Тема 1. Киевская Русь и Русские земли в XII – XIII веках.

Общественный строй Киевской Руси.Государственный строй Киевской

Руси. Вече. Органы управления. Религия. Государство и право.

Общественный строй Киевской Руси.Все население Киевской Руси можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Свободные (викинги, славянские и финно-угорские племена, разноплеменное городское население) составляли подавляющее большинство населения страны. Верхушку свободного городского населения составляли князья и дружинники («княжьи мужи»). Сначала правовой статус дружинников (как правило, викингов) превосходил статус местной знатной и богатой городской верхушки, но в XI веке обе группы посредством смешанных браков соединились в одну - боярство. Боярство не было однородным, делилось на разные группы и было привилегированной частью общества. Преступления против бояр наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр и городских людей – в 3 гривны, простых людей – в 60 резан. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец - варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах появился патрициат, который был более связан с горо­дом, чем с личностью князя. Большая часть городских патрициев была из евреев.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство - монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество. К белому духовенству принадлежали: священники, диаконы, дьяки, пономари, причетники. Количество белого духовенства было большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века действовало более 400 церквей. Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Мономаха. Он советовал регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне-смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющуючасть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В ХII-ХIII веках по всей Руси увеличилось боярское землевладение, в связи с чем сократилось число независимых смердов. Увеличилось количество смердов, кото­рые работали на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утратили хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и оставался закупом до тех пор, пока он не возвратит «купу». Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор привлекался к ответственности. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (подневольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец - холоп), а со временем всех невольных людей. Основными источниками холопства были: плен на войне, брак с подневольным, рождение от холопа, продажа при свидетелях, злостное банкротство, побег или воровство закупа. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, в случае изнасилования ее хозяином, получала после его смерти волю вместе с детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холо­пов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в дру­гую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

Государственный строй Киевской Руси. Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князем мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода - боярин Владислав Кормильчич. В понимании населения того времени Русью правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава установилось право всех сыновей князя на насле­дование в Русской земле, но в течение двух столетий велась борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так, например, Ярославичи заменили кровную месть штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Из летописей следует, что Ярослав и Изяслав II приказывали созвать собор епископов и выбрать митрополита.

Боярский совет, а сначала - совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было естественной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указал на необходимость постоянного и ежедневного совещания с боярами. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.

Вече.Вече представляло собой орган власти, который существовал со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече теряло традиционное право на власть, но когда власть князей приходила в упадок, снова его восстанавливало. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Ярослава Мстислав не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали того.

Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор - ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя перед населением.

Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, какпроходили вечевые собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали, побеждала та идея, которую поддержало большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы.

Органы управления.Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытеснила дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством. В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились: дворский - ведал всем княжеским хозяйством; воевода - командующий всеми вооруженными силами княжества; тиун конюший - отвечал за княжеские конюшни; стольник – ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

В подчинении у посадников и волостелей были: тиуны, мытники (взимали торговую пошлину - «мыть»), вирники (взимали виру - штраф за убийство), данщики (сборщики дани), пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей - «пятно») и др. Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины по­степенно приобрели иммунитет и освободились от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин стало полностью подвластно боярам-собственникам.

Религия.За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется «кириллица») и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют «апостолами славян». Обе церкви - римско-католическая и православная - считают их святыми. В Киевскую Русь было завезено значительное количество книг как духовного, так и светского содержания. Появились оригинальные русские произведения. К тому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось «откуда пошла русская земля». В монастырях писали иконы и украшали ими церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии легла в основу культур русского, украинского и белорусского народов.

Государство и право.При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов «Русская Правда». При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров Европы. Многие европейские монархи породнились с киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а дочери стали королевами Норвегии, Венгрии Франции. Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Он успешно защищал русские земли от набегов кочевников и запретил смертную казнь в стране.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава почти все княжества вышли из повиновения великому князю. Отделились Новгород (1136-1137), Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. К середине XII века Киевская Русь, как государство, полностью распалась. 15 княжеств постепенно превратились в маленькие суверенные государства.

После смерти Ростислава на великокняжеский престол предъявил свои наследственные права Андрей Суздальский, который организовал поход против Мстислава. Киев подвергся разорению. Андрей отдал опустошенный Киев младшему брату Глебу Юрьевичу. Киев с этого времени перестал быть столицей Руси и сидевший в нем князь перестал считаться ее правителем.

 

Источники и литература.

