Тема 4. Управление сословной монархией в XVII веке.

Смутное время. Укрепление самодержавия. Высшие органы власти. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Управление инонациональными территориями. Церковь и государство. Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке.

 

Смутное время.7 января 1598 г. со смертью бездетного царя Федора Ивано­вича пресеклась династия Рюриковичей. После по­стрижения в монахини царицы Ирины и соперничества различных претендентов на Земском соборе 18-21 февраля по инициативе патриарха Иова царем был избран брат царицы и фактический правитель России Борис Годунов. Тяжелый хозяйственный кризис 60-80 гг. XVI века сменился стабилизацией экономики, успешными оказались внеш­неполитические акции царя[48], властная элита и дворянство консолидировались вокруг монарха, оппози­ционные бояре были нейтрализованы. Но в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неуро­жаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унес­ший сотни тысяч жизней. Ответственность за бедствия в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, а также в поджоге Москвы, от­равлении царя Федора и его дочери. Появившиеся сомнения относительно легитимности новой династии и вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестант­ской Швеции и мусульманского Крымского ханства вылились в великую Смуту.

Лжедмитрий I, объявившийся в Речи Посполитой летом 1603 г., пообещал удовлетворить все требования недовольных политикой царя Бориса, передачу Польше западных русских территорий и распространение в России католицизма. Появление разношерстного войска самозванца, основу кото­рого составили казаки и польские наем­ники, повлекло сдачу южных крепостей и городов[49]. Там он создал параллель­ную систему власти[50].

Московские войска находились в состоянии растерянности, но после неудач в январе 1605 года князь Ф.И.Милославский раз­громил под Добрыничами отряды Лжедмитрия. Московские вое­воды попытались террором подавить измену регионов, но это только укрепило популярность Лжедмитрия. Смерть Бориса Годунова привела к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону прави­тельственных войск. Эмиссары Лжедмитрия в Москве смогли до­биться сначала низложения, а затем и убийства царя Федора Бори­совича и его матери, ссылки всей его родни и патриарха Иова.

20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий всту­пил в Москву. Позиции самозванца укрепило «признание» его матерью царевича Дмитрия Марфой Нагой, и 30 июля произошла корона­ция царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановив­шая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обе­щаний, Лжедмитрий фактически ничего из них не выполнил за свое годичное царствование. Его попытки консолиди­ровать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек, вызвало всеобщее возмущение москвичей и русской знати. На фоне роста антипольских настроений В.И.Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит 17 мая 1606 г., свергнут патриарх грек Игнатий, многие дворы иноземцев разграблены.

19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И. Шуйский, который в присяге ограничил свою власть в пользу Боярской думы. Юго-запад России отказался признать боярское правление, брожение с неоднородным составом участ­ников охватило многие местности страны. Во главе антиправительственного движения от имени «истинного царя Дмитрия» встали князь Г.Шаховской, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И.И.Болотников - беглый холоп князя Телятевского. Восставшие, в состав ко­торых вошли крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди по прибору, беглые холопы, одержав победы над войсками Шуйского под Кромами, Ельцом и селом Троицким, в октябре 1606 г. начали осаду Москвы. Обе стороны были беспо­щадны к своим противникам, изменившим «законному» госуда­рю, прибегали к жестоким, изощренным казням. Переход на сторону Василия Шуйского дво­рянских отрядов П.Ляпунова и И.Пашкова, обеспокоенных по­громами дворянских поместий, привели в ноябре 1606 г. к пора­жению Болотникова. Помощь со стороны казачьих отрядов са­мозванца «царевича Петра»[51] позволила вос­ставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. В июне 1607 г. город был осажден, и через четыре месяца восстав­шие сдались.

