Тема 4. Управление сословной монархией в XVII веке.
Смутное время. Укрепление самодержавия. Высшие органы власти. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Управление инонациональными территориями. Церковь и государство. Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке.
Смутное время.7 января 1598 г. со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. После пострижения в монахини царицы Ирины и соперничества различных претендентов на Земском соборе 18-21 февраля по инициативе патриарха Иова царем был избран брат царицы и фактический правитель России Борис Годунов. Тяжелый хозяйственный кризис 60-80 гг. XVI века сменился стабилизацией экономики, успешными оказались внешнеполитические акции царя[48], властная элита и дворянство консолидировались вокруг монарха, оппозиционные бояре были нейтрализованы. Но в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Ответственность за бедствия в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, а также в поджоге Москвы, отравлении царя Федора и его дочери. Появившиеся сомнения относительно легитимности новой династии и вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства вылились в великую Смуту.
Лжедмитрий I, объявившийся в Речи Посполитой летом 1603 г., пообещал удовлетворить все требования недовольных политикой царя Бориса, передачу Польше западных русских территорий и распространение в России католицизма. Появление разношерстного войска самозванца, основу которого составили казаки и польские наемники, повлекло сдачу южных крепостей и городов[49]. Там он создал параллельную систему власти[50].
Московские войска находились в состоянии растерянности, но после неудач в январе 1605 года князь Ф.И.Милославский разгромил под Добрыничами отряды Лжедмитрия. Московские воеводы попытались террором подавить измену регионов, но это только укрепило популярность Лжедмитрия. Смерть Бориса Годунова привела к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону правительственных войск. Эмиссары Лжедмитрия в Москве смогли добиться сначала низложения, а затем и убийства царя Федора Борисовича и его матери, ссылки всей его родни и патриарха Иова.
20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий вступил в Москву. Позиции самозванца укрепило «признание» его матерью царевича Дмитрия Марфой Нагой, и 30 июля произошла коронация царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановившая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обещаний, Лжедмитрий фактически ничего из них не выполнил за свое годичное царствование. Его попытки консолидировать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек, вызвало всеобщее возмущение москвичей и русской знати. На фоне роста антипольских настроений В.И.Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит 17 мая 1606 г., свергнут патриарх грек Игнатий, многие дворы иноземцев разграблены.
19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И. Шуйский, который в присяге ограничил свою власть в пользу Боярской думы. Юго-запад России отказался признать боярское правление, брожение с неоднородным составом участников охватило многие местности страны. Во главе антиправительственного движения от имени «истинного царя Дмитрия» встали князь Г.Шаховской, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И.И.Болотников - беглый холоп князя Телятевского. Восставшие, в состав которых вошли крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди по прибору, беглые холопы, одержав победы над войсками Шуйского под Кромами, Ельцом и селом Троицким, в октябре 1606 г. начали осаду Москвы. Обе стороны были беспощадны к своим противникам, изменившим «законному» государю, прибегали к жестоким, изощренным казням. Переход на сторону Василия Шуйского дворянских отрядов П.Ляпунова и И.Пашкова, обеспокоенных погромами дворянских поместий, привели в ноябре 1606 г. к поражению Болотникова. Помощь со стороны казачьих отрядов самозванца «царевича Петра»[51] позволила восставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. В июне 1607 г. город был осажден, и через четыре месяца восставшие сдались.
В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявился Лжедмитрий II. Он объединил разбитые отряды Болотникова, усилил их польскими наемниками, казаками И.М.Заруцкого, разбил царского брата воеводу князя Д.И. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино[52]. Образовались две параллельные системы власти - в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны. Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который предусматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. М.В.Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, к апрелю 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II. Но еще в сентябре 1609 г., использовав в качестве предлога заключение Россией союза с врагом Польши[53], Сигизмунд III перешел к прямой агрессии[54]. Часть поляков оставила Лжедмитрия и ушла к своему королю. Туда же пришли видные представители русских тушинцев[55], которые заключили в феврале 1610 г. договор о предварительном избрании царем королевича Владислава[56] при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия.
После поражения в июне 1610 г., нанесенного царским войскам поляками гетмана Жолкевского, Боярская дума вынудила Василия Шуйского отказаться от престола, а затем постричься в монахи. В августе 1610 года «Семибоярщина» призвала на русский престол Владислава. Сигизмунд, недовольный некоторыми статьями договора, не отпустил сына в Москву, но ввел в нее свои войска во главе с Гонсевским. Патриарх Гермоген, призвавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монастырь, где и погиб. Шведы установили контроль над Новгородом. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит.
