В условиях «просвещенного абсолютизма».

Тема 7. Государственное управление

Предпосылки изменения государственного управления во 2-й пол. XVIII в. Реорганизация высшего и центрального управления. Губернская реформа. Становление городского государственного и общественного управления. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления. Павловская перестройка екатерининского управления.

 

Предпосылки изменения государственного управления во 2-й пол. XVIII в.Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. и убийство в 1762 г. императора Петра III; в 1764 г. императора Ивана VI Ан­тоновича, в 1801 г. императора Павла I. ослабили рос­сийскую государственность. Отрицатель­но сказались убийство в 1762 г. императора Петра III; в 1764 г. императора Ивана VI Ан­тоновича, в 1801 г. императора Павла I. Кроме того, пять женщин, в том числе иностранки, были на троне в течение 70 лет XVIII в.: Марта Скавронская, «женщина из-под солдатской те­леги», ставшая второй женой Петра I и императрицей; вдова курляндского герцога Анна Ивановна из Митавы; ее племянни­ца Анна Леопольдовна, правительница при малолетнем сыне, императоре Иване VI Антоновиче; Елизавета Петровна и Екате­рина II. Женщины на престоле монарха оказались в условиях, когда по существовавшему государственному статусу они могли занимать только придворные женские должности[106].

Реорганизация высшего и центрального управления.Екатерининские административные реформы кос­нулись всей системы государственного управления и исходили из следующих целей:

а) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов империи;

в) уберечь институты российской государственности от вли­яния европейских революционных идей;

г) усилить личную власть, полученную нелегитимно в результате убийства императора.

Екатерина, совершившая переворот 28 июня 1762 г. с помо­щью дворянских гвардейцев, стремилась опираться в управлении государством на армию. Сразу же после переворота она подчини­ла себе через лично преданных командиров армейскую пехоту Пе­тербургского и Выборгского гарнизонов и кавалерию. Щедро осы­пала военных участников переворота наградами.

В следующем году Екатерина II осуществила реорганизацию Сената. В манифесте от 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сена­те департаментов и разделении по оным дел» ему был придан статус высшего испол­нительного органа управления и суда. Назна­ченный на должность генерал-прокурора честный и неподкупный князь А.А.Вяземский был ответственен лично пе­ред императрицей, докладывал ей ежедневно о работе и решени­ях Сената, сосредоточил в своих руках дела юстиции, финан­сов, казначейства, контроля и надзора, принимал доклады на­местников, подчинил себе губернских прокуроров. Функции Сената были разделены между шестью со­зданными в его составе департа­ментами во главе с обер-прокурорами. Первый законосовещательный департамент рас­сматривал внутренние политические дела. Второй апелляционный ведал судебными делами, третий - полицией, образованием, за­падными окраинами империи, четвертый - военными и мор­скими делами. Пятый и шестой находились в Москве[107].

Департаменты действовали самостоя­тельно в рамках расписанных дел, «все в равной силе и достоин­стве», не имели никаких преимуществ один перед другим, принятые ими единогласно решения почитались «равно, как бы всем Сенатом» учиненные. При рас­хождении мнений дело рассматривалось в первом департаменте под председательством генерал-прокурора, при участии сенато­ров от других департаментов. При наличии разных мнений и здесь дело выносилось на общее собрание сенаторов. Если «не все сенаторы на одном мнении утвердятся», генерал-проку­рор докладывал все дело с разными сенаторскими и своим мне­нием императрице на рассмотрение.

Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцеля­рия), имевшая статус самостоятельного государственного учреж­дения. Ее функции в системе политического розыска определе­ны лично Екатериной II, которая непосредственно опекала эту структуру Сената. Имен­но тогда широко применялась перлюстрация писем, поощрялось устное и письменное доносительство. Через Тайную канцелярию прошли все крупные политические процессы 70-90-х гг. Осенью 1774 г. присутствие экспедиции переведено в Москву.