В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявился Лжедмитрий II. Он объ­единил разбитые отряды Болотникова, усилил их польскими на­емниками, казаками И.М.Заруцкого, разбил царского брата воеводу князя Д.И. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино[52]. Образовались две параллельные системы власти - в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны. Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который преду­сматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. М.В.Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, к апрелю 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II. Но еще в сентябре 1609 г., использовав в качестве предлога заключение Россией союза с врагом Польши[53], Сигизмунд III перешел к прямой агрессии[54]. Часть поляков оставила Лжедмитрия и ушла к свое­му королю. Туда же пришли видные представители русских тушинцев[55], которые заключили в феврале 1610 г. договор о предваритель­ном избрании царем королевича Владислава[56] при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия.

После по­ражения в июне 1610 г., нанесенного царским войскам поляками гетмана Жолкевского, Боярская дума вынудила Василия Шуйс­кого отказаться от престола, а затем постричься в монахи. В августе 1610 года «Се­мибоярщина» призвала на русский престол Владислава. Сигизмунд, недовольный некото­рыми статьями договора, не отпустил сына в Москву, но ввел в нее свои войска во главе с Гонсевским. Патриарх Гермоген, призвавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монас­тырь, где и погиб. Шведы установили контроль над Новгоро­дом. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит.

Весной 1611 г. оформилось первое ополчение из разных концов русской земли. Но конфликт общезем­ского ополчения с казаками, убийство последними Ляпунова и неудачное восстание в Москве привели к его распаду. В этой, казалось бы, безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиева монастыря в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. создали вто­рое ополчение, чтобы освободить Москву и созвать Земский со­бор для избрания нового царя. В условиях безвластия второе ополчение взяло на себя функ­ции государственного управления, создало в Ярославле Совет всей земли, в который вошли выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносош­ных крестьян, сформировало приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Трубецкого, взя­ло верх над армией гетмана К.Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон Москвы. Уже в ноябре Пожарский созвал грамотами представителей городов и сословных групп, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя.

В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых предста­вительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем был избран Михаил Романов[57]. Попытку одного из польских отрядов захватить 16-летнего царя сорвал Иван Сусанин. Города приняли присягу на верность и подписали крестоцеловальные записи еще до получения согласия Михаила. По стране продол­жали бродить шайки разбойников, казачество под руководством Заруцкого (1612-1614 гг.) пыталось посадить на русский престол малолетнего сына Лжедмитрия II[58], но после уступок казачеству и обещания не преследовать за прежние дела положение постепенно стабилизировалось.

Укрепление самодержавия. Смута начала XVII в. привела к развалу российской государственности, подрыву авторитета знати («оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные со­ветники»), тяжелые последствия имел массо­вый террор со стороны соперничавших группировок. Эконо­мика была разрушена, страна обезлюдела.

Династия Романовых не обладала собственными материальными и силовыми средствами ут­верждения власти, но восстановление государственности облегчалось тем, что патриарх Фила­рет[59] (1619-1633 гг.) был отцом царя. Влиятельный боярин Федор Никитич Романов во времена царя Федора Ивановича, соперничал с Борисом Годуновым за власть и был пострижен в монахи. С его возвращения из польского плена и избрания патриархом, собствен­но, и начался процесс возрождения России. Колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы сме­нилась твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользо­вались титулом «великий государь». Фактически власть сосредо­точилась в руках патриарха Филарета, который энергично исполь­зовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

Высшие органы власти. В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Самодержец всея Руси, вос­принимался как воплощение высших человеческих ценностей - истины, добра, красоты, справедливости[60]. На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое соверша­лось патриархом[61] - воз­ложение на царя венца[62] и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение Символа веры. С XVII в. стало осуществляться миропомазание на царство.

Боярская дума.На протяжении всего XVII в. сохранялось значение Боярской думы как высшего совета при царе. К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней поли­тики, суда и администрации. Оставаясь аристократическим органом, дума постепенно увеличивалась за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе личных служебных заслуг. В составе Боярской думы стала складываться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя[63], с которыми он предва­рительно обсуждал и принимал решения по вопросам государ­ственного управления.

Земские соборы.К системе высших органов государственной власти относи­лись Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613-1621, 1632-1634, 1636-1637, 1642, 1645-1651, 1653 гг. Земские собо­ры не имели четкого регламента, численности и состава. В их заседаниях обязательно участвовали цари или их представители, Боярская дума и Церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву[64] и по выбору от различных слоев служилого и тяг­лового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутство­вал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких разумом» глав семейств.

