Личностно ориентированное образование, его сущность и исторические корни.
Сущность личностно ориентированного образования школьников
Химический и фазовый анализ UN и (U,Pu)N клинкеров
Материал | Скорость течения N2 + 8% Н2, м3/час | Содержание, % мас. | Наличие второй фазы | ||
N | C | O | |||
Клинкер UN | 1,2 | 5,83 | 0,04 | 0,03 | нет |
0,8 | 5,72 | 0,05 | 0,04 | нет | |
0,4 | 5,43 | 0,07 | 0,08 | нет | |
0,2 | 4,75 | 0,38 | 0,35 | следы UO2 | |
Клинкер (U0,8Pu0,2)N | 1,2 | 5,72 | 0,035 | 0,035 | нет |
0,2 | 5,58 | 0,23 | 0,18 | следы оксидов металлов | |
Клинкер (U0,45Pu0,55)N | 1,2 | 5,66 | 0,048 | 0,045 | нет |
0,2 | 5,56 | 0,210 | 0,176 | следы оксидов металлов |
Холодное таблетирование и спекание мононитридов уран-плутония осуществляли после измельчения и перемалывания клинкера в шаровой мельнице в течение 12 часов для получения порошка мононитрида с удельной поверхностью в диапазоне 1-1,5 м2/г. К полученному таким образом порошку добавляют ~ 1 % мас. нафталинового связующего и смазки (стеарат цинка) и смесь подвергают предварительному уплотнению и гранулированию для получения свободно текущих гранул, пригодных для таблетирования с помощью гидравлического пресса. Таблетирование гранул при 450 МПа приводит к образованию зеленых таблеток плотностью 68 ± 1 % от теоретической. Нитридные таблетки спекают при температуре 1950 К в течение 4 часов в атмосфере Ar + 8 % Н2. Плотность получаемых таким образом таблеток лежит в диапазоне 82 – 86 % от теоретической.
Интересной частью исследований было определение химической совместимости смешанного уран-плутониевого нитридного топлива (U,Pu)N с оболочками из нержавеющей стали типа SS 316. Обнаружено, что совместимость топлива с оболочкой зависит от наличия в топливе высших нитридов и присутствия металлической фазы.
Нитриды M2N3 приводят к азотированию стали с последующей утратой эластичности оболочки. Примеси кислорода и углерода в таблетках топлива также могут вызывать газофазное азотирование и науглероживание стали SS 316. Однако проведенные эксперименты по совместимости (U0,45Pu0,55)N с оболочкой из стали SS 316 при 973 К в течение 1000 часовпоказали лишь очень незначительное азотирование оболочки из стали SS 316, что может быть объяснено отсутствием в топливе полуторных нитридов и низким уровнем примесей кислорода и углерода (£ 1000 млн-1).
1. Личностно ориентированное образование, его сущность и исторические корни.
2. Характеристика концепций личностно ориентированного образования.
3. Урок в системе личностно ориентированного образования.
4. Условия устной реализации личностно ориентированного образования в средней школе.
Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумулятивный процесс (простое сложение) обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития, созидательной деятельности по отношению к культуре, природе, человеку и социуму в целом.
Дидактические основы личностно-ориентированного образования в средней школе лежат в гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, развивающем обучении Д.Б. Эльконика и В.В. Давыдова и находят продолжение в трудах Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Целями личностно-ориентированного образования в средней школе выступают создание психолого-педагогических и организационно-управленческих условий для личностной самореализации учащихся; формирования у них потребности в самообразовании и саморазвитии; а также оказание каждому ученику помощи и поддержки в освоении общечеловеческих ценностей и принятии социально-правовых норм общества.
Принципами личностно-ориентированного образования школьников являются:
1. Принцип субъектности. Личность ребенка в системе личностно-ориентированного образования является не объектом воздействия со стороны учителя, а субъектом разнообразных видов деятельности, выступает в качестве высшей цели школьного образования и ее результата.
