В первой половине XIX века.
Тема 8. Российское государственное управление
Возрастание роли высшего императорского управления. Переход к министерской системе центрального управления. Изменение местного государственного и общественного сословного управления. Государственное управление городом. Развитие чиновной системы. Значение первого свода законов для государственного управления.
Возрастание роли высшего императорского управления.26 марта 1801 г. был упразднен Совет при Высочайшем Дворе, утративший высокое когда-то положение.Став императором, Александр I создал Негласный комитет[123],который не имел статуса государственного учреждения, но оказал большое влияние на изменения в управлении империей. По ноябрь 1803 г. в нем обсуждались почти все проекты реформ, многие из которых предложили сами же участники этого кружка.
Параллельно неофициальному органу действовал созданный 30 марта 1801 г. «для рассуждения о делах государственных» Непременный совет,куда Александр I назначил 12 титулованных высших сановников, екатерининских вельмож. «Наказом» Совету 3 апреля 1801 г. предписано пересмотреть существовавшие законы, составить в случае необходимости проекты новых, подготовить для императора свои соображения по различным вопросам государственного устройства. Ряд проектов Совета получилсилу закона, в том числе Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г.
Манифестом от 8 сентября 1802 г. был учрежден новый орган управления - Комитет министров. Он начал оформляться в связи с созданием министерств. Манифест предусмотрел возможность для министров собираться вместе по инициативе и под председательством императора на совещания для обсуждения сложных межведомственных вопросов. Состав Комитета расширялся постоянно за счет высших чиновников, назначавшихся императором и перед ним ответственных.В 1810 г. в состав его введены председатель, госсекретарь, главы департаментов Госсовета, другие влиятельные должностные лица.
Под непосредственным руководством императора Комитет рассматривал материалы сенатских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выговоры местным администраторам и отдельные законопроекты, осуществлял верховный надзор за государственным аппаратом.В 30-е гг. Николай I усилил роль Комитета, ввел в его состав наследника престола, военного губернатора столицы. Ежегодно Комитет рассматривал 2-3 тыс. различных дел.
Указом от 5 июня 1801 г. Александр I повелел восстановить Сенат «на прежнюю степень, ему приличную». Сенату надлежало быть высшим административным, судебным, контролирующим органом, проводить сенаторские ревизии, наблюдать повсеместно правосудие. Власть его была ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора, действовавшего от имени императора, всех сенаторов. В состав Сената были введены министры.Но вскоре стало ясно, что восстановление петровского статуса Сената не соответствует настоящим потребностям империи. Сенат был подчинен Госсовету, его роль ограничена Комитетом министров, чрезвычайными комитетами, совещаниями, оформившейся окончательно Собственной Его Императорского величества канцелярией. Постепенно Сенат снова превратился в высшее судебное учреждение.
Произошла также трансформация Собственной Е.И.В.канцелярии. Орган, созданный в начале века для решения личных дел членов царского двора, при А.А.Аракчееве[124] приобрел характер высшего государственного учреждения.ПриНиколае I дворцовая канцелярия возглавила всю систему управления. Здесь и в специальных императорских комитетах разрабатывались законопроекты, принимались различные установления для всех ведомств, решались важнейшие вопросы управления страной.
Эта структура стояла фактически над всем аппаратом управления. Канцелярия была превращена в орган непосредственного императорского управления всеми сферами государственной жизни. Через нее осуществлялась связь монарха со всеми высшими, центральными органами и губернаторами.Постоянно разрастался ее аппарат. В 1812 г. действовало одно отделение, исполнявшее личные поручения царя, представлявшее поступавшие на его имя дела, ведавшее личным составом чиновников. В годы Отечественной войны через канцелярию шла переписка царя с главнокомандующими, решались вопросы комплектования, расквартирования воинских частей, размещения военнопленных. После войны через А.А.Аракчеева поступали царю доклады министров, губернаторов и других чиновников.
В связи с расширением функций изменилась структура Канцелярии, в 1826-1842 гг. появились шесть постоянных отраслевых отделений, каждое из которых представляло собой самостоятельный орган высшего управления, имело строго очерченные предметы ведения, начальствующее, ответственное только перед императором должностное лицо и специально подобранные штаты высокопоставленных чиновников.
