзянко кандидатура Л.Г.Корнилова была утверждена Николаем II. Одновременно царь назначил Г.Е.Львова министром-председателем Временного правительства, а Н.Н.Романова - Верховным Главнокомандующим. Таким образом, Дума могла говорить о переходе власти к Временному правительству «по закону».
На частном совещании депутатов Думы 27 февраля из 19 выступивших только 6 высказались за взятие власти Думой и тем самым за возобновление ее деятельности. Благодаря кадетскому давлению Дума так и не решилась возобновить свои заседания, а вместо этого был создан Временный комитет Государственной думы (ВКГД), хотя М.В.Родзянко продолжал вынашивать планы превращения ВКГД в Верховный комитет, который бы стоял над Временным правительством и Советом.
2-3 марта ВКГД на короткое время приобрел характер верховной власти, которую передал Временному правительству. Состав правительства, одобренный вечером 2 марта, был следующим: Г.Е.Львов (председатель совета министров и министр внутренних дел), П.Н.Милюков[165] (министр иностранных дел), А.Ф.Керенский[166] (министр юстиции), Н.В.Некрасов[167] (министр путей сообщения), А.И.Коновалов[168] (министр торговли), А.А.Мануйлов (министр народного образования), А.И.Гучков (военный министр), А.И. Шингарев[169] (министр земледелия), М.И.Терещенко[170] (министр финансов), И.В.Годнев (государственный контролер), В.Н.Львов (обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода).
Программа правительства от 3 марта была согласована с Исполкомом Петросовета и состояла из 8 пунктов:
1. полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным; в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т.д.; 2. свобода слова, печати, союзов, собраний, стачек; 3. отмена сословных, вероисповедных и национальных ограничений; 4. немедленная подготовка к созыву, на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования, Учредительного собрания, которое установит форму правления и Конституцию страны»; 5. замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления; 6. выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования; 7. устранение для солдат всех ограничений в пользовании всеми правами, предоставленными всем остальным гражданам».
Временное правительство было высшим законодательным и исполнительным органом, а главными фигурами государственного управления - его премьеры. Помещик, князь Г.Е.Львов, который до 1917 г. возглавлял Союз земств и городов, руководил правительством со 2 марта по 7 июля 1917 года. С 8 июля по 25 октября министром-председателем был А.Ф.Керенский.
Временное правительство: реформа власти и управления.Функции центрального органа государственной власти и управления со 2 марта по 25 октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного правительства и промежуточный орган - Директория. В первый состав правительства (со 2 марта по 5 мая) входили 12 министров, во второй (с 6 мая по 2 июля) - 15, в третий (с 24 июля по 30 августа) - тоже 15, с 30 августа по 25 сентября страной управляла Директория из 5 человек и, наконец, 25 сентября к исполнению обязанностей приступил последний состав Временного правительства из 17 министров. Во всех составах участвовали 38 человек, принадлежавших к 10 различным партиям (31 из них имел высшее образование, 12 - ученые степени и звания).
С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционными, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социалистических партий, а также беспартийных. В правительстве доминировали кадеты, но их удельный вес от февраля к октябрю 1917 г. менялся: занимаемые ими первостепенные посты премьер-министра, министра иностранных дел, финансов, земледелия сменились к концу такими, как ведомство просвещения, государственного контроля, исповеданий, призрения. Зато представители «революционной демократии» получили более ответственные портфели: председателя Совета министров, министров внутренних дел, земледелия.
Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 60% из них (23 человека) исполняли свои обязанности от одного до двух месяцев. За такой срок пребывания вправительстве большинство министров успевали лишь опубликовать основную декларацию о намерениях, провести некоторые служебные перемещения и попытаться решить неотложные текущие дела.
В первые недели революции в стране под руководством партии конституционных демократов было все же начато проведение административно-управленческой реформы. Временное правительство обрело на местах поддержку в лице губернских, уездных комиссаров и общественных исполнительных комитетов, ставших всенародной опорой правительства Г.Е.Львова. На местах правительство имело кадры управленцев, прошедших школу парламентской борьбы и сосредоточенных в земстве, городских думах, разного рода общественных организациях, которые являлись центрами буржуазно-помещичьей оппозиции, особенно сплотившейся во время войны.
Ничто не было столь необходимо для стабилизации обстановки, как созыв Учредительного собрания, поэтому Временное правительство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание. Но созыв его умышленно откладывался, поскольку партия кадетов понимала, что свободные выборы в России не подтвердят того объема власти, который уже имелся у партии П.Н.Милюкова.