Укреплению императорской власти была под­чинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной Совета при Высочайшем Дворе «для со­ображения всех дел, относящихся к ведению войны». Совет состо­ял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников. После окончания войны в 1774 г. он со­бирался регулярно, став совещательным, консультативным и распорядительным органом при императрице. Совет при Вы­сочайшем Дворе воплощал в государственные решения волю Ека­терины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления. Павел I значительно су­зил функции Совета, который просуществовал до 1801 г.

Возросла в сфере управления роль новой Личной канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления «Собственных Ее Императорс­кого Величества дел». Статс-секретарь Г.Н.Теплов ведал личной перепиской Екатерины II, второй статс-секретарь И.П.Елагин принимал и оформлял челобитные на Высочайшее имя. Статс-секретарь с 1775 г. князь А. А. Безбородко сосредоточил в Канцелярии все государственные дела, восходившие на утверждение императрицы и требовавшие решения с ее личным участием. С 1783 г. он фактически руково­дил и внешней политикой, а в 1797 году стал канцлером Российской империи. Мно­гие законы Екатерина II создавала по его рекомендациям. Через статс-секретарей, число которых росло, Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Эта структура выделилась из императорского кабинета, оформив­шись в собственную Ее Императорского Величества канцелярию, ставшую высшим органом государственного управления. Одно­временно утратил функции государственного органа Кабинет им­ператрицы, сохранивший лишь задачи умножения личного иму­щества Екатерины II, хранения личной коллекции произведений искусства в Эрмитаже.

Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчи­нены придворная, гофинтендантская, конюшенная и другие по­добные конторы.

Линия Екатерины II на усиление местных губернских учреждений привела к упразднению большинства коллегий. Сохранились лишь три из них - Иностранных, Военных и Морских дел. Управление просвещением, та­моженной политикой и другими конкретными сферами Екатери­на поручала отдельным приближенным лицам.

Губернская реформа.21 апреля 1764 г. Указом «Наставление губернаторам» усовер­шенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ был направлен на укрепление и усиление роли мест­ного управления. Екатерина II исходила из того, что империя как «целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут». Как и прежде, губернатор назначался монархом, но имено­вался теперь главнокомандующим, мог иметь статус не только гражданского, но и военного губернатора. Он имел в подчинении все воинские части и команды на территории гу­бернии.

Губернатор являлся представителем императорской особы, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполни­телем императорской воли и законов, обеспечивающим соблюдение и выполнение указов, изобличение с помощью губернского прокурора взя­точников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике богатств государ­ства, о промыслах, торговле, сохранении безопаснос­ти верноподданных, руководство чиновниками провинциальных, уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей. Губернатор получил огромную власть, ему были подчинены таможни, магистра­ты, полиция, «земские правительства», все учреждения и должностные лица в губернии.

7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».Согласно новому административному устройству произошло разукрупнение и увеличение губерний с 23 до 51; были ликвидированы 66 провинций как ненужное промежуточное звено между губернией и уездом; многократно увеличено число уездов; введено 19 наместничеств из двух и более губер­ний каждое. Новое административно-территориальное деление призвано было повысить эффективность налоговой, полицейской, судебной политики, и основывалось на прин­ципе статистического расчета: «Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ. В уезде, или округе от двадцати до тридца­ти тысяч душ».

Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губерн­ское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского величества, уголовных и гражданских судов[108]. В состав губернского правления входили: порутчик пра­вителя (вице-губернатор), директор экономии или домовод­ства, губернский казначей, землемер, члены верхнего земского суда[109], прокурор, стряпчие казенных и уго­ловных дел, члены совестного суда. В каждой губернии учрежден свое­образный орган - приказ общественного призрения для управле­ния народными школами, больницами, госпиталями, богадель­нями, сиротскими, смирительными и работными домами[110]. Воз­главлял его губернатор, в присутствие входили также по два вы­борных заседателя от верховного земского суда, губернского ма­гистрата, верхней расправы.

Широкими функциями, высоким статусом была наделена ка­зенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Се­натом по поручению монарха. Главная задача ее - попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными ка­зенными доходами Штатс-коллегия.