Первое отделение заведовало отчетностью министров императору, контролировало исполнение ими высочайших повелений, изготовляло проекты указов, следило за исправным взысканием недоимок, осуществляло надзор за службой гражданских чиновников, через Инспекторский департамент в 1846-1858 гг. управляло кадрами, вплоть до принятия, увольнения, производства в чины.
Второе отделение обобщало императорские указы, систематизировало законодательные акты, рассылало их во все учреждения. Первый начальник отделения профессор Санкт-Петербургского университета М.А.Балугьянский организовал сбор в архивах, государственных учреждениях всех законодательных актов XVII, XVIII, XIXвв., поручил возвратившемуся в столицу М.М.Сперанскому обработать, систематизировать их, результатом чего стали Полное собрание и Свод законов Российской империи, изданные в 30-х гг. XIX в., а также Своды военных постановлений, местные своды.
Третье отделение[125] обеспечивало защиту государственной безопасности[126]; заведовало политической полицией. Создателем и первым начальником его был генерал-адъютант А.Х.Бенкендорф. Отделение, его пять функциональных экспедиций вели политический сыск, следствие, жандармерию, осуществляли негласный контроль над государственным аппаратом, имели штат особо доверенных чиновников, жандармские воинские соединения, преобразованные 1 июля 1836 г. в Отдельный Корпус жандармов[127] с дивизионами в столице, Москве, Варшаве, жандармскими полками и 126 жандармскими командами во всех губерниях и армии.
Четвертое отделение являлось канцелярией императрицы с попечительскими функциями над благотворительными и учебными заведениями.
Пятое отделение было создано (1836 г.) специально для реформирования управления государственными крестьянами.
Шестое отделение занималось вопросами, связанными с управлением Кавказом, в том числе в условиях Кавказской войны.
Собственной Е.И.В. канцелярии также подчинялись Особые высшие комитеты и совещания, которые имели секретный характер, создавались для оперативного руководства, разработки проектов указов по вопросам центрального и местного управления, надзора над местной администрацией, цензурными органами, церковными раскольниками и отступниками от православия, а также для решения проблем управления в отдельных регионах империи, по крестьянским, еврейским и другим делам. Они действовали вне постоянных органов и даже могли контролировать их[128].
Манифестом от 1января 1810 был образован по проекту М.М.Сперанского Государственный совет, просуществовавший более 100 лет.Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов по предложению императора. Решения совета не имели силы закона «без утверждения верховной власти».Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, «знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся». Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета[129].
Общие собрания Госсовета проводились еженедельно. Решения принимались большинством голосов, фиксировались в журнале вместе с мнением меньшинства, докладывались императору, который утверждал с припиской «вняв мнению Государственного совета» или отвергал. В 242 спорных случаях Александр I возвел 83 раза в закон мнение меньшинства и в 4 случаях - мнение единственного члена совета.
Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями); Комиссии составления законов, прошений соструктурными отделениями; государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями[130].
Госсовет не стал единственным, монопольным органом законотворчества. Без его обсуждения многие проекты издавались Александром I по итогам рассмотрения Комитетом министров, Собственной Е.И.В. канцелярией, Святейшим Синодом, различными высшими комитетами.
Переход к министерской системе центрального управления.Наиболее значительным изменениям подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия. Александр I поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления.
Государственными делами должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения. Министры назначались императором, перед ним были ответственны, непосредственно управляли всеми вверенными им частями, представляли императору через Сенат ежегодные письменные отчеты, где было обосновано расходование средств структурами министерства, указано состояние дел и возможные перспективы. Сенату надлежало рассматривать и анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, мнением о состоянии управления каждым министром.
Учреждалась должность товарища министра - помощника министра. Совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената. Определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого министра, подведомственные коллегии и другие учреждения.
Своеобразный статус получил министр внутренних дел, который обязан был заботиться («пещись») о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. Широкими полномочиями было наделено возглавляемое им министерство, которое, кроме полицейских функций, должно было управлять государственной промышленностью, строительством и содержанием всех публичных зданий, предотвращать нехватку жизненных припасов, всех надобностей в общественной жизни. В ведение МВД переданы мануфактурные и медицинские коллегии, Главная соляная контора, Главное почтовое правление, экспедиция государственных имуществ, опекунство иностранного и сельского домоводства и др. Согласно императорскому указу губернаторам было велено представлять рапорты императору через МВД, под управлением этого министерства решать все военные, гражданские, полицейские вопросы. Губернаторы, губернские правления, включая приказы общественного призрения, переданы в систему МВД.