 

1. Повесть временных лет. / Под ред. В.Андрианова. – СПб: Наука, 1999

2. Слово о полку Игореве. - М: Стрекоза-пресс, 2002

 

Тема 2. Государственное управление в Золотой Орде,

Великой Литве и Русских землях (XIII – начало XVI в).

Монгольская империя и Золотая Орда. Великое княжество Литовское,

Русское и Жмудское. Образование Московского государства.

 

Монгольская империя и Золотая Орда. В 1206 году на собрании монгольской племенной знати - ку­рултае было создано Монгольское государство. Его возглавил один из монгольских ханов Темучин[1]. Государственное управление в Монгольской империи опиралось на тради­ционную иерархию кочевого общества - вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена - в союзы пле­мен. Роды и племена в случае войны выставляли конные десят­ки, сотни, тысячи. Ханы, царевичи, беки, нойоны не избирались, а назначались в соответствии со своим происхожде­нием и с санкции верховной власти. Чингисхан обладал неограниченной властью и осуществлял ее через наследственную кочевую аристократию. После завоева­ния Северного Китая в управлении империи был использован китайский административный опыт. Основу пра­вовой системы империи составила Великая Яса Чингисхана.

Монгольская империя заняла территорию от Ти­хого океана до Восточной Европы с центром в Каракоруме. Завое­ванные страны и народы считались досто­янием рода Чингисидов. Чингисхан разделил страну на улусы, данные им в удел сыновьям Джучи, Чагатаю и Угедею. В начальный период улусы[2] имели ограниченный государствен­ный суверенитет. Великий хан[3] имел собственные домены на территории улусов, а царевичи - анало­гичные анклавы с оседлым населением на территории вне собственных государственных образований. Переплетение интересов потомков Чингисхана должно было предотвратить распад империи. На протяжении XIII века все правители от­числяли часть доходов в пользу каана. Из Каракорума присыла­лись «численники» для проведения переписи подвластных и за­висимых народов с целью установления размеров собираемой дани, там же утверждались в правах вассальные правители. Ханы улусов в тот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику.

В 1242 году после похода на Русь и Центральную Европу улус Джучи разделился на владения двух ханов - Бату и Орды. Госу­дарственная территория Бату именовалась в русских источниках «Орда», а уже после свержения ига, со второй половины XVI века, за ней в отечественных источниках закрепилось название «Златая Орда» или «Великая Орда Златая». А улус Орды в восточных и русских источниках назывался «Синяя Орда». Ядро территории Зо­лотой Орды образовали причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Не приспособленные для ведения кочевого хозяйства земли Руси считались неудобными и не интересовали Золотую Орду в плане приращения территории. Рус­ские княжества не входили в состав Золотой Орды, но были на положении полузависимых, облагаемых данью территорий. Границей между Золотой Ордой и Русью стала река Дон.

Золо­тая Орда была поделена на 12 улусов во главе которых стояли улусбеки. Улусы делились примерно на 70 «областей»[4] во главе с эмирами, которые в войске выполняли роль темников, «области» делились на «райо­ны» во главе с тысячниками.

Высшими сановниками в Золотой Орде были назначаемые из улусбеков беклярибек и визир. Беклярибек выполнял функции главнокоман­дующего, ведал внешней политикой, контролировал судебную систему и религиозные вопросы. Не­которые беклярибеки[5] фактически были правителями Орды. В руках визира находилась высшая исполнительная власть. Он возглавлял центральный орган исполнительной влас­ти – диван, в который входило несколько палат[6] во главе с секретарями. Визир кон­тролировал сбор налогов и дани с подвластных народов, в его ведении находились ханская казна, назначение баскаков и секре­тарей.

Политика Золотой Орды в отношении русских земель прошла несколь­ко этапов: в 1243-1257 гг. контроль осуществ­лялся из Каракорума, а непосредственная исполнительная власть находилась в руках золотоордынских ханов; в 1257-1312 гг. была создана система баскачества, проведена перепись населения; в 1312-1328 гг. баскачество отменено, управление рус­скими землями передано великим князьям; в 1328-1357 гг. борьба политических центров за первенство среди русских кня­жеств завершилась победой Москвы.

Великое княжество Литовское, Русское и Жмудское.В XIII в. часть Галицко-Волынских, Черниговские, Смоленские и Полоцкие земли вошли в состав Великого княжества Литовского, образовавшегося на рубеже XII—XIII вв. Русские князья и шляхта преобладали в составе элиты княжества, доминировали древнерусская куль­тура и православие. Но после разгрома Тев­тонского ордена и создания католической Речи Посполитой в 1569 году произошла переориентации православной части властной элиты на Москву, что исключило возможность объединения русских земель под эгидой Литвы.

