Дворянской империей при преемниках Петра I.
Тема 6. Государственное управление
Создание и деятельность советов, кабинетов и других учреждений на уровне высшего управления в ходе борьбы дворянских группировок за власть. Усиление полицейской регламентации государственного управления. Нестабильность центральных государственных учреждений в период дворцовых переворотов. Сенат. Центральные государственные учреждения. Перестройка местного управления, его централизация и бюрократизация. Роль церкви в государственном управлении.
Создание и деятельность советов, кабинетов и других учреждений на уровне высшего управления в ходе борьбы дворянских группировок за власть.В истории Российской империи период с 1725 по 1762 год назван «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет было три переворота с участием аристократии и гвардии. Борьба придворных дворянских группировок за власть началась сразу после смерти Петра I в январе 1725 года. Элитных групп было две: старая родовитая аристократия[94] и выдвинувшееся по службе новое дворянство[95]. С начала 30-х гг. усилилась и третья, немецкая, группа[96].Каждая группировка имела своего претендента на престол и в случае победы получала высшие государственные должности, привилегии и поместья.
Петр I умер, не оставив завещания. В его записке сказано: «Оставить все...» без указания кому. Поскольку царь не назначил себе преемника, то борьба за власть приобрела особую остроту. К этому времени из 11 детей Петра I и Екатерины в живых остались две дочери - Анна и Елизавета. Но Анна, вступая в брак с герцогом голштинским, отказалась от русского престола за себя и свое потомство. Елизавета не признавалась наследницей престола как незаконнорожденная[97].
Оставалось два претендента на престол - Петр Алексеевич, сын царевича Алексея и Шарлотты, за которым стояли представители родовитой знати Голицыны, Долгорукие, и Екатерина - вдова Петра I. Екатерину поддерживала новая группа дворян во главе с Меншиковым, Толстым, боявшаяся воцарения внука Петра I, ибо была повинна в смерти царевича Алексея.Спор между соперничавшими вельможами решила гвардия, ставшая на сторону Екатерины. Главную роль в государстве стал играть князь А.Д.Меншиков. Началась эпоха дворцовых интриг, перераставших в заговоры.
Положение Екатерины I на троне было шатким. Меншиков, Толстой, Апраксин посоветовали Екатерине учредить специальный орган, который бы возвышался над всеми государственными учреждениями империи. 8 февраля 1726 г. был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. В его состав вошли А.Д.Меншиков[98], П.А.Толстой, Г.И.Головкин, Ф. М.Апраксин, А.И.Остерман[99], Карл Голштинский[100] и наиболее видный представитель старой знати Д.М.Голицын. Включением всостав последнего Екатерина I надеялась примирить обе группировки дворян. Но этого не произошло.
Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии - военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган - Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 г. была ликвидирована, контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету.
Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной императрицей, был подчинен Верховному тайному совету и, потеряв титул Правительствующего, стал называться Высоким. Из ведения Сената были изъяты все дела, которые интересовали Верховный тайный совет. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов. Совету подчинялись Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ.Верховный тайный совет, обладая широкими полномочиями и имея высокое положение в государстве, подменил императрицу. 6 мая 1727 г. Екатерина I умерла в возрасте 43 лет.
7 мая того же года на престол по завещанию Екатерины I был возведен двенадцатилетний Петр II - внук Петра I. Высокопоставленные вельможи продолжали борьбу за власть и влияние при дворе. Меншиков по-прежнему распоряжался Верховным тайным советом и руководил действиями императора, опекая его. Желая стать его тестем, Меншиков стремился женить Петра II на своей дочери. Но мастер интриги Остерман поддерживал у императора недоверие к Меншикову. Петр II отказался от брака с дочерью Меншикова и сблизился с семьей Долгоруких, где тоже была невеста. В сентябре 1727 г. Меншиков был арестован и низложен по решению Верховного тайного совета. Его выслали в Сибирь после четырехмесячного фактически самовластного правления государством.
Петр II большую часть времени проводил на охоте, которая стала егострастью. Английский посланник Клавдий Рондо в то время отмечал, что «вблизи государя нет ни одного человека, способного внушить ему надлежащие, необходимые сведения по государственному управлению». Малолетний царь не управлял страной. В ноябре 1729 г. он был обручен с Екатериной Долгорукой, но свадьба не состоялась, т.к. 19 января 1730 г. Петр II умер.