По плану и при непосредственном участии М.М.Сперанского была совершена реорганизация министерского управления. Законом «О разделении государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. упорядочены сферы отраслевого управления, объединены министерства коммерции и финансов, выделено из МВД министерство полиции, создано вслед за Главным управлением водяных и сухопутных путей сообщения (1809 г.) Главное управление духовных дел, иных, кроме православия, исповеданий, что породило тенденцию управления отдельными отраслями через Главные управления, а не министерства. По закону от 28 января 1811 г. возникли Главные управления ревизии государственных счетов, а также путей сообщения.
Главные управления - новые органы центрального управления - возникли наряду с министерствами. Учреждение их углубило отраслевое разделение функций управления. Они имели тоже высокий государственный статус, возглавлялись директорами в ранге министра, назначенными императором из придворной знати.
В 30-40-х гг. Николай I сократил хозяйственные функции МВД, создал на базе Почтового департамента самостоятельное Главное управление почт, наделенное правом перлюстрации корреспонденции.
Главным среди хозяйственных органов являлось Министерство финансов, главами которого находились А.И.Васильев (1802-1860 гг.), Д.А.Гурьев (1810-1823 гг.), Е.Ф.Канкрин (1823-1844 гг.). Минфин вобрал функции упраздненного министерства коммерции, создал Департамент по заведованию внешней торговлей, включил из МВД в 1819 г. Департамент мануфактур и внутренней торговли, учредил при нем Мануфактурный (1828 г.) и Коммерческий (1829 г.) советы по просьбам промышленников и купцов. В состав Минфина вошло Государственное казначейство, на его базе создан соответствующий департамент, учреждено Главное казначейство для приема, хранения, выдачи денежных средств. В ведении министерства находились: Ассигнационный, Заемный и учрежденный в 1847 г. Государственный коммерческий банки, чтобы «дать купечеству вящие способы к увеличению и расширению коммерческого оборота». Министерство финансов имело тесную связь с Межведомственными финансовым комитетом[131] (1806 г.) и Советом государственных кредитных установлений[132] (1818 г.).
Возросла роль Минфина в разработке бюджета, составлении единой росписи доходов и расходов на основании представлявшихся министрами смет не позднее 15 ноября.Это же министерство содействовало открытию высших технических учебных заведений с разночинским составом студенчества - Горного и Технологического институтов, где готовились инженерно-технические кадры. Ими занимался непосредственно Ученый комитет министерства.
Вновь созданное Министерство государственных имуществ (1837 г.) имело целью умножение государственного сектора экономики и увеличение поступлений от него в казну. Два департамента управляли государственными имуществами центральных губерний и государственными крестьянами. Третий попечительствовал совершенствование сельскохозяйственного производства и с 1845 г. назывался Департаментом сельского хозяйства. Четвертый - Лесной департамент - ведал лесным делом с помощью военизированного корпуса лесничих, Лесным институтом - высшим учебным и научно-исследовательским заведением. В состав Министерства входило Главное управление государственного коннозаводства, созданное для управления государственными и надзора за частными конными заводами.
Министерство помогало государственным крестьянам повысить производительность их хозяйств, внедряло новые методы обработки земли, ухода за скотом, новые сельскохозяйственные культуры.
Министерству народного просвещения было предписано управлять всеми общими учебными заведениями, университетами, академиями, учеными обществами и иметь связь в общих делах с духовными, военными и другими училищами. В ведение министерства переданы: Публичная библиотека в столице, Румянцевский музей в Москве (1814 г.), Пулковская обсерватория (1839 г.), Академия художеств, типографии, цензура.