Правительство затягивало также решение аграрного вопроса, не желая нарушать права земельного собственника, т.к. этомогло повлечь за собой общее потрясение принципа частной собственности. При этом отмечалось, что в условиях войны было крайне опасно задевать интересы тех, кто являлся верхушкой воюющей на фронте армии. Кадеты не намеревались ущемлять интересы помещиков ни в условиях войны, ни в условиях мира. Основная причина состояла в том, что большая часть кадетского руководства сама принадлежала к числу крупных землевладельцев. Вместе с тем определенные меры для решения аграрного вопроса все-таки принимались. 19 марта правительство создало при Министерстве земледелия, Главный земельный комитет (к июлю местные земельные комитеты были созданы в 1/3 губерний европейской России). По Положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 г. они создавались «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием».
Проведение земельной реформы саботировалась и справа. Так, Донской казачий круг в августе 1917 г. принял постановление «Земельных комитетов в Донской области не учреждать».
Представляет интерес управленческая программа партии кадетов[171], утвержденная их ЦК 6 мая. Было выдвинуто пять пунктов: 1. продолжение политики соблюдения обязательств и ограждения права, достоинства и жизненных интересов России в тесном единении с союзниками; 2. запрещение каким бы то ни было организациям вторгаться в сферу законодательства и управления Временного правительства; 3. право государственной власти применять меры принуждения к нарушителям порядка; 4. поддерживать дисциплину и боевую мощь армии; 5. запрещение Временному правительству предвосхищать решения Учредительного собрания по основным государственным вопросам - конституционного, социального и национального строя России. По свидетельству разработчика этой программы П.Н.Милюкова, в ней «были указаны все меры предупреждения нарушения социалистами нормальных прав государственной власти и очерчены пределы полномочий, представляемых Временному правительству первой коалиции в целом».
В национальных регионах, как и в центре страны, в первые недели месяца были созданы и Советы, и органы власти Временного правительства.Однако параллельно формировалась и национальная власть - Центральная рада на Украине, Белорусская рада, Сфатул цэрий в Молдавии и др. С весны 1917 г. начал развиваться процесс распада империи, ликвидации централизованного унитарного государства и перехода к федерации.
17 марта Временное правительство объявило декларацию о независимости Польши. Финляндии было гарантировано осуществление ее конституционных прав. 20 марта был издан Декрет «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Он отменял ограничения в выборе места жительства, передвижений, приобретении собственности, занятиях торговлей и ремеслами, поступлении в учебные заведения, на государственную службу, в употреблении местных языков. Правительство было сторонником сохранения исторически сложившегося полиэтнического Российского государства. Русские либералы (прежде всего кадеты) выступали за территориальную автономию Польши и Финляндии, а всем прочим предлагали культурно-национальную автономию.
В первые недели марта правительство провело множество законов, направленных на искоренение старого режима, на осуществление своей декларации от 3 марта. Солдаты получили полные гражданские права, и те, что служили в тылу, более не подлежали суду военного трибунала. Все ограничения гражданских прав, связанные с религиозной или этнической принадлежностью, были сняты. Была отменена смертная казнь. Гарантировались права собраний и обществ. Правительство стремилось преодолеть финансовый кризис - 27 марта было принято постановление «О выпуске займа свободы 1917 г.». Пятый заем был рассчитан на 54 года с погашением с 1922 г., срок подписки правительство продлевало дважды.
С марта 1917 года Временное правительство приступило к реформированию местного самоуправления. Весной-летом были введены земства в Архангельской, Енисейской, Иркутской, Тобольской, Томской губерниях; Акмалинской, Амурской, Забайкалье кой, Приморской, Сахалинской, Семиреченской, Тургайской Якутской, Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской, Камчатской, а 11 августа 1917 г. - в Астраханской областях[172]. Избирательная система была демократизирована,учреждены и волостные земства. Таким образом, одно из главных достижений административной реформы заключалось в том, что земские самоуправления были созданы на территории всей России, тогда как до революции они отсутствовали в национальных окраинах.
Необходимо было также осуществить реформу самоуправления и в городах. До 1917 г. 183 города были лишены общественного управления и подчинены администрации; 308 городов управлялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных (15-20 человек). Городские думы были до революции в 462 городах. Управление осуществлялось в них на основе Городового положения 1892 г., где задача самоуправления определялась как «попечение о местных пользах и нуждах» (общее благоустройство, народное образование и здравоохранение, финансово-экономические мероприятия). Это были думы людей состоятельных, избирать в них и быть избранными имели право лица и учреждения, обладавшие значительным недвижимым имуществом, владельцы торговых и промышленных заведений высших разрядов. Таким образом, требовались свободные перевыборы цензовых дум, расширение их компетенции.