При Петре II вся власть была сосредоточена в руках Верховного тайного совета, в состав которого вошли А.Г. и В.Д.Долгорукие. Они и Голицын были руководителями совета, состав которого изменился. Из вельмож петровского времени в нем остался только Остерман. В совете усилилась партия аристократии. Император мог не считаться с советом, предписывая ему свою волю, но он часто отсутствовал.
Петр II не оставил завещания. По завещанию Екатерины I престол переходил к Анне с ее потомками[101], а затем Елизавете с ее потомками, потом Наталье Алексеевне (сестре Петра II). Ко времени смерти Петра II Наталья умерла. У Анны родился сын в 1728 г. (будущий Петр III), которому и мог перейти престол, так как его мать тоже умерла. Но Долгорукие попытались возвести на престол невесту Петра II Екатерину Долгорукую, для чего подделали завещание Петра II в пользу невесты. План Долгоруких провалился, борьба за власть продолжилась.
Верховный тайный совет остановил выбор на вдовствующей герцогине курляндской Анне Ивановне - дочери брата Петра I, долго жившей в Митаве и не имевшей поддержки в России. Тайно Д.М.Голицын с В.Л.Долгоруким послали в Митаву «кондиции» - условия вступления Анны Иоанновны на престол, которые она подписала. «Кондиции» ограничивали самодержавную власть царицы и ставили ее под контроль Верховного тайного совета.
Без согласия Верховного тайного совета императрица не должна была решать вопросы войны и мира, проводить назначения выше полковника, расходовать денежные средства, давать вотчины, назначать себе преемника, выходить замуж. Во время воцарения Анны в Совете было четверо Долгоруких, двое Голицыных, канцлер Головкин и Остерман. Таким образом, из восьми лиц шесть принадлежало к старой русской знати. Анне Иоанновне запрещалось привозить в Россию своего фаворита Э.И.Бирона.
15 февраля 1730 г. Анна прибыла в Москву, где собрались сановники, духовенство, значительная часть шляхетства[102], выступившие против ограничения власти императрицы, так как опасались усиления «верховников». Ограничительные обязательства были прочитаны собравшимся. Шляхетству позволили подать свои мнения в Верховный тайный совет о новом государственном устройстве, и оно составило 12 политических проектов. Шляхетство потребовало увеличения числа членов совета и назначения их по выбору всего дворянства.
«Верховники» хотели заменить самодержавие аристократическим правлением, но не имели возможности силой поддержать свои планы. Среди шляхетства было много военных, но они, восстав против олигархии, не имели определенного плана государственного переустройства. Делегация от шляхетства (гвардейских офицеров) обратилась к Анне с настойчивой просьбой принять самодержавие. Государыня отстранила «верховников» от командования гвардией и передала ее под начальство своего родственника по матери генерала Салтыкова. Превратив проекты шляхетства во всенародную просьбу, Анна разорвала «кондиции» и вступила на престол как самодержавная императрица.
4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы - члены вновь созданного осенью 1731 г. Кабинета министров - канцлер Г.И.Головкин, вице-канцлер А.И.Остерман, князь A.M.Черкасский. Из этих трех лиц и состоял Кабинет, созданный «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел». Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 г. этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права. Три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров сковывал действия Сената. Видную роль в управлении играли П.И.Ягужинский и затем сменивший его А.П.Волынский. Фаворит Анны Бирон стал герцогом курляндским и всесильнымчеловеком в Российском государстве.На высокие должности государственного управления были выдвинуты иностранцы, преимущественно немцы. Остерман через решения Кабинета министров проводил волю Бирона. Это вызвало недовольство дворянства.
Анна Ивановна назначила себе преемника Ивана Антоновича - сына своей племянницы Анны Леопольдовны[103] и регента при нем - Бирона. В октябре 1740 г. Анна Ивановна скончалась. Через 22 дня Бирон был низложен фельдмаршалом Минихом в пользу правительницы Анны Леопольдовны.
Опираясь на гвардию, при поддержке П.Шувалова, М.Воронцова, А.Г.Разумовского, на престол 25 ноября 1741 г. вступила Елизавета Петровна. Иван Антонович вместе с Анной Леопольдовной были низложены и отправлены в крепость. Был арестован и отец царя-младенца Антон Ульрих Брауншвейгский.