Открыты университеты в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, Санкт-Петербурге (1819 г.) и Киеве (1834 г.). Согласно уставам университетский совет из профессоров имел широкие административные, учебные, научные, судебные права (университетский суд), избирал ректора, деканов отделений, правление для хозяйственных дел, инспектора, в чем воплотилась автономия университетского управления. На университеты были возложены функции управления учебными заведениями округа, что ограничило административную деятельность попечителя. Университетский совет избирал окружного директора училищ, он заведовал наряду с попечителем 4-классными гимназиями, 2-классными уездными училищами, одногодичными приходскими училищами, между которыми была установлена преемственность вплоть до университета.
Устав императорских университетов от 26 июля 1835 г. ограничил их права функциями только учебных и научных заведений, увеличил в округе и университете роль попечителя. Уставом учрежденного Киевского университета ограничивалась выборность деканов факультетов, вводилось назначение профессоров министром просвещения. В 1848-1849 гг. был ограничен приток разночинцев в университеты, закреплена дворянская сословность состава студентов.
Новый устав гимназий и училищ, учрежденный в 1828 г., дал департаментам гимназий и училищ широкие права для контроля и управления учебными заведениями губерний. Учреждена должность инспектора для надзора за преподаванием и «нравственной» частью в гимназиях.
При директорах гимназий созданы официальные советы. Дворянство избирало почетного попечителя гимназии на три года для наблюдения за направлением образования. В 1833 г. учреждена в округах должность инспектора частных учебных заведений для усиления административного надзора за ними. Создан в центре специальный комитет по устройству учебных заведений.
Министерства военное, морское, иностранных дел управляли соответствующими отраслями под непосредственным личным наблюдением императора.Военные министерства функционировали на основе нового Устава об управлении армией в военное и мирное время, занимались военно-теоретической подготовкой командного состава, боевой подготовкой войск, техническим переоснащением армии.
Для управления растущим хозяйством императорской фамилии 22 августа 1826 г. создано Министерство императорского двора и уделов, многочисленные егермейстерские, конюшенные и другие дворцовые конторы которого и Департамент уделов заведовали землями, предприятиями, крестьянами, обслуживали императора и членов его фамилии.
Были проведены меры по укреплению центрального управления, главами большинства министерств назначены генералы. Введено военное устройство в управлении путями сообщения, лесным делом. Милитаризированы производство чугуна, железа, вся горнозаводская промышленность. Департамент горных и соляных дел министерства финансов преобразован в 1834 г. в военизированное Главное управление горных и соляных дел со штабом Корпуса горных инженеров, горного аудиториата и расположенными на заводах воинскими командами, призванными предотвращать волнения крепостных горнозаводских рабочих, способствовать увеличению производства продукции. Через этот орган Министерство финансов управляло горными заводами, соляными промыслами, приписанными к ним рабочими, Монетным двором, осуществляло надзор за частной промышленностью.
Центральное управление приобретало на министерской основе характер централизованной ведомственной системы, представленной в середине XIX века девятью министерствами и тремя главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который координировал их совместные межведомственные усилия через Комитет министров.
Изменение местного государственного и общественного сословного управления.Александр I сохранил статус губернатора как представителя власти, управляющего губернией именем императора, хозяина губернии, уточнил параметры его властных полномочий, механизм управления губернией посредством губернского правления, а не только одним лицом. Указом «О непреступлении губернатором пределов власти, назначенным им законами» от 16 августа 1802 г. предписано губернаторам управлять в точном соответствии с законами, в установленных ими рамках, «не простирать власть свою за пределы законов», т.е. не допускать беззакония, обеспечить исполнение законов всеми учреждениями, которые должны поступать «по точной силе и словам закона». Губернским прокурорам надлежало «непрестанно наблюдать за исполнением законов, не упуская ни единого случая без взыскания с виновных». Губернаторам указано, чтобы они «никаких личных переписок в виде повелений не принимали б и не употребляли бы», по всем делам губернии обращались не к лицам, а «прямо в те места, до которого какое дело принадлежит». Подтвержден был прежний Указ от 1780 г. об ответственности за взяточничество[133]. Губернаторам указано: «Дабы никакие поборы, кроме узаконенных, деланы не были, и те, чтобы взыскиваемы были без излишеств, но сколько действительно надлежит»[134].
Губернаторы выполняли функции с помощью губернского правления, канцелярии, различных комитетов, комиссий, присутствий, составлявших администрацию губернии. Губернское правление имело общее присутствие, возросла роль его канцелярии, аппарат которой имел четыре функциональных отделения: 1). по обнародованию законов, наблюдению за исполнением распоряжений губернатора и правления; 2). по управлению полицией; 3). по связи администрации с судами; 4). по связи с финансово-хозяйственными органами различных ведомств.