Правительство приняло ряд нормативно-правовых актов, которые были положены в основу реформирования самоуправления (об учреждении милиции, положение о комиссарах, закон об устройстве городских финансов и др.). 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ - постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». Документ содержит указания о численности гласных, поименный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного нрава. В июле - сентябре такие выборы состоялись. Демократически избранные муниципалитеты теперь уже опекались не полицией, как ранее, а органами юстиции. Решалась проблема расширения их компетенции не только в области местного хозяйства, но также и в деле местного управления. Создавались мелкие районные единицы самоуправления. Было сформировано правительственное совещание по реформе местного управления, в составе которого действовало 7 комиссий в соответствии с задачами реформы; по избирательному закону и пересмотру земского и городового положения; о волостном земстве и поселковом управлении; по реформе местного строяв неземских губерниях; по устройству органов административной юстиции; по выработке положения о комиссарах; по местным финансам.
Компетенция земских и городских учреждений значительно расширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и общественной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации).
Временное правительство имело также экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важнейших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регулировании экономики. Власть унаследовала систему государственных регулирующих органов: в центре - четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах - заводские совещания и районные уполномоченные.
21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и комитетов, для обеспечения общенациональных интересов посредством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.
5 мая 1917 г., как уже упоминалось, было учреждено Министерство труда, которое ставило задачу проведения широких социальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учреждениях.
Нерешенность коренных вопросов революции усиливала проявление эксцессов, сказались и утомление населения от бесконечных выборов в различные комитеты. Власть на местах, находясь в переходном состоянии, не смогла обеспечить необходимого порядка. Общественное мнение все чаще ставило вопрос о пределе свободы и демократии. Левая оппозиция начала критику Временного правительства, указывая на «его неспособность к управлению страной».
Начало советизации России.В марте 1917 г. практически во всех городах страны были созданы Советы рабочих и солдат, а в ходе революции – крестьян и казачества. Они создавались по инициативе снизу, были проявлением самоорганизации масс, стремившихся защитить свои права и получить представительство в органах общегражданской власти.
Пример показала столица. Как уже упоминалось, 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский совет, который возглавили депутаты IV Государственной думы Н.С.Чхеидзе (председатель), А.Ф.Керенский и М.И.Скобелев (заместители председателя). Петросовет стал руководителем Советов страны[173], принимал декларации, рассылал на места инструкции, приказы, распоряжения. Он сыграл большую роль в распространении советской формы организации на другие территории страны, осуществлял революционную власть и управление. Советы провинции строились по его образцу, признавали его руководящую роль, поддерживали с ним устойчивую связь.
Управленческие функции Советов были реализованы в работе трех Всероссийских съездов депутатов. Их решения способствовали советизации во всероссийском масштабе.
По инициативе Петросовета 27 марта - 3 апреля состоялось Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов. Оно приняло важные организационные решения: 1) о необходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов; 2) о введении некоторого единообразия в организацию и соподчинение местных Советов[174]; 3) об образовании областных объединений Советов.
В мае 1917 г. в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Он принял Положение о Советах крестьянских депутатов, имевшее решающее значение для утверждения и развития советской формы организации крестьян. Все крестьянские съезды в регионах после появления этого документа принимали решения о роспуске такой организации, как Крестьянский союз, и о создании Советов. Съезд определил организационные начала и подчиненность друг другу губернских (областных), уездных (окружных), волостных и сельских (станичных, поселковых) Советов и их исполнительных комитетов, пропорциональность представительства в них и другие организационные вопросы.
На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссийского съезда крестьянских депутатов под председательством Н.Д.Авксентьева (являлся одновременно членом исполкома Петросовета, членом ЦК партии эсеров).
I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проходил 3-24 июня 1917 г. Съезд принял ряд решений по организационным вопросам. Был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет, которому было поручено общее руководство Советами страны. Было решено созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца. Съезд объединил Советы в масштабе всей страны, его влияние на советизацию страны было значительным.
Организаторами Советов выступили деятели социалистических партий меньшевиков, эсеров, большевиков и др. Однако отношение к Советам у них было разным. Умеренные социалистические партии считали Советы общественной организацией, которая контролирует деятельность правительства. Леворадикальные партии большевиков, левых эсеров считали Советы властью.