В работах ряда авторов категория субъект трактуется различно. В концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности только за счет включения в специальным образом организованную деятельность. Учебная деятельность школьников строится в соответствии с логикой изложения научных знаний, со способами восхождения от абстрактного к конкретному. Присваивая понятия, выполняя действия, сходные с деятельностью ученого, представляя результаты своих исследований посредством содержательных абстракций и обобщений теоретических понятий, ученик становится субъектом обучения. Однако ученику не предоставляется право самому выбирать способы и формы учебной деятельности. Критикуя этот подход, И.С. Якиманская обращает внимание на то, что «ученик познает окружающий мир таким, каким его организовали для восприятия взрослые, каким его описывает наука». Становление ученика субъектом учебно-познавательной деяетльности рассматривается как производная от организации предметного содержания образования. И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания. Согласно ее концепции личностно-ориентированного образования, педагогическое взаимодействие учителя и ученика строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Развитие познавательных способностей учеников по И.С. Якиманской происходит через формирование у них индивидуальных способов учебной работы, которые вырабатываются у учащихся самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром.
В.В.Сериков исходит из того, что ученик является субъектом жизнедеятельности. В данной концепции личностно-ориентированного образования автор предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика, который включает не только опыт познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества.
Е.В. Бондаревская рассматривает ученика не только как субъекта учебно-познавательной деятельности и собственной жизнедеятельности, но и как субъекта культуры в целом. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что ребенок развивается не только как субъект познания и субъект жизнедеятельности, но и как носитель и созидатель культуры.
2. Опора на опыт личности. Работа с субъектным опытом обучающегося является одним из главных факторов эффективности образовательного процесса в школе.
Развивая идеи разработанной Ш.А. Амонашвили концепции гуманно-личностного подхода к ребенку, многие исследователи (А.С. Белкин, Д.А. Белухин, Е.В. Бондареская, И.С. Якиманская) подчеркивают, что субъектный (личностный) опыт обучающегося в процессе образования не заменяется, а используется, адаптируется и дополняется новыми смыслами, опытом межличностного общения в коллективной деятельности и рефлексии. Таким образом, опыт выступает важнейшей категорией и структурным элементом личностно-ориентированного образования.
Понятие субъектный (личный, индивидуальный, житейский, стихийный) опыт является ключевым при проектировании личностно-ориентированной системы образования. Субъектный опыт по И.С. Якиманской – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социального окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. В содержание субъектного опыта входят: предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы). Субъектный опыт в процессе познания выполняет роль фильтра, в соответствии с которым воспринимается действительность, и обеспечивает избирательность и индивидуальное видение бытия.
Из вышесказанного можно заключить, что важнейшей особенностью педагогической деятельности в системе личностно-ориентированного образования выступает взаимодействие опыта учителя и учащегося. Работа с опытом личности по М.В. Кларину включает несколько этапов: обращение к опыту и его актуализация; обращение к чувствам, переживаниям, сопровождавших данный фрагмент жизненного опыта, их обзорная констатация (аксиологизация и рефлексия опыта); концептуализация (анализ опыта партнеров и переосмысление собственного); активное экспериментирование с опытом; повторное обращение к опыту, его переосмысление, обогащение опыта научным смыслом.
3. Психотерапевтический характер взаимодействия. Психотерапевтический характер педагогического взаимодействия учащихся и педагога, основанный на партнерстве и сотрудничестве в совместной деятельности и общении учеников и учителя, является необходимым условием реализации личностно-ориентированного образования.
Результатом реализации данного принципа, по мнению Д.А. Белухина, К. Роджерса, выступает положительный эмоциональный фон и диалоговая сущность взаимодействия всех участников педагогического процесса, смыслотворчество учащихся, предполагающее творческую интеллектуальную деятельность по созданию нового смысла через представление индивидуальных смыслов и обмен ими. При оценке достижений обучающихся процессуальная сторона выходит на первое место, учитывается не только конечный результат, но и способ его достижения. Оценка достигнутого тем выше, чем сильнее отличается полученный материальный или идеальный продукт от традиционного, чем сильнее выражено в процессе и результате творческое начало. Оценка также включает в себя анализ динамики развития личности в сравнении не столько с другими, сколько с самой личностью.