Были созданы новые коллегиальные аппараты под председательством губернатора в виде отраслевых присутствий, комиссий, комитетов, куда входили ответственные должностные лица, руководители местных, ведомственных учреждений, губернские предводитель дворянства и прокурор. Действовали рекрутские присутствия (с 1831 г. - комитеты), комиссии народного продовольствия, строительные, дорожные, комитеты статистические, земских и городских повинностей, общественного здравия, холерные, оспенные, попечительные о тюрьмах, раскольниках (с 1838 г.), врачебно-полицейские.
Во второй четверти XIX в. губернаторство приобрело характер централизованного института управления. По «Общему наказу гражданским губернаторам» от 3 июня 1837 г. главы губерний объявлены блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия, полномочными хозяевами губерний, обязанными обеспечить точное, полное исполнение императорских законов, указов Сената, предписаний МВД, оберегать законы, не допускать отступления от них, организовать четкую и оперативную работу губернских управлений, приказов общественного призрения, комиссий, комитетов, обеспечить единство местного управления.
По «Учреждению губернских правлений» от 2 января 1850 г.они являлись высшим в губернии местом, управляли в пределах вверенной им власти, по законам, именем Императорского Величества, осуществляли широкий спектр подробно расписанных распорядительных и исполнительных функций, решали все дела жизни губернии через разветвленный аппарат местной администрации, особое внимание уделяли взиманию податей, налогов, рекрутским наборам, полиции, местным воинским частям, судебному управлению. Определены состав губернского правления, его присутствия, канцелярии, круг полномочий вице-губернатора.
Губернское правление состояло в ведомстве МВД, будучи подчинено непосредственно правительствующему Сенату, куда представляло дела «встретив сомнение и недоразумение в смысле законов».
Губернаторство охватывало и ведомственные учреждения, созданные на местах министерствами. Сеть их обширна: полицейские и жандармские управления, казенные палаты Минфина, палаты государственных имуществ, удельные конторы и отделения в губерниях с удельными крестьянами, палаты уголовного и гражданского суда Министерства юстиции, учреждения Министерства народного просвещения в составе учебных округов, охватывавших по нескольку губерний, административно-хозяйственные органы Военного министерства, объединенные в 12 артиллерийских, 8 инженерных, 10 провиантских и 18 комиссарских округов.
Уездное управление было представлено по-прежнему нижними земскими судами во главе с капитан-исправниками, в составе заседателей от дворян, государственных крестьян.
Ведомственными органами Министерства финансов являлись созданные уездные казначейства, которые подчинялись губернской казенной палате, ведали приемом, хранением денежных сборов, доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали по распоряжению местных властей паспорта, подорожные, продавали все виды гербовой бумаги.
В 1837 г. уезды были разделены на полицейские станы. Назначаемый губернатором становой пристав осуществлял полицейские функции, опираясь на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.
В вошедших в состав Российской империи новых территориях[135], других окраинах, создавались наместничества, генерал-губернаторства, губернии, края, области, округа, магалы.
В наместничествах, генерал-губернаторствах администрация имела относительно большую самостоятельность, почти всегда сливались военные и гражданские функции, объединялись в одних учреждениях административно-полицейские, финансовые и другие функции. В отдельные структуры, звенья управления привлекались представители верхушки местного населения, феодалы новых земель получали права и привилегии российских дворян, принимались на императорскую службу вне зависимости от национальной принадлежности.
Присоединенная в 1809 г. по секретному договору Александра I и Наполеона Финляндия получила статус Великого княжества и впервые обрела государственность. Российскую корону в ней представлял генерал-губернатор. Финляндия имела органы власти в лице представительного сейма, Сената (до 1816 г. Совета), свою судебную и правовую систему, особый таможенный статус и местное самоуправление.