Корниловский мятеж 25 августа 1917 г. имел целью установление твердой власти. Он повлек за собой важные последствия для страны - оживил деятельность Советов. При них создавались особые чрезвычайные органы - Революционные комитеты, ставшие на защиту интересов радикально настроенных слоев общества. Выступление Л.Г.Корнилова привело к большевизации Советов. 30 августа большевистским стал Петросовет (председатель - Л.Д.Троцкий), а 5 сентября - Московский Совет (председатель - В.П.Ногин). К октябрю страна стала покрываться густой сетью Советов. По неполным данным, осенью 1917 г. действовало приблизительно 1,5 тыс. Советов города и деревни. В 140 населенных пунктах страны была сформирована вооруженная опора Советов - Красная гвардия (более 100 тыс. бойцов).
В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов, которые потребовали созыва Всероссийского съезда и избирали его делегатов. Против созыва съезда накануне Учредительного собрания выступили: бюро ЦИК Советов крестьянских депутатов, Союз казачьих войск, Крестьянский союз, Земский союз, Союз офицеров, георгиевских кавалеров и «батальон смерти». Власть намеревалась вывести из Петрограда революционные полки. Для противодействия этой попытке 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет по обороне Петрограда. К 20 октября этот орган оформился окончательно, однако под влиянием большевиков и левых эсеров он стал органом подготовки свержения правительства А.Ф.Керенского.
Управленческая деятельность премьера А.Ф.Керенского (от демократии к диктатуре).Кандидат в общенациональные лидеры Александр Федорович Керенский возглавлял Временное правительство с 8 июля по 25 октября 1917 г. 22 апреля 1917 г. ему исполнилось 36 лет.
4 июля 1917 г. военный министр Керенский, находившийся в действующей армии, в телеграмме премьеру князю Львову потребовал немедленно опубликовать постановление правительства о полном прекращении беспорядков в тылу и о том, что «все виновные понесут суровое возмездие». За день до этого из правительства вышли 6 министров - все члены партии «народной свободы». В стране начался правительственный кризис. Премьер Г.Е. Львов, потрясенный ультимативными требованиями Керенского, подписал Постановление о тюремном заключении подстрекателей к грабежам и убийствам и ушел в отставку. 8 июля 1917 г. А.Ф.Керенский возглавил правительство. 9 июля совместное заседание ЦИК Советов города и деревни приняло резолюцию, в которой правительство А.Ф.Керенского объявлялось правительством спасения революции и за ним признавались «неограниченные полномочия».
Правительство начало действовать преимущественно насильственными методами. В самом начале своей деятельности премьер предпринял ряд шагов против опасности гражданской войны «слева», проведя репрессии против большевиков и арестовав ряд их деятелей. Тем самым была дана новая жизнь институту политзаключенных. Был издан приказ о сдаче оружия боевиками большевистской партии и анархистами[175]. Запрещались всякие уличные собрания, шествия. На фронте и в тылу вводилась смертная казнь, было закрыто множество газет, восстановлена цензура. 2 августа был издан закон, предоставляющий органам судебной власти право арестовывать и высылать за пределы России участников заговоров. Премьер пригласил в Петроград главнокомандующего Л.Г.Корнилова, который дал понять, что готов ввести в стране военную диктатуру.
Керенский довел до конца переговоры с кадетами о формировании новым Временным правительством коалиции всех «живых сил страны». Его состав был объявлен 24 июля. Из 17 членов правительства в нем были всего 4 кадета. Подавляющее большинство - представители умеренных социалистических партий.
Правительство Керенского сосредоточило внимание на дальнейшем формировании антикризисного управления. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается демократической республикой. Для стабилизации положения было организовано проведение двух общероссийских форумов: Государственного московского совещания и Всероссийского демократического совещания.
Государственное совещание проходило 12-15 августа в Москве под председательством А.Ф.Керенского. В его работе приняли участие 2500 делегатов, в том числе 488 депутатов Государственной думы всех созывов, 313 от кооперации, 150 от торгово-промышленных кругов и банков, 176 от профсоюзов, 147 от городских дум, 118 от земств, 117 от армии и флота, 129 от Советов крестьянских депутатов, 100 от Советов рабочих и солдатских депутатов и многих других. Совещание было созвано «ввиду исключительности переживаемых событий и в целях единения государственной власти со всеми организованными силами страны».
В дни работы Государственного совещания министр-председатель получил сведения о планируемом Л.Г.Корниловым государственном перевороте. 27 августа на ночном заседании правительства Корнилов, двинувший войска на Петроград, был отрешен от должности. Мятеж был сорван объединенными усилиями официальных властей, Советов, всех политических партий, включая большевиков.