Весной 1611 г. оформилось первое ополчение из разных концов русской земли. Но конфликт общеземского ополчения с казаками, убийство последними Ляпунова и неудачное восстание в Москве привели к его распаду. В этой, казалось бы, безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиева монастыря в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. создали второе ополчение, чтобы освободить Москву и созвать Земский собор для избрания нового царя. В условиях безвластия второе ополчение взяло на себя функции государственного управления, создало в Ярославле Совет всей земли, в который вошли выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносошных крестьян, сформировало приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Трубецкого, взяло верх над армией гетмана К.Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон Москвы. Уже в ноябре Пожарский созвал грамотами представителей городов и сословных групп, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя.
В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем был избран Михаил Романов[57]. Попытку одного из польских отрядов захватить 16-летнего царя сорвал Иван Сусанин. Города приняли присягу на верность и подписали крестоцеловальные записи еще до получения согласия Михаила. По стране продолжали бродить шайки разбойников, казачество под руководством Заруцкого (1612-1614 гг.) пыталось посадить на русский престол малолетнего сына Лжедмитрия II[58], но после уступок казачеству и обещания не преследовать за прежние дела положение постепенно стабилизировалось.
Укрепление самодержавия. Смута начала XVII в. привела к развалу российской государственности, подрыву авторитета знати («оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые последствия имел массовый террор со стороны соперничавших группировок. Экономика была разрушена, страна обезлюдела.
Династия Романовых не обладала собственными материальными и силовыми средствами утверждения власти, но восстановление государственности облегчалось тем, что патриарх Филарет[59] (1619-1633 гг.) был отцом царя. Влиятельный боярин Федор Никитич Романов во времена царя Федора Ивановича, соперничал с Борисом Годуновым за власть и был пострижен в монахи. С его возвращения из польского плена и избрания патриархом, собственно, и начался процесс возрождения России. Колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы сменилась твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.
Высшие органы власти. В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших человеческих ценностей - истины, добра, красоты, справедливости[60]. На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом[61] - возложение на царя венца[62] и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение Символа веры. С XVII в. стало осуществляться миропомазание на царство.
Боярская дума.На протяжении всего XVII в. сохранялось значение Боярской думы как высшего совета при царе. К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Оставаясь аристократическим органом, дума постепенно увеличивалась за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе личных служебных заслуг. В составе Боярской думы стала складываться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя[63], с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления.
Земские соборы.К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613-1621, 1632-1634, 1636-1637, 1642, 1645-1651, 1653 гг. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. В их заседаниях обязательно участвовали цари или их представители, Боярская дума и Церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву[64] и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких разумом» глав семейств.
Инициатива созыва собора исходила от царя, Боярской думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избирательными округами были уезды. Избрание служилых людей проводилось в съезжей избе, а тяглых в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).
Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информировались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе общего мнения принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей.
После решения о воссоединении с Украиной Земские соборы перестали собираться. Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим показателем стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) он стал последним общерусским кодексом, базирующимся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых, и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав освобожденные от посадских повинностей белые слободы.
В 1681 году царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.
Центральное управление.В первой половине XVII в. завершилось оформление Четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов - Новая четверть (1619), приказ Большой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов закрепило социальный статус и экономическое положение казаков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополчения. Все военное управление по-прежнему было сосредоточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как военно-служилым сословием, делами по укреплению городов и пограничных линий. Разрядный приказ состоял из пяти территориальных столов[65], которые вели учет состава войск в пределах своих разрядов (военных округов), а также специальных - денежного и приказного[66] столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетенции которого относилось также комплектование личного состава приказов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем. В начале XVII в. в приказ была реорганизована Стрелецкая изба, созданы приказы Сбора даточных людей (1633-1654), Сбора ратных людей (1637-1654), Рейтарский (1649-1701), Городового дела (1638-1644).
Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ[67] - уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ[68], а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам центрально-областного управления относились приказы, традиционно называемые Четвертными. По мере присоединения уделов к Москве их центральные органы переносились в столицу с сохранением территории ведения. Сначала их было три, и они назывались третями, а затем четыре, которые были названы четвертями, хотя в XVII в. таких приказов было уже шесть: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская. Сибирская Четверть была переименована в приказ. Новая Четверть была финансовым ведомством, ответственным за питейное дело и кабацкие сборы. Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения.