Переданной России по решению Венского конгресса (1815 г.) большей части Варшавского герцогства был придан статус Царства (королевства) Польского, где царем (королем) являлся российский император, управлявший через своего наместника (верховного комиссара). Имелись конституция, которой присягнул Александр I, двухпалатный сейм[136], исполнительные органы в лице Государственного совета и шести министерств, свои армия, герб, гражданское законодательство, польский государственный язык, поддерживаемое властью католичество.Восемь воеводств управлялись воеводами и выборными советами. Поветы, на которые делились воеводства, управлялись поветовыми старостами, а самая низшая территориальная единица «гмин» - гминным сходом во главе с войтом-помещиком.
После восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил конституцию, сейм, Госсовет, армию, заменил министерства комиссиями, воеводства и поветы - губерниями и уездами, установил общероссийские законы, органы управления под началом наместника.
Три прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство, сохранены сословные органы баронов-помещиков, их привилегии, свобода крестьян, отменен Литовский статут, ограничены права Курляндии и Ливонии.
Управление присоединяемыми в течение первой половины XIX в. землями Кавказа складывалось в различных формах в основном по общероссийскому образцу. Добровольно вошедшей в состав России (1801 г.) Восточной Грузией управлял главнокомандующий[137], ставший председателем возникшего в 1803 г. Верховного Грузинского правительства, состоявшего из экспедиций, действовавших подобно губернским правлениям. Окружные начальники возглавляли уездные управы земской полиции и суд. Городами управляли коменданты из офицеров русской армии с помощью полицмейстеров из грузинских дворян.
В Азербайджане были созданы провинции и магалы, которыми управляли соответственно коменданты из русских офицеров и магальные наибы из лояльных местных феодалов. Комендантское управление совмещало административные, полицейские, судебные функции.
Образованная в 1828 г. из Эриванского и Нахичеванского ханств Армянская область управлялась областными начальником и правлением с широкими административными, финансовыми, судебными функциями. Составные части области округа управлялись окружными начальниками, магалы - наибами из армянских дворян.
«Наказом главному управлению Закавказским краем» от 12 ноября 1842 г. определены задачи по охране границ, организации таможенной службы, пределы прав и обязанностей различных сословных групп, условия вероисповедания жителей Закавказья.
В ходе Кавказской войны было учреждено наместничество Кавказа (1844 г.). Наместнику М.С.Воронцову предписывалось реорганизовать управление воюющим краем, подавить сопротивление горцев, подчинить их российской короне, привести в повиновение, в состояние подданных. К концу 1846 г. был оформлен аппарат сражающегося наместничества. Наместнические учреждения установили контроль за всем региональным аппаратом и судом Кавказа. Своеобразными функциями были наделены губернаторы, объединившие военное и гражданское управления, имевшие статус военных губернаторов. Участвовали в управлении выборные заседатели из дворян и купцов.Уездные начальники ведали хозяйственными, полицейскими, судебными делами, участковые начальники выполняли полицейско-судебные функции.
До 1822 г. Сибирское генерал-губернаторство объединяло Тобольскую, Томскую, Якутскую губернии. По предложению генерал-губернатора Сибири М.М.Сперанского были созданы Западно-Сибирское генерал-губернаторство (Тобольская, Томская губернии, Омская область) и Восточно-Сибирское генерал-губернаторство (Иркутская, Енисейская губернии, Якутская область, Охотское, Камчатское, Троицко-Савское управления). Генерал-губернаторы имели очень широкие административные, полицейские, хозяйственные, финансовые, судебные и другие полномочия. Совет генерал-губернатора состоял из назначенных императором чиновников, должен был контролировать его деятельность.
Губернское управление строилось по общероссийским стандартам. Вместо уездов губернии делились на округа, начальники которых возглавляли окружное казенное управление, совещательный окружной совет чиновников. Земский суд и его глава - земский исправник ведали полицией округа. Полицией городов ведали городничие, хозяйственными делами - сословные думы (голова, 2-3 заседателя). Русское сельское население имело волостное и сельское управление.
На территории сибирских областей размещались регулярные войска (казаки). Областное управление имело те же структуры, что и округа губерний, но окружной начальник совмещал гражданские и военные функции управления.В управлении нерусскими народами местная администрация опиралась на феодальную и родоплеменную знать. На окраинах, присоединенных землях проводилась политика русификации, унитаризации государственного устройства и управления.