Инициатива созыва собора исходила от царя, Боярской думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вы­зываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избира­тельными округами были уезды. Избрание служилых людей про­водилось в съезжей избе, а тяглых в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).

Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и вы­двигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информиро­вались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: бо­ярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, москов­ских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочислен­ные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе общего мнения принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части по­садских людей.

После решения о воссоединении с Украиной Земские соборы перестали собираться. Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важней­шим показателем стало принятие Земским собором 1649 г. Со­борного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) он стал последним общерусским кодексом, базирующимся на религиозно-православном понимании поли­тических и правовых процессов. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юриди­чески оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск бег­лых, и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав освобожденные от посадских повинностей белые слободы.

В 1681 году царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но вос­становить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.

Центральное управление.В первой половине XVII в. завершилось оформление Четвертных приказов, созда­ны новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов - Новая четверть (1619), приказ Боль­шой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов закрепило социальный статус и экономическое положение каза­ков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополче­ния. Все военное управление по-прежнему было сосредоточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как военно-служилым сословием, делами по укреплению городов и пограничных линий. Разрядный приказ состоял из пяти территориальных сто­лов[65], которые вели учет состава войск в преде­лах своих разрядов (военных округов), а также специальных - денежного и приказного[66] столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетен­ции которого относилось также комплектование личного состава приказов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем. В начале XVII в. в приказ была реорганизована Стрелецкая изба, созданы приказы Сбора даточных людей (1633-1654), Сбора ратных людей (1637-1654), Рейтарский (1649-1701), Городового дела (1638-1644).

Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ[67] - уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ[68], а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам централь­но-областного управления относились приказы, традиционно на­зываемые Четвертными. По мере присоединения уделов к Моск­ве их центральные органы переносились в столицу с сохранени­ем территории ведения. Сначала их было три, и они назывались третями, а затем четыре, которые были названы четвертями, хотя в XVII в. таких приказов было уже шесть: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская. Сибирская Чет­верть была переименована в приказ. Новая Четверть была финан­совым ведомством, ответственным за питейное дело и кабацкие сборы. Они ведали населением городов, уездов и судом для по­датных групп населения.

К приказам специального управления можно отнести Посольский[69]. Он являлся исполнительным органом царя и Боярской думы. Делился на по-вытья, три из которых осуществляли сношения с Западной Евро­пой, а две - с восточными странами. Ямской приказ обеспечи­вал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ве­дал каменным строительством и каменщиками, приказ Книгопе­чатного дела - печатным двором, Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати, Аптекарский стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа (1649-1666), в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.

Особый блок составляли приказы дворцово-финансового уп­равления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, а также населением и землями, разбросанными по всей стране, обязанными доставлять это содержание, судил привилегирован­ных лиц, освобождаемых царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный. К двор­цовому ведомству относились также приказы: Ловчий, Соколь­ничий, Конюшенный, Постельничий. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционировал в лич­ную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Боль­шого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (1667) осуществлял контрольные функции.

Самостоятельное значение имел приказ Тайных дел, создан­ный в середине XVII в. В его компетенцию перешли важнейшие вопросы, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом; следствие по политическим делам, управле­ние хозяйством двора.

Местное управление.С начала XVII в. началось создание приказно-воеводского управления. Во время Смуты население на общесо­словных собраниях стало избирать себе воевод с воен­ными, административными и судебными функциями. После окончания Смуты воевод стали назначать царь и Боярская дума[70], иногда с учетом пожеланий местного на­селения. К середине XVII в. вое­водская система распространилась повсеместно. Воевода, согласно указу «воеводам кормов не давать, в том самим себе убытков не чинить», кормов не собирал, но не были воспрещены добровольные приносы «в почесть», и воевода их брал сколько рука выможет. В своих челобитных о назначении соискатели воевод­ских мест так напрямик и просили отпустить их в такой-то город на воеводство «покормиться». Воеводство хотели сделать адми­нистративной службой без жалования, а на деле оно вышло не­окладным жалованием под предлогом административной служ­бы. Неопределенная точно широта власти воеводы поощряла к злоупотреблениям.