Указом от 12 декабря 1741 г. Елизавета восстановила Сенат как высший государственный орган и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров, имевшийособые полномочия. Вместо него велено было «иметь при дворе нашем Кабинет в такой силе, как был при Петре Великом».
Таким образом, восстановилась петровская личная императорская канцелярия - Кабинет, который должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства. Его возглавил И.А.Черкасов, когда-то служивший в петровском Кабинете.
Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию - Кабинет Ее Величества. На рассмотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, рапорты генерал-прокурора. Указы издавались только за личной подписью императрицы.
Для принятия государственных решений Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту в управлении России. Поэтому она восстановила петровское «установление» - чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. Такие совещания при Елизавете официально назывались «конференциями», а их участники - «конференц-министрами».Конференции учитывали письменные мнения министров и протоколировались. Во время Семилетней войны в 1756 г. была учреждена Конференция при Высочайшем Дворе (как чрезвычайный высший орган), первоначально занимавшаяся обсуждением международной политики и ведением войны. Позже Конференция сосредоточила в своих руках и руководство внутренним управлением государства.
Черкасов принимал поступавшие на имя Елизаветы доклады и донесения Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий, Коллегии иностранных дел и других учреждений, многочисленные челобитные о милосердии. Делами в государственных учреждениях занимался и В.И.Демидов. Для управления делами государственных учреждений Елизавета готовила кадры из русских дворян.
Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 г. Ее преемником стал Карл-Петр-Ульрих (Петр III) - внук Петра I (сын его дочери Анны) и внучатый племянник Карла XII, прибывший в Россию еще в 1742 году.
Усиление полицейской регламентации государственного управления. Нестабильность центральных государственных учреждений в период дворцовых переворотов.Дворцовые перевороты, имевшие место в истории России второй четверти XVIII в., вели к смене царствующих особ. Главные заговоры перемежались с «малыми переворотами», когда свергались с постов высокие чиновники, принадлежавшие к элите общества, кабинет-министры, министры, фавориты и видные губернаторы. Так, в 1727 г. был свергнут и отправлен в ссылку А. Д.Меншиков, где он и умер в 1730 г. Подобная участь постигла князей Долгоруких, из которых четверо казнены. Д.М.Голицын умер в Шлиссельбургской крепости. В 1739-1740 гг. арестован А.П.Волынский - кабинет-министр, выразивший недовольство иностранным засильем. По требованию Бирона Волынский, придворный архитектор П.М.Еропкин, горный инженер Хрущев, президент Коммерц-коллегии П.И.Мусин-Пушкин, обер-прокурор Сената Ф.И.Сойкин и другие - были приговорены к казни или ссылке. Волынский был четвертован.
Для устрашения дворянской оппозиции и ее ликвидации при Анне Ивановне и правящей «немецкой партии» действовал политический сыск. Людей приводили в застенок генерала Ушакова не только по политическим мотивам, но и из-за слухов и сплетен о жизни царицы и ее окружения. Наказанию подвергались государственные чиновники всех рангов и нередко их семьи. На допросах применялись пытки. Особенно свирепые приговоры выносило Генеральное собрание, являвшееся высшим судом, которое рассматривало политическую оппозицию как притеснителей императрицы.
Серия «малых переворотов» продолжалась и во время Елизаветы Петровны. В 1748 г. был арестован фаворит Лесток, в 1758 г. свергли канцлера А.П.Бестужева-Рюмина. При Елизавете существовала Тайная канцелярия, которая в 40-60-е гг. вела расследование слухов, порочащих царицу. В ссылку была отправлена Анна Леопольдовна с семьей. Суд приговорил к ссылке главных политических противников Миниха, Левенвольде и Остермана. В Якутию был сослан вице-канцлер М.Головкин; сын Миниха 20 лет провел в ссылке. Но «политическая смерть» (лишение всех прав) уже не повторялась. В годы царствования Анны Ивановны было заведено две тысячи политических дел, а во время Елизаветы Петровны - пять тысяч. Существовавшая с 30-х по 60-е гг. Канцелярия тайных розыскных дел была перегружена следственной работой. Расправа над всеми недовольными производилась независимо от социального положения и значения высокого лица в государстве.
Сенат.На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения - Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при Высочайшем Дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но в определенные периоды зависел от высших государственных учреждений.