Николай I упразднил наместничества как постоянно действующий институт в системе управления, создавал их в исключительных случаях по политическим соображениям и на основе особых императорских актов (царство Польское, Кавказ). В законах о центральном и местном управлении не предусматривался этот институт. Предпочтение было отдано генерал-губернаторству. Их число возросло с трех в начале века до 10 к 1850 году[138] и они объединяли несколько губерний.
Государственное управление городом сохранило прежние учреждения, должностные места, выборные магистраты, ратуши, особенности управления губернскими и уездными городами. К середине XIX в. из 700 городов империи (без Польши и Финляндии) 62 имели статус губернских, 498 - уездных. Почти 80% российских городов являлись административными центрами, имели административные функции. Через административные структуры государство регулировало непосредственно, прямо и косвенно через финансовую, налоговую, торговую, промышленную, сословную политику все основные сферы городской жизни.
Сформировалась система полицейских органов, должностей, решавших различные, в том числе административные, вопросы местного управления, суда: городские управы благочиния с обер-полицмейстерами, приставами, ратманами, полицмейстерами, частными приставами[139], полицейскими, будочниками, городскими, уездными городничими, капитан-исправниками, становыми приставами, земскими судами в уездных городах.
С 1802 г. стали создаваться градоначальства,которые как административно-территориальные единицы включали город сприлегающей территорией, выделенный из губернии.Как институт управления учреждалось градоначальство на основе частных законодательных актов, входило в систему МВД, подчинялось ему непосредственно. Возглавлял градоначальство градоначальник, назначаемый императором, втом числе по представлению МВД. Градоначальник был приравнен к губернатору по статусу и правам, имел высокий военный чин. Он заведовал городским управлением, благоустройством, возглавлял полицию, контролировал торговлю и судоходство, осуществлял надзор за состоянием крепостных, портовых, публичных зданий и сооружений, присутственных мест, за содержанием карантинов, почтой, наблюдал за деятельностью иностранных консулов, выдавал заграничные паспорта, разрешения на открытие частных типографий и литографий, председательствовал в статистическом комитете и особом по городским делам присутствии.
Решающее значение вместном управлении приобрели дворянские сословные корпорации. Возросла роль губернских и уездных дворянских собраний и предводителей дворянства, которые возглавляли, как правило, все присутствия, комиссии, комитеты, а собрания избирали уездных капитан-исправников, судей, заседателей в полицейские и судебные учреждения. Манифестом «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. право выбирать на дворянские общественные должности могли дворяне, имевшие не менее 110 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Создавались условия для сохранения крупного дворянства: переход заповедных дворянских имений (майоратов) по наследству к старшему сыну, запрет отчуждать их посторонним лицам и дробить.
В 1837-1841 гг. было оформлено сословное управление государственных крестьян по реформе министра государственных имуществ П.Д.Киселева. Урегулировано не только государственное управление четырехмиллионной категорией крестьян, но и самоуправление в соответствии с российскими традициями земского управления.Казенные крестьяне делились на самоуправляющиеся сельские общества[140] и волости. По два представителя от 10 дворов (десятидворники) составляли сельский сход, который решал дела сельского общества - низшей единицы сословного управления. Он избирал сельского старшину, двух «сельских добросовестных» на три года в сельскую расправу[141], уполномоченных на волостной сход по одному от 20 дворов. Сельский старшина утверждался губернской палатой государственных имуществ.Волостной сход представителей, составлявших волость сельских обществ, избирал волостного голову, двух заседателей волостного правления[142], двух «добросовестных» волостной расправы, решал дела волости.
Сословное крестьянское управление (самоуправление) действовало на основе государственных законов под надзором администрации, обеспечивало порядок, выполнение податей, повинностей, рекрутчины, было распространено на удельных крестьян, учтено в организации управления бывших помещичьих крестьян, вышедших в 1861 г. из крепостной зависимости[143].
В XIX в. высшим законодательным, административным и судебным учреждением по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) оставался Синод, главой которого назначался императором светский чиновник. Появились новые канцелярии, хозяйственные и духовно-учебные управления, в 1817-1824 гг. церковное ведомство входило в Министерство духовных дел и народного просвещения. Члены Синодальной коллегии назначались императором из видных архиереев (черного духовенства) и решения её утверждались императором. С 1835 г. обер-прокурор входил в состав Комитета министров.