К приказам специального управления можно отнести Посольский[69]. Он являлся исполнительным органом царя и Боярской думы. Делился на по-вытья, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а две - с восточными странами. Ямской приказ обеспечивал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ведал каменным строительством и каменщиками, приказ Книгопечатного дела - печатным двором, Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати, Аптекарский стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа (1649-1666), в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.
Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, а также населением и землями, разбросанными по всей стране, обязанными доставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобождаемых царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный. К дворцовому ведомству относились также приказы: Ловчий, Сокольничий, Конюшенный, Постельничий. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционировал в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (1667) осуществлял контрольные функции.
Самостоятельное значение имел приказ Тайных дел, созданный в середине XVII в. В его компетенцию перешли важнейшие вопросы, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом; следствие по политическим делам, управление хозяйством двора.
Местное управление.С начала XVII в. началось создание приказно-воеводского управления. Во время Смуты население на общесословных собраниях стало избирать себе воевод с военными, административными и судебными функциями. После окончания Смуты воевод стали назначать царь и Боярская дума[70], иногда с учетом пожеланий местного населения. К середине XVII в. воеводская система распространилась повсеместно. Воевода, согласно указу «воеводам кормов не давать, в том самим себе убытков не чинить», кормов не собирал, но не были воспрещены добровольные приносы «в почесть», и воевода их брал сколько рука выможет. В своих челобитных о назначении соискатели воеводских мест так напрямик и просили отпустить их в такой-то город на воеводство «покормиться». Воеводство хотели сделать административной службой без жалования, а на деле оно вышло неокладным жалованием под предлогом административной службы. Неопределенная точно широта власти воеводы поощряла к злоупотреблениям.
Воеводы получили право контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине XVII в. это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло[71], воеводам предписывалось «в денежные сборы и в мирские дела не вступаться и воли в мирских делах не отымати, выборных не переменять».
При всех воеводах в помощниках были дьяки или подьячие с приписью. Из них формировалась съезжая, или приказная, изба[72]. Большинство приказных изб имели незначительные штаты - по нескольку человек, но в некоторых[73] было по 20 и более приказных людей.
В городах, также, существовали различные системы самоуправления - в Пскове коллегия общегородских старост, в Новгороде Великом - собрание «градских людей» и постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися единицами были каждая сотня и слобода.
Управление инонациональными территориями.В XVII в. начала вырабатываться типовая шерть[74], которую приносили царю местные владетели или общины. Правительство поощряло как государственную колонизацию присоединяемых земель служилыми людьми, так и казачье-крестьянскую колонизацию. Опорными ее пунктами становились русские городки и крепости в Сибири и на Кавказе. Русские воеводы не должны были вмешиваться во внутренние дела народов, ограничиваясь сбором податей и военной взаимопомощью. Однако, несмотря на призывы центральной власти, произвол и насилие воевод и других представителей администрации, взаимные набеги местного населения и казаков выливались в открытые столкновения.
Значительную автономию получила Украина, вошедшая в состав России после решений Земского собора (1653), Переяславской рады (1654) и войны с Речью Посполитой (1654-1667). Управление Украиной осуществлял первоначально Посольский, а с 1662 г. Малороссийский приказ. Главой Украины был гетман, избранный казачьей радой и утвержденный царем. Он осуществлял верховное управление и верховный суд. Совещательным органом была старшинская рада в составе: генерального судьи, генерального писаря, генерального обозного, войскового подскарбия, двух генеральных есаулов.
В административном отношении Украина состояла из 17 полков[75], делившихся на сотни (во главе с сотниками). В городах с преимущественно казачьим населением вся администрация избиралась из казачьей старшины и реестрового казачества. В городах со смешанным самоуправлением - в виде магистратов и ратуш во главе с бурмистрами. В селах крестьяне выбирали войтов и лавников.
Церковь и государство.В 1589 г. при царе Федоре Ивановиче Борису Годунову удалось добиться учреждения в Москве патриаршества, подтвержденного решением Константинопольского собора в мае 1590 г. Московский патриарх занял в диптихе пятое место после восточных патриархов. Первым московским патриархом стал Иов (1589-1605).
В отличие от восточных патриархов русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода). Освященные (церковные) соборы при патриархах созывались реже, чем при московских митрополитах, но собор 1667 г. принял решение о двукратном в год созыве соборов, что соответствовало каноническим правилам. В работе соборов принимали участие цари, будь то выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канонизация святых, церковный суд или богословские диспуты.