Губернское правление, палаты являлись местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд[111], приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословия­ми, а председательствовало чиновное лицо. Получилось свое­образное совмещение централизации губернского управления сучастием в нем представителей местного дворянства.

Статус и функции губернского правления были определены следующий образом: «губернское правление есть то место, которое управляет в силу законов именем импе­раторского величества всею губерниею», обеспечивает исполне­ние законов, «взыскание чинит со всех непослушных, стропти­вых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в го­родах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния и торговли. Повеления гу­бернского правления были обязательны к исполнению уездными, ниж­ними земскими судами, верхними и нижними расправами, гу­бернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат».

Уездную администрацию, подчиненную губернскому прав­лению, представлял нижний земский суд, ставший главным ис­полнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение рас­поряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повин­ностей, надзирал состояние дорог. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитана-исправника, был наде­лен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбира­лись дворянами и только из местных дворян, утверждались цен­тральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Был учрежден уез­дный суд для дворян[112], при нем - дворянская опека под председательством уездного дво­рянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиро­тах. Нижняя расправа ведала в уезде судебными делами государ­ственных крестьян. Крепостные крестьяне оставались во власти их собственников.

Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместни­чества в столичных губерниях, в крупных округах-регионах, ох­вативших по нескольку губерний. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверен­ных аристократов, наделив чрезвычайными, неограниченными полномочиями и персо­нальной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнитель­ного органа, нескольких советников, проводил через губернаторов монаршие повеления, действовал как глава имперской администрации через губернский аппарат управления, суды, сословные органы, по­лицию, расположенные на территории наместничества войска, осуществлял общий надзор за чиновниками, мог оказывать дав­ление на суд, останавливать исполнение судебных приговоров без вмешательства в судопроизводство.

Становление городского государственного и общественного управления.До 1775 г. города, имея 4% населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейски­ми функциями. В городах действовали магистраты и городничие. Были созданы благоприятные условия для пред­принимательской деятельности[113].

По губернской реформе 1775 г. города получили статус само­стоятельной административной единицы[114]. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной ста­тус градодержателя (градоначальника). Он назначался Сенатом из отставных офице­ров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную администрацию, осуществлял полицейские и другие функции. В сто­личных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили адми­нистративные функции и превратились в суды для торгово-про­мышленного населения, в ряде городов были сохранены комен­данты, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функ­циями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. Через магистраты, сове­стные и сиротские суды, ратуши формировалось городское об­щественное управление, которое функционировало под постоян­ным контролем губернаторства, городничества, орга­нов государственного управления.

21 апреля 1785 года была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», которая стала первым развернутым законом организации городского управле­ния. Закон сохранил госу­дарственное городское управление, определил юридический статус городского населения, предусмотрел организацию ре­месленного, цехового устройства, общественное городское уп­равление, подчиненность его администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, бурмистров, ратманов, старост, судей совестных судов и заседателей, подчинявшихся губернатору и его правлению.

В помощь администрации создавалось общественное управ­ление, пред­ставленное: а) городским обществом, б) общей городской думой, в) шестигласной думой, г) городским головой.

Высшим органом являлось городское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, богатым состоянием, капита­лом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Меща­нин бескапитальный голоса не имеет», - таково было цензовое право общественного управления. Лишенными права голоса в городском собрании оказались жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов[115], регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемы­ми обществом старостами и депутатами по алфавиту.Градское общество имело: право юридического лица, собствен­ность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив.

Собрания общества проводились по каждому из шести разря­дов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его при­казанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в ма­гистрат, старост, судей совестных судов, заседателей.Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, ког­да «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обыва­тельскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купечес­кие общества, избиравшие свои исполнительные управы и стар­шин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узкоцеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмасте­рьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по про­фессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.

По функциям и предметам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением каппарату администрации, полиции. «Грамота» предписывала администрации, город­ской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Дума опекалась губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, пред­ставляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешалось обращаться к губернатору «со своими общественны­ми нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу за­нимался губернский магистрат.