Значение Сената снижалось, на какое-то время снова повышалось, но ненадолго. На деле Сенат занимал положение центрального органа с обычными исполнительными функциями. В 30-е гг. права Сената были восстановлены. В его структуре появилось 5 департаментов с разными административными полномочиями. Но вскоре над Сенатом был поставлен Кабинет министров, и Сенат снова утратил свое былое значение. Он перестал быть органом надзора за государственным аппаратом. Из его ведения ушло и руководство деятельностью многих коллегий. Он превратился в орган исполнения распоряжений высших государственных учреждений и как апелляционная инстанция рассматривал судебные дела, решения губернаторов, воевод. Была восстановлена должность генерал-прокурора, на которую был назначен П.И.Ягужинский[104], в 1740 г заменен князем Н.Ю.Трубецким. Сенат в этотпериод был исполнительным органом, находившимся под контролем высших Совета и Кабинета.
С 40-х гг. Сенат был восстановлен в прежних правах, сохранял свое первенствующее положение в государстве до учреждения Конференции. Далее он уже не ведал внешнеполитическими делами и некоторыми общими вопросами внутренней политики. Но за Сенатом сохранилось руководство государственным аппаратом по управлению.
К середине XVIII в. аппарат Сената усложнился. В его состав вошло несколько новых учреждений по финансовой, кредитной, торговой системе, управлению Московским университетом. Особенно значительной была созданная в 1755 г. Главная межевая канцелярия для руководства межеванием.
Центральные государственные учреждения. Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. В структуру коллегий входили департаменты, экспедиции, постепенно добавлялись канцелярии и конторы. Штаты разрастались, укреплялся принцип единоначалия, прибавлялись советники и асессоры. В 1727 г. число чиновников и было сокращено вдвое, в дальнейшем оно опять увеличилось. В это время колебалось и общее количество коллегий. Оно также то сокращалось, то возрастало. Более устойчивыми были три коллегии: Иностранная, Военная, Адмиралтейская. Существовали еще девять коллегий: Главный магистрат, Вотчинная, Камер-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия и Синод (духовная коллегия).
Возрастающие задачи государства, развитие промышленности и торговли вели к организационным перестройкам центральных государственных органов и изменению их полномочий. Чтобы удешевить содержание государственного аппарата, некоторые коллегии объединялись. Например, Коммерц-коллегия, ведавшая приходом, а Штатс-коллегия - расходом денежных средств, соединились в одно. В 1727 г. Мануфактур-коллегия была соединена с Коммерц-коллегией. В 1731г. уничтожена Берг-коллегия, что нанесло ущерб развитию горных заводов. Часть коллегий восстанавливалась или вновь создавалась в 40-60-е гг. Изменениям подвергались многие ведомства и канцелярии.
Относительная стабильность сохранялась в органах безопасности и учреждениях, обеспечивавших сбор налогов и податей в государственный бюджет. Сыскным и судным учреждениям уделялось большое внимание со стороны правительства. Постоянно действующими оставались полицейские учреждения. В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, обеспечивавшая конфискационные акции по приговорам суда, через год - Должный приказ, который обеспечивал полицейские действия с должниками, банкротами.
В 40-е гг. были восстановлены некоторые коллегии до этого объединенные по родственным вопросам в одну управленческую структуру. Самостоятельными стали Берг- и Мануфактур-коллегии, а также Главный магистрат. Для проверки дворянских прав на землю, выяснения «подлинного шляхства» была разработана «Инструкция о Генеральном межевании», которой руководствовался управленческий аппарат. Активно действовали и такие управленческие учреждения, как Сибирский приказ, Печатная контора, Ямская канцелярия с конторами, Раскольничья контора, Соляная контора. Особое место занимала Главная Дворцовая канцелярия, занимавшаяся придворными, штатами и хозяйством.
Перестройка местного управления, его централизация и бюрократизация.В 1727 г. фактически была ликвидирована (или резко сокращена) петровская система местных учреждений. В манифесте 9 января 1727 г. говорилось: «Умножение правителей и канцелярий во всем государстве не токмо служит к великому отягощению штата, но и к великой тягости народной».В конце 20-х гг. была проведена областная контрреформа, ликвидировавшая ряд административных единиц. Сокращение управленческого аппарата в провинциях было жестким, по примеру центральных коллегий, где штат доводился до минимума в 6 персон - президент, его заместитель, два советника и два их помощника (асессоры). И эти чиновники в половинном составе должны были находиться «при делах», а другая половина в отпуске без жалованья. На местах нижние чиновники не имели жалованья и содержались за счет подношений населения.
Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. Отделения административной власти от судебной не произошло. В городах и уездах власть принадлежала воеводам. В августе 1726 г., еще до проведения контрреформы местного управления, проводилась первая в России сенаторская ревизия государственных учреждений Московской губернии под руководством президента Юстиц-коллегии А.А.Матвеева. Были раскрыты злоупотребления местных чиновников, незаконные поборы с населения, хищения казенных средств.
Схема местных властных учреждений выглядела следующимобразом: губернатор с губернской канцелярией; далее стоял воевода в провинции и его канцелярия, ниже - воевода в уезде тоже с небольшой канцелярией.
Перестройка системы местного управления установила строгую последовательность подчинения. Воевода уездный подчинялся только непосредственно провинциальному воеводе, а последний - губернатору. Установилась строгая иерархия в подчинении государственных учреждений на местах. В это время Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов.
После ликвидации Главного и городских магистратов управление городами перешло в руки воевод. Органами управления стали ратуша с исполнительными функциями и посадский сход. Елизавета восстановила магистраты; управление городами снова изменилось.
Компетенция губернаторов и воевод была ограничена практическими задачами. В их обязанность входило исполнение законов и распоряжений верховной власти, Сената и коллегий, охрана порядка на своей территории, борьба с разбоем, ведение тюрьмами и т.д. На них возлагался и сбор подати, прямых и косвенных налогов. Они имели и судебные функции. Фактически власть губернаторов и воевод была неограниченной. С центральными и высшими учреждениями имел право сноситься только губернатор.
Вновь начавшие действовать с 1743 г. магистраты были подчинены губернаторам и воеводам. Губернаторов назначали на неопределенный срок. В 60-е гг. воеводы менялись через 5 лет.
В начале 30-х гг. было учрежден Шляхетский корпус, имевший важное значение в подготовке будущих государственных служащих. Корпус кадетов готовил (с «малых лет») офицерские чины из дворянских детей. Лучшие ученики Кадетского корпуса направлялись для продолжения учебы в Западную Европу.
Система организации гражданской службы была направлена на создание дворянской бюрократии, но на окраинах России должности воевод, секретарей и других служащих канцелярий не всегда занимали дворяне[105]. В течение 5 лет юнкера обучались в Сенате, Синоде и коллегиях, чтобы стать канцелярскими служащими. Квалифицированных кадров для гражданской службы было недостаточно. Смотр коллегии юнкеров в 1740 г. показал, что из 64 человек только 9 имели способности и желание быть на гражданской службе в системе органов управления. Остальные оказались «неспособными к наукам» или стремились к военной службе.
В середине XVIII в. правительство Елизаветы Петровны активно влияло на процесс формирования бюрократии. Подавляющее большинство секретарей к этому времени было разночинцами. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. Для исправления положения в 1750-1754 гг. было приостановлено назначение в секретари лиц недворянского происхождения, ужесточен контроль за обучением юнкеров - кандидатов на замещение секретарских должностей разного уровня.
Роль церкви в государственном управлении.Во второй четверти XVIII в. происходили изменения в положении церкви. Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества и правового статуса духовенства. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Святейший правительствующий Синод находился в подчинении Верховного тайного совета, который посылал церковному органу указы.Статус Синода стал близким к Сенату.
В 1744 г. архиерейские домовые правления были преобразованы в консистории. В них вошли светские чиновники-секретари и духовные лица. Духовные консистории имели разнообразные функции; заведовали личным составом духовенства, занимались борьбой с ересями и расколом, управляли судом духовных лиц и прихожан (по бракоразводным делам). При возглавлявшем епархию архиерее вместо духовного правления была создана коллегия из белого и монашествующего (черного) духовенства. Епархия подразделялась на духовные благочиния («уезды»).Елизавета ликвидировала Коллегию экономии, созданную в 1726 г. и ведавшую хозяйством церкви, вернула доходы с монастырских земель Синоду.
Источники и литература.
1. Анисимов Е.В. Женщины на российской престоле. СПб, 2003.
2. Дворцовые перевороты в России 1727—1825. Ростов н/Д, 1998.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. М., 1983.
4. Курукин И.В. Анна Леопольдовна //Вопросы истории. 1997. № 6.