В 1620-1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управления огромным церковным имуществом и персоналом. Для заведования патриаршей областью были созданы приказы, которые затем распространили свои полномочия на земли церкви по всей территории России. В результате, на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказных учреждений. Приказ Духовных дел, или Патриарший разряд, выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха, а также на сооружение церквей, вершил суд по преступлениям против веры над клириками и мирянами. Казенный приказ ведал сборами в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома. Персонал приказов составляли как светские, так и духовные лица. В них сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной материальной и военной мощью, монастырями-крепостями в стратегически важных местах. Тем не менее канонические православные представления о богоугодной природе власти исключали сколько-нибудь последовательные претензии Русской Православной Церкви и ее иерархов на светскую власть, создание теократического государства.
В церковном управлении и суде на епархиальном уровне не было единообразия, но строилось оно в соответствии с каноническими требованиями. В местном самоуправлении большую роль играл церковный приход, который в большинстве случаев совпадал территориально с волостью. Приходские священники назначались соответствующим епископом, но, как правило, кандидаты на вакантное место избирались прихожанами. Священнослужители (священник, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью зависели от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение. В священники часто избирались не духовные лица, а грамотные крестьяне или посадские, в результате чего функции местных гражданских и церковных властей переплетались и даже объединялись.
В царствование царя Алексея Михайловича стремление светской власти поставить под контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить монастырское землевладение, судебный иммунитет монастырей и белого духовенства встретило сопротивление патриарха Никона. Конфликт совпал с расколом церкви в результате реформы по приведению богослужебных книг и обрядов в соответствие с греческими оригиналами. Против реформы выступили сторонники «древнего благочестия» - старообрядцы, одним из руководителей которых стал протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от патриаршества завершилась лишением его сана и ссылкой[76].
Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке.
Наибольший рост всего разряда московских приказных людей пришелся на 70-е гг. - число дьяков составило 75, а подьячих - 1447 человек, а в 1698 г. - 86 дьяков и 2648 подьячих. Основная масса (1824 чел.) подьячих находилась в приказах общероссийского значения. Как отмечалось в одной из челобитных, «молодые де подьячие полны приказы, иным де, и сидеть негде, стоя пишут». Все приказные люди независимо от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Но заняли приказные люди в нем особое место, создав свою систему чинов, не связанную с родовитостью происхождения, что открывало возможность продвижения по службе вплоть до думного дьяка.
К середине XVII в. произошло выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при вступлении в должность или повышении в чине. С 1598 г. общие присяги для всей массы служилого населения дополнились приписями думным чинам, стольникам, дьякам, подьячим. Приписи постоянно усложнялись для различных чинов и должностей с учетом изменений их служебных обязанностей. Дьяки и подьячие присягали «всякое дело делати и судити вправду», не заниматься казнокрадством, «посулов и поминков ни у кого ни от чего не имать», не разглашать государственных тайн.
К середине XVII в. обязанности приказных людей разделились на «государеву службу»[77] и «приказную работу»[78], произошло становление государственных должностей. Думные дьяки осуществляли верховное управление, приказные дьяки составляли среднее звено руководства центральными и местными учреждениями, подьячие занимали подчиненное положение в одном из учреждений. По мере роста численности приказных чинов в учреждениях начинают заметно различаться их положение и функции. Чтобы избежать дублирования в работе лиц с одинаковыми чинами в одном учреждении потребовалось определение «мест»[79] дьяков одного учреждения относительно друг друга. «Места» дьяков в приказе определялись временем получения чина («сидеть ему, кто из них преж в чину»), что устанавливало их служебную соподчиненность и разделение на «больших» и «других».
Активнее аналогичный процесс развивался в подьяческой среде. В центральных и отчасти местных органах сложилось квалификационное деление подьячих на три статьи[80]: первую (старых), вторую (средних) и третью (молодых). Во второй половине XVII в. оно приобрело официальный характер и стало контролироваться Разрядным приказом. Внутри статей также сложилось более дробное деление. Об усилении дифференциации в положении подьяческой группы свидетельствует также существование категорий подьячих с приписью[81] и подьячих со справой[82]. Кроме того, шел процесс специализации подьячих в том или ином виде деятельности государственного учреждения.
В результате сложился новый тип приказного человека, обязанного своей карьерой, благосостоянием личным качествам, опыту, квалификации и благосклонности вышестоящей администрации или царя.
Источники и литература.
1. Вернадский Г.В. Московское царство. Ч. II. - М., 1997
2. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб, 1992