Воеводы получили право контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине XVII в. это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воевод­скому управлению не произошло[71], воеводам предписывалось «в денеж­ные сборы и в мирские дела не вступаться и воли в мирских делах не отымати, выборных не переменять».

При всех воеводах в помощниках были дьяки или подьячие с приписью. Из них фор­мировалась съезжая, или приказная, изба[72]. Большинство приказных изб имели незначитель­ные штаты - по нескольку человек, но в некоторых[73] было по 20 и более приказных людей.

В городах, также, существовали различные системы самоуправле­ния - в Пскове коллегия общегородских старост, в Новгороде Великом - собрание «градских людей» и постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися еди­ницами были каждая сотня и слобода.

Управление инонациональными территориями.В XVII в. начала вырабатываться типовая шерть[74], которую приносили царю местные владетели или общины. Правительство поощряло как государственную колонизацию присоединяемых земель служилыми людьми, так и казачье-крестьянскую колонизацию. Опорными ее пунктами становились русские городки и крепости в Сибири и на Кавказе. Русские воеводы не должны были вмешиваться во внутренние дела народов, ограничиваясь сбором податей и военной взаимопомощью. Од­нако, несмотря на призывы центральной власти, произвол и на­силие воевод и других представителей администрации, взаим­ные набеги местного населения и казаков выливались в откры­тые столкновения.

Значительную автономию получила Украина, вошедшая в состав России после решений Земского собора (1653), Переяс­лавской рады (1654) и войны с Речью Посполитой (1654-1667). Управление Украиной осуществлял первоначально Посольский, а с 1662 г. Малороссийский приказ. Главой Украины был гетман, избранный казачьей радой и утвержденный царем. Он осуществлял верхов­ное управление и верховный суд. Совещательным органом была старшинс­кая рада в составе: генерального судьи, генераль­ного писаря, генерального обозного, войскового подскарбия, двух генеральных есаулов.

В административном отношении Украина состояла из 17 пол­ков[75], делившихся на сотни (во главе с сотниками). В городах с преимущественно казачьим населением вся администрация из­биралась из казачьей старшины и реестрового казачества. В горо­дах со смешанным самоуправлением - в виде магистратов и ра­туш во главе с бурмистрами. В селах крестьяне выбирали войтов и лавников.

Церковь и государство.В 1589 г. при царе Федоре Ивановиче Борису Го­дунову удалось добиться учреждения в Москве патриаршества, подтвержденного решением Константинопольского собора в мае 1590 г. Московский патриарх занял в диптихе пятое место после восточных патриархов. Первым московским патриархом стал Иов (1589-1605).

В отличие от восточных патриархов русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода). Освященные (церковные) соборы при патриархах созывались реже, чем при московских митрополитах, но собор 1667 г. принял решение о двукратном в год созыве соборов, что соответствовало каноническим прави­лам. В работе соборов принимали участие цари, будь то выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канониза­ция святых, церковный суд или богословские диспуты.

В 1620-1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управле­ния огромным церковным имуществом и персоналом. Для заве­дования патриаршей областью были созданы приказы, которые затем распространили свои полномочия на земли церкви по всей территории России. В результате, на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказ­ных учреждений. Приказ Духовных дел, или Патриарший разряд, выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха, а также на сооружение церквей, вершил суд по преступлениям против веры над клириками и мирянами. Казен­ный приказ ведал сборами в патриаршую казну. Дворцовый при­каз ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома. Персонал приказов составляли как светские, так и духов­ные лица. В них сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной материальной и военной мощью, монастырями-крепо­стями в стратегически важных местах. Тем не менее каноничес­кие православные представления о богоугодной природе власти исключали сколько-нибудь последовательные претензии Русской Православной Церкви и ее иерархов на светскую власть, создание теократического государства.