В XIX в. возросла роль наказного казачьего атамана, усилилось государственное управление казачеством, укрепился институт жалованных, а не выборных казачьих старшин. 2 октября 1827 г. Николай I назначил своего старшего сына, цесаревича Александра, атаманом всех казачьих войск, и с тех пор эту должность занимали наследники престола. «Временными правилами об управлении войском Донским» от 16 февраля 1828 г. определены права и обязанности войскового атамана. Через семь лет закреплено окончательно за наследником престола звание войскового атамана всех войск, которому подчинены все наказные атаманы. В соответствии с Положением об управлении Донского войска от 6 мая 1835 г. была учреждена новая система управления войском с приоритетным государственным началом. Онаотразила окончательное превращение донского казачества в особое военное сословие.
Развитие чиновной системы. Значение первого свода законов для государственного управления.Со времен Екатерины II гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс) приобретались преимущественно выслугой, но не заслугой и гарантировали значительные классные привилегии, предусмотренные для чиновников правительственных учреждений. В XIX веке получить эти чины стало возможно при наличии университетского образования, сданных в университете экзаменов по предусмотренной указом специализированной и обширной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения, а также 10-летнего опыта службы, включая два года на ответственной должности.
Подготовке кадров для управления, специалистов по гуманитарным и точным наукам способствовало открытие новых университетов и лицеев. М.М.Сперанский разработал правила для лицея, сформулировал принципы обучения и воспитания чиновников для центральных ведомств. Лицеи являлись привилегированными, закрытыми учебными заведениями. Царскосельский (1811 г.), Демидовский (1815 г.) в Ярославле, имели сословно-дворянский характер, давали уровень знаний близкий к университетскому. По статусу лицеи стояли вслед за университетами. Царскосельский лицей окончили с 1817 по 1842 г. 286 выпускников (по 24 в год), в том числе 50 офицеров и 236 гражданских чиновников. В последующие годы все выпускники этого лицея, переехавшего в Санкт-Петербург под именем Александровского, поступили на гражданскую службу.
При Николае I на основании специальных указов от 21 апреля 1826 г. и 7 ноября 1850 г. был изменен порядок прохождения государственной службы, введены строгие правила по соблюдению формулярного (послужного) списка, повышению деловой квалификации каждого чиновника независимо от ранга.
Повелением Александра I была создана специальная комиссия, приступившая к обработке законов с1649 г., затем - кодификационная комиссия при Госсовете. Николай I повелел привести в порядок существующие акты. 31 января 1826 г. создано специальное II Отделение собственной Е.И.В. канцелярии под руководством М.А.Балугьянского. В том же году приступили к работе М.М.Сперанский и выделенные ему в помощь чиновники. За короткое время выявлено в разных учреждениях, ведомствах более 30 тыс. указов, манифестов, грамот, уложений, других законодательных актов за 176 лет после Уложения 1649 г. до манифеста о вступлении на престол Николая I 13 декабря 1825 г. М.М. Сперанскому удалось отредактировать многие законы, освободить их от двусмысленных формулировок, противоречащих друг другу узаконений. Подготовлено 40 томов с 30600 законами, 5 томов приложений, указатель в виде Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ РИ).На основании ПСЗ подготовлено 15 томов в 8 книгах действующих законов, составивших Свод законов Российской империи (СЗ РИ). Свод составлен М.М.Сперанского с учетом лучших европейских образцов. В отдельных томах и книгах объединены законы о власти, высшем, центральном, местном управлении, о государственной службе, сословиях, полиции, цензуре, ссылке, представлены разделы гражданского, уголовного, процессуального права. Подготовленные ПСЗ и СЗ проверены семью ревизионными комиссиями. 10 января 1832 г. Госсовет одобрил ПСЗ и СЗ, решив ввести их в действие с 1 января 1835 г. По инициативе М.М.Сперанского было введено понятие «Основных государственных законов Российской империи», в качестве которых систематизированы в первом томе «Свода законов Российской империи» императорские законы XVIII - начала XIX в. о государственном устройстве, самодержавном правлении. Первым среди них поставлен екатерининский закон «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Источники и литература.
1. Российская государственность: исторический аспект. М., 1996.
2. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. М., 1991.