Бюджет думы строился в доходной части на основе купеческо-гильдейских сборов, обыва­тельских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчис­лений от казенной питейной продажи, различных специальных сборов с обывателей.

«Уставом благочиния» от 8 апреля 1782 г. была установлена регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и час­тную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало упра­вы благочиния» содержало нормы и для полиции, и для жителей городов.

По-новому был устроен городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочи­ния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы.В губернских городах созданы управы благочиния во главе с по­лицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - упра­вы в составе городничих, приставов, двух ратманов.Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом, которые дели­лись на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квар­тальный порутчик.

Управы благочиния и канцелярии частного пристава являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположен­ных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопас­ность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресто­ранами, другими общественными учреждениями, тушили пожа­ры, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.

Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления.Каждому сословию власть определила конкретные обязан­ности, повинности, права, привилегии, место во власти и управ­лении.

1. Возникнув как служилое сословие, дворянство к серединеXVIII в. составляло 1% населения[116]. В 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной граж­данской службы и личных податей.В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворян­ства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требо­ваний.По губернской реформе 1775 г. были созданы дворянские собра­ния, как уездные, наделенные правом юридического лица, так и губернские с выборными предводителями уезда и губернии, ко­торые заметно усилили дворянскую организацию и ее роль в гу­бернском, уездном управлении.

«Грамотой на права, вольности и преимущества бла­городного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., были подтверждены прежние и установлены новые его права и привиле­гии.Во-первых, интересы дворянства были отождествлены с государственными. Государство обрело статус дво­рянского, обеспечивая защиту чести, имущества, жизни дворя­нина, освобожденного от телесных наказаний; его монопольное право на землю, крепостных, на свой сословный суд; право рас­поряжаться имуществом, крепостными, заводить фабрики, заво­ды, торги, не платить податей, сохранять и передавать по на­следству имущество, выезжать за границу.Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные об­щества, влияющие на уст­ройство сословия, защиту и реализацию его ин­тересов.В-третьих, кроме государственного управления создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание полу­чило тоже право юридического лица.

Комплектованию служилого состава чиновников была под­чинена деятельность дворянского депутатского собрания, предус­мотренного той же жалованной грамотой. Состояло оно из гу­бернского предводителя дворянства, председательствующего и в этом собрании, и по одному депутату от каждого уезда. Оно рас­сматривало предварительно вопросы, подлежавшие обсуждению на дворянских собраниях, вело учет личного состава, родослов­ные книги под контролем департамента геральдии Сената, выда­вало грамоты и свидетельства о внесении дворянских родов в гу­бернскую родословную книгу, участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания, общества[117].

2. Екатерина II усилила государственное управление церковью, решительно подчиняя ее абсолютной монархии с учетом[118] перспективы ос­лабления и полного исчезновения духовенства как со­словия. Финансируемое государством духовенство было переведено на штатные оклады, лишилось права владеть землей и крестьянами[119], количество монастырей было сокращено с 953 до 224.

3. Во второй половине XVIII в., во-первых, была введена новая система управления государ­ственными крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских душ, которые проживали на землях Поволжья, Севера, Сибири. По закону 1797 г. они управлялись губернскими казенными палатами, их уездными структурами. Были организованы волостные и сельские учреждения, помогавшие административно-полицейским ор­ганам собирать налоги, комплек­товать армию на основе рекрутчины. Избирались сельский старшина, его помощники - староста, сборщик пода­тей, сотские и десятские. 6000 ревизских душ со­ставляли государственную волость. Представители сельских сходов - от 1 до 20 дворов - проводили волостной сход, избирали волостное прав­ление в составе волостного головы, двух заседателей по хозяй­ственным и полицейским делам.

Во-вторых, было упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с целью извлечения средств на содержание императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специ­альные структуры - экспедиции удела на местах, при казенных палатах в девяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестья­не организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова - «пер­вый начальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом, обеспечивая исполнение распоряжений Департамента уделов, дру­гих властных органов, распределяя подати и повинности, соби­рая налоги, рассматривая мелкие тяжбы и проступки крестьян. В отдельных деревнях удельной волости созывались сельские схо­ды для избрания старост и ведавших порядком сотских, десятских, являвшихся по сути нижними полицейскими должностными лицами

В-третьих, помещики получили право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, на каторгу.