Диалог и полилог во взаимодействии способствуют успешной социализации личности через формирование умений: представлять свою позицию в ясной и последовательной форме; воспринимать позицию партнера; переосмысливать собственную позицию, анализируя мнения партнеров; корректировать деятельность на основе ее результатов. Дискуссионность и диалогичность обучения способствует развитию у учащихся критического и плюралистического способов мышления.
Итак, реализации принципа психотерапевтического взаимодействия создает условия для обмена опытом познавательной деятельности учащихся и рефлексии ими собственных ценностных установок, целей, способов мышления и деятельности, достигнутых результатов, их сравнения с целевыми установками и способами деятельности партнеров, что создает предпосылки для личностного самоопределения. Последнее и выступает одной из задач личностно-ориентированного образования.
4. Сотрудничество в совместной деятельности. Совместная деятельность на основе сотрудничества и партнерства, в которую включаются обучающиеся в соответствии со своими потребностями, возможностями и интересами, способствует сохранению оптимального баланса между процессами социализации личности в коллективе и социуме и развитием ее индивидуальности.
В личностно-ориентированном образовании, как и в дидактической концепции развивающего обучения по В.В. Давыдову, уделяется значительное внимание не только индивидуальному, но и коллективному субъекту учебно-познавательной деятельности, что предполагает включение школьников в коллективно-распределенную деятельность. Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. Именно в их социально-культурной деятельности формируется индивидуальный субъект. Коллективно-распределенная деятельность в развивающем обучении предполагает включение учащихся в изложение мнений, построение гипотез и их проверку в диалоге с оппонентами, формулирование выводов. Реализация коллективно-распределенной деятельности в системе личностно-ориентированного образования способствует развитию у обучающихся умений формулировать вопросы, строить гипотезы, искать аргументацию, подтверждать или опровергать гипотезы, анализировать собственную деятельность.
5. Развивающий характер обучения, который обеспечивается за счет его деятельностного характера, применения в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий, направленных не только на усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но на овладение способами мышления и деятельности. Формы и методы, технологии обучения и воспитания выбираются педагогами, исходя из потребностей, возможностей и способностей обучающихся, с учетом прогнозирования их дальнейшего развития. Благодаря этому обучение ведется в зоне ближайшего развития учащихся.
6. Системно-ситуационное управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Особенностями такого типа управления являются наличие непрерывной обратной связи, позволяющей судить об эффективности применяемых педагогом форм, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, гибкая и оперативная коррекция деятельности преподавателя на основе рефлексии ее результатов, с учетом личностных особенностей обучающихся. Главным условием выполнения данного принципа является непрерывная рефлексия педагогом и самими обучающимися результатов их учебной деятельности и успешности деятельности коллектива в целом.
Интеграция принципов рефлексивного, психотерапевтического взаимодействия субъектов образовательного процесса формирует у обучающихся конструктивное отношение к критике, побуждает их к саморегуляции, самовоспитанию, что оказывает значительное влияние на формирование субъектного опыта обучающихся.
7. Принцип вариативности. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, предполагающем разнообразие содержания и форм учебного процесса, предоставление образовательного выбора как педагогам, так и самим обучающимся.
Признание за учеником права на самоопределение и самореализацию через овладение разнообразными способами учебной работы, способствует применению учащимися полученных знаний в ситуациях, не заданных обучением. Вариативность целей и задач обучения и воспитания обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, способствует осмыслению и принятию учениками ценностей образования.
8. Культуросообразность личностно-ориентированного образования. Национально-культурные традиции, широкое приобщение к богатствам духовной и материальной культуры Беларуси и других стран, овладение родным языком выступают основой саморазвития и самовоспитания школьников.
Процесс развития личности неразрывно связан с ее приобщением к родной культуре и заключается не только в развитии ее индивидуальных способностей, но и в позитивной национально-культурной идентификации, освоении как родной культуры, так и культур народов мира. Важная роль в концепциях личностно-ориентированного образования отводится языковому образованию, а одной из главных задач является организация процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы родной язык стал средством и способом формирования личности ученика-носителя языка, субъекта, способного пользоваться языком во всех жизненных ситуациях.
Итак, необходимым условием культуросообразного личностно-ориентированного образования является осваивание учащимися не только предметного содержание учебных дисциплин, но и их общекультурного значения, общечеловеческих ценностей.