Всероссийское демократическое совещание проходило 14-22 сентября в Петрограде при участии 1582 делегатов[176]. Оно завершило работу за три дня до объявления нового (последнего) состава коалиционного Временного правительства. Демократическое совещание призвано было подкрепить своим авторитетом новую коалицию, однако при голосовании резолюции о власти идея коалиции социалистов с кадетами была отвергнута подавляющим большинством голосов, что свидетельствовало о невозможности гражданского мира, углублении кризиса власти, симптомах приближающегося нового социального взрыва.Демократическое совещание сформировало Временный совет Российской республики[177]. Это был совещательный орган при Временномправительстве.
Многое в те дни зависело от премьера Керенского. Меньшевистско-эсеровские лидеры ЦК толкали его на путь немедленных переговоров о мире и издание декрета о земле. Это дало бы возможность дожить до Учредительного собрания, назначенного на 28 ноября 1917 г. Но премьер, будучи уверенным в силе своего авторитета, не согласился с предлагаемыми мерами.
Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления.Кризис государственного управления разразился, прежде всего, из-за неспособности Временного правительства решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку. В марте-октябре 1917 г. произошло четыре правительственных кризиса:
- первое Временное правительство князя Г.Е.Львова просуществовало всего два месяца. Апрельский кризис, поводом для которого послужила нота Милюкова, привел к его отставке;
- 5 мая было сформировано первое коалиционное правительство, в котором 10 мест принадлежало кадетам, 6 - социалистам. Первое коалиционное правительство просуществовало около двух месяцев (с 5 мая по 2 июля). В июне оно пережило второй политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда. Большевики стремились использовать недовольство рабочих для проведения 10 июня антиправительственной демонстрации. I Всероссийский съезд Советов (2-24 июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. В состоявшейся демонстрации участвовало 500 тыс. человек под антиправительственными лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Демонстрации прошли во многих городах России. 18 июня началось наступление на фронте, правительство смогло сбить антиправительственную волну, но третьего - июльского кризиса не пережило;
- июльский правительственный кризис разразился 2 июля с выходом из его состава кадетов в знак протеста против уступок украинским «сепаратистам». Кризис обострился 3-4 июля в связи с расстрелом 500-тысячной мирной демонстрации в Петрограде[178], а также поражением русских войск на фронте и их отступлением. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е.Львова. Главой правительства стал А.Ф.Керенский. Двоевластие закончилось поражением Советов. Казалось, укрепилось единовластие второго коалиционного правительства (8 кадетов и 7 социалистов), однако и вторая коалиция просуществовала недолго (немногим более месяца - с 24 июля до 26 августа);
- четвертый кризис Временного правительства связан с мятежом Верховного главнокомандующего генерала Л.Г.Корнилова, который 25 августа двинул войска на Петроград и потребовал отставки Временного правительства. Целью правого государственного переворота было установление военной диктатуры, разгром вооруженных рабочих отрядов и Советов. 27 августа министры-кадеты подали в отставку, выражая тем солидарность с Корниловым. 1 сентября была создана Директория из 5 министров, просуществовавшая до 25 сентября;
- 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство - десять мест у социалистов, шесть у «капиталистов» (министр-председатель и главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерениистать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии». 2 октября Временное правительство утвердило Положение о предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но был превращен в совещательный орган при правительстве. 7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концентрировалась в руках большевистского Петросовета.
25 октября Керенский заявил, что Петроград находится в состоянии восстания. Предпарламент выступил с требованием подавить его, но перевес сил в Петрограде был на стороне восставших. Вскоре министры Временного правительства были препровождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.
В конце октября 1917 года раскололась самая многочисленная российская партия социалистов-революционеров. Из нее вышли левые эсеры, которые на I съезде 19-27 ноября образовали партию левых социалистов-революционеров интернационалистов (лидеры Б.Д.Камков, М.А.Натансон, М.А.Спиридонова).
Из состава партии меньшевиков (официальное название «РСДРП-объединенная») выделились в самостоятельную партию левого крыла внефракционные социал-демократы, группировавшиеся вокруг газеты «Новая жизнь». В январе 1918 года они провели I съезд, провозгласивший создание РСДРП-интернационалистов (лидеры Л.Мартов, Ю.Ларин, А.С.Мартынов).
Раскол левых партий прокатился по всем их организациям в стране и органам государственной власти.
Источники и литература.
1. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. - М., 1988.
2. Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы. //Вопросы истории. 1994. № 6.
3. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. - M., 1994.
4. Сенин А.С. Александр Иванович Гучков. - М., 1996.
5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-4. - М., 1991.