Система госуправления княжества представ­ляла собой синтез языческой литовской, русско-православной государственной традиций и элементов западноевропейского государственного права, в частности городского самоуправления. Поликонфессио­нальный, полиэтничный характер населения и различные тради­ции государственного управления создали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владетелями.Во главе Литвы стоял великий князь - господарь. Его власть ограничивалась паны-радой[7], состоявшей из круп­нейших земельных магнатов и верхушки католитического духо­венства. Господарь мог приглашать на заседания и других пред­ставителей знати. В компетенцию паны-рады входили законода­тельство, внешняя политика, финансы и особо важные судебные дела. В отсутствие господаря верховная власть полностью сосре­доточивалась в руках рады.С 1507 г. стал созываться Великий сейм - сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: Сената и палаты депутатов. Его полномочия постоянно возрастали. По Литовскому статуту 1566 г. ни великий князь, ни паны-рада не могли начинать войну и устанавливать налоги без согласия сей­ма. К компетенции сейма относились вопросы налогообложения, избрания великого князя и др. Сейм вырос из вечевых традиций, но его состав был ограничен шляхтой и духовенством. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, кроме них пригла­шались все паны-рады и другие крупные земельные магнаты и верхушка духовенства.

Высшими должностными лицами Великого княжества Ли­товского были: канцлер, ведавший государственным делопроиз­водством и канцелярией; подскарбий земский - государствен­ной казной; подскарбий дворный - казной господаря; маршалки - земский и дворный, отвечавшие соответственно за соблюдение порядка и этикета на государственных собраниях и при дворе.Местное управление состояло из воеводств, поветов, волостей, держав, уездов, которыми управляли воеводы, старо­сты, урядники, войты, державники. Наиболее важные вопросы эти должностные лица обязаны были решать на местных сейми­ках, избираемых шляхтой. Города имели самоуправление, принципы которого опирались на «магдебургское право». Во главе города стоял войт, первона­чально назначаемый господарем, затем выборный. Ему помо­гали выборные радцы из городской верхушки. Рада ведала адми­нистративно-хозяйственными и гражданско-судебными делами. Из своей среды радцы выбирали бурмистров.

Образование Московского государства.Создание Русского[8] государства проходило в условиях борьбы с исламизированной Зо­лотой Ордой и католической Речью Посполитой. В 1243 г. Ярослав Всеволодович, наследовавший вла­димирский престол, был вызван в Орду и получил от Батыя яр­лык на владение всеми русскими княжествами. Власть была номинальной из-за княжеских интриг и недовольства Каракорума растущейсамостоятельностью Батыя. Ярослав через три года был отравлен в столице Монгольской империи, а его соперник - черниговский князь Михаил Всеволодович убит в Орде. В 1247 г. в Каракоруме Александр Яро­славович Невский получил ярлык на Великое Владимирское кня­жение. На русские земли были наложены ясак[9], харадж[10], тамга[11], сусун и улуф[12], конак[13], кулуш-колтка[14]. Первона­чально сбор налогов осуществляли купцы-откупщики. Но из-за их многочисленных злоупотреблений сбор дани и других нало­гов был поручен специальным чиновникам - даругам и баска­кам со штатом помощников и военной охраной. Они же произво­дили перепись населения княжеств для более полного обеспече­ния сбора дани.

В XIV веке Влади­мирское великое княжество пришло в упадок, распавшись на мелкие уделы, князья которых вели борьбу за обладание влади­мирским столом. Удельные князья самостоятельных земель носили титул великого князя и по своему статусу были монархами. Наследование княжеских столов осуществлялось по обычаю ро­дового старшинства, и ханский ярлык, за редким исключени­ем, лишь подтверждал права наследства. Власть удельных князей опиралась на местные советы бояр и дворцово-вотчинную систему управле­ния. В борьбе возглавляемых князья­ми городских элит Новгорода, Твери, Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода за волжско-балтийский торговый путь в силу ряда причин утвердилось первенство Москвы.

Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (1263), разделившего между сыновьями свои земли. Основателем московской династии стал младший сын Александ­ра Невского Даниил. Он укрепил и расширил границы своего первоначально незначительного княжества. Его смерть (1303) до занятия великого владимирского стола лишала, согласно лествичному праву, потомков Даниила Александровича легитим­ных претензий на великое княжение. Однако сыновья Даниила Александровича вступили в борьбу за великокняжеский владимир­ский стол с тверскими князьями. Борьба за ордынский ярлык велась с переменным успехом, но в 1327 г. Иван Калита Москов­ский