4. Екатерина продолжила тенденцию ограничения казачьего са­моуправления, начатого Петром I, который лик­видировал казачий круг, отменил выборность главного атамана, учредил вместо выборного должность назначаемого царем на­казного атамана, переселил тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии, где большая часть казаков погибла, а оставшихся в живых перевели на Терек.

В 60-е гг. увеличилось количество государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление, со­здана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России.

После пугачевской войны усилилось государственное регулирование жизни казаков. Земли Войска Донского, Азов, кре­пость св. Димитрия Ростовского и вся Азовская губерния оказались подчинены в 1775 г. наместнику Г.А.Потемкину. Ликвидирована казачья автономия. Учреждено гражданское войсковое правительство для управления всеми делами Войска Донского. Граждан­ское управление на Дону строилось на основе общероссийского за­конодательства и по типу губернской администрации[120]. Ликвидиро­вано Запорожское казачье управление. Казацких старшин выслали или наделили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали с разрешения Екатерины Черноморское казачье войско, подчиненное Таврическому губернатору. Значительная часть каза­ков переселилась в Восточное Приазовье между реками Ея и Ку­бань, часть ушла в Турцию и образовала за Дунаем Задунайскую сечь. Волжское казачье войско лишилось земли, вольностей, его подчинили Военной коллегии, частично переселили. На Яике была отменена выборность войсковых атаманов.

В 1782 г. на территории бывшей гетманщины были образованы Киевское, Черниговское, Новгород-Северское наместничества, что привело к окончательной ликвидации автономии Малой России. Вместо казацких были сформированы гусарские полки, впослед­ствии замененные армейскими частями. Введено деление на гу­бернии, уезды с соответствующим управлением. Рядовые казаки стали «войсковыми обывателями», а украинское шляхетство, стар­шины обрели все права и привилегии российского дворянства. Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности[121].

Павловская перестройка екатерининского управления.Актом от 5 апреля 1797 г. «Учреждение об императорской фамилии» был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Акт учреж­дал императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потомков голштин-готторпских герцогов[122].

Павел I: - ослабил роль Сена­та, усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губерна­торами, другими чиновниками; - учредил военные губернатор­ства в столице и Москве; упразднил ряд наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли самостоятельность;-воссоздал Мануфак­тур, Камер, Берг и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделив их правом личного доклада царю и самостоятельностью действий от членов коллегий; - казначею А.И.Васильеву подчинил казначей­ские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-про­курора; - в самостоятельные центральные учреждения выделил из Сената Почтовый департамент и Департамент водяных коммуникаций; для управления землями и крестья­нами царской фамилии создал центральное ведомство во гла­ве с департаментом уделов, который возглавил министр Уде­лов; составил записку «Об устройстве разных частейгосударственного управления», где содержался план учреж­дения министерств вместо коллегий; - приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расши­рил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей; - в стремлении оградить Россию от влияния Французской ре­волюции ужесточил цензуру, запретил частные ти­пографии, импорт французской лите­ратуры, поездки во Францию, употребление французского языка, слов «гражданин», «отечество», «обще­ство»; - уменьшил число губерний и их учреждений, закрыл приказы общественного призрения; - в губернских городах упраз­днил думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во гла­ве с назначенными императором президентами, которые кон­тролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем со­ставе чиновников, как назначаемых Сенатом, так и избирае­мых горожанами и утверждаемых императором, подчинил ратгаузам магистраты и ратуши; - в губернских и уездных городах создал ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом; - уве­личил число чиновников в центральном и местном аппарате; - провел ряд мер по укреплению служебной дисциплины.

 

Источники и литература.

 

1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного россий­ского дворянства от 21 апреля 1785 г. // Политическая история России: Хрестоматия. М., 1996.

2. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении про­екта нового уложения // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. №3.