В церковном управлении и суде на епархиальном уровне не было единообразия, но строилось оно в соответствии с каноническими требованиями. В местном самоуправлении боль­шую роль играл церковный приход, который в большинстве слу­чаев совпадал территориально с волостью. Приходские священ­ники назначались соответствующим епископом, но, как прави­ло, кандидаты на вакантное место избирались прихожанами. Священнослужители (священник, дьякон) и церковнослужители (поно­мари, сторожа, певчие) полностью зависели от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграж­дение. В священники часто избирались не духовные лица, а грамотные крестьяне или посадские, в результате чего функции местных гражданских и церковных властей переплетались и даже объединялись.

В царствование царя Алексея Михайловича стрем­ление светской власти поставить под контроль хозяйственную де­ятельность церкви, ограничить монастырское землевладение, судебный иммунитет монастырей и белого духовенства встретило сопротивление патриарха Никона. Конфликт совпал с расколом церкви в результате рефор­мы по приведению богослужебных книг и обря­дов в соответствие с греческими оригиналами. Против реформы выступили сторонни­ки «древнего благочестия» - старообрядцы, одним из руководителей которых стал протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от пат­риаршества завершилась лишением его сана и ссылкой[76].

Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII веке.

Наибольший рост всего разряда московских приказных лю­дей пришелся на 70-е гг. - число дьяков составило 75, а по­дьячих - 1447 человек, а в 1698 г. - 86 дьяков и 2648 подьячих. Основная масса (1824 чел.) подьячих находилась в приказах обще­российского значения. Как отмечалось в одной из челобитных, «молодые де подьячие полны приказы, иным де, и сидеть негде, стоя пишут». Все приказные люди независимо от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Но заняли приказные люди в нем особое место, создав свою систему чинов, не связанную с родови­тостью происхождения, что открывало возмож­ность продвижения по службе вплоть до думного дьяка.

К середине XVII в. произошло выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели прися­ги приказных людей, даваемые при вступлении в должность или повы­шении в чине. С 1598 г. общие присяги для всей массы служилого населения дополнились приписями дум­ным чинам, стольникам, дьякам, подьячим. Приписи посто­янно усложнялись для различных чинов и должностей с учетом изменений их служебных обязанностей. Дьяки и подьячие присягали «всякое дело делати и судити вправ­ду», не заниматься казнокрадством, «посулов и поминков ни у кого ни от чего не имать», не разглашать государственных тайн.

К середине XVII в. обязанности приказных людей разделились на «государеву службу»[77] и «приказную работу»[78], произошло становление государственных должностей. Думные дья­ки осуществляли верховное управление, приказные дьяки составляли среднее звено руководства центральными и местными учреждениями, подья­чие занимали подчиненное положение в одном из учреждений. По мере роста численности приказных чинов в учреждениях начинают заметно различаться их положение и функции. Чтобы избежать дублирования в работе лиц с одинаковыми чинами в одном учрежде­нии потребовалось определение «мест»[79] дьяков одного учреждения относительно друг друга. «Места» дьяков в приказе определялись временем получения чина («сидеть ему, кто из них преж в чину»), что устанавливало их служебную соподчиненность и разделение на «больших» и «дру­гих».

Активнее аналогичный процесс развивался в подьяческой сре­де. В центральных и отчасти местных органах сложилось квали­фикационное деление подьячих на три статьи[80]: первую (старых), вторую (средних) и третью (молодых). Во второй половине XVII в. оно приобрело официальный характер и стало контролироваться Разрядным приказом. Внутри статей также сложилось более дробное деление. Об усилении дифференциации в положении подьяческой груп­пы свидетельствует также существование категорий подьячих с приписью[81] и подьячих со справой[82]. Кроме того, шел процесс специализации подьячих в том или ином виде деятельности го­сударственного учреждения.

В результате сложился новый тип приказного человека, обязанного своей карьерой, благосостоянием личным качествам, опыту, квалификации и благосклонности вышестоящей админи­страции или царя.

 

Источники и литература.

 

1. Вернадский Г.В. Московское царство. Ч. II. - М., 1997

2. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб, 1992