Радио на арабском Востоке

Что касается радиостанций, то они начали появляться в арабских странах в разные периоды (в Египте – уже в 1920 г., в Иордании – только в 1959 г.), однако в большинстве стран ближневосточного региона они несли и несут одинаковую функцию, а именно функцию государственной пропаганды. Радиостанции контролируются либо напрямую Министерством информации (как в Сирии и Саудовской Аравии), либо другими объединениями подобного плана (Египетский радиовещательный и телевизионный союз, Палестинская телевизионная корпорация и т. п.).

Инициатива создания радиостанций принадлежала властям – либо национальным, если государство уже обрело независимость, либо мандатным, если оно продолжало контролироваться английской или французской администрациями. В дальнейшем появлялись и частные радиостанции, однако они либо запрещались законом (как в Египте и Сирии), либо попадали под действие цензуры.

Радиостанции арабских стран транслируют программы различного толка, «смесь арабской и европейской музыки, объявления общественных организаций, новости и сводки событий», однако чаще всего имеют четкую проправительственную направленность и имеют тенденцию к пристрастным оценкам и прямому искажению событий (подобно тому как станция Sawt al-Arab искажала события войны 1967 г.).

Телевизионные каналы появились в большинстве стран в 60-е гг. XX в., за исключением Сирии (с 1970 г.) и Палестинской автономии (с 1994 г.) и в большинстве своем контролировались теми же государственными органами, что и радиостанции. Единственное исключение – Ливан, в котором первые телевизионные каналы (Ливанская телевизионная компания и Ливанская телекомпания Ливана и Ближнего Востока) принадлежали частным лицам, однако поддерживались государством.

В 1990-е годы, с появлением в арабском мире спутникового телевидения, популярность государственных каналов стала падать, поскольку «частные и негосударственные каналы предлагали более живые программы, нацеленные на панарабскую аудиторию и более профессиональный подход к освещению новостей и текущих событий».

В рамках этой конкуренции некоторые арабские государства предприняли такие меры, как создание собственных спутников (например, египетского Nilesat 101) или открытие свободных медиазон (в Иордании и Саудовской Аравии).

Двумя наиболее известными арабскими спутниковыми каналами являются «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия». Поскольку «Аль-Джазире» посвящена третья глава данного исследования, представляется целесообразным отметить только беспрецедентный скачок популярности данного канала, появившегося в 1996 г. в Катаре, и его принципиально новый подход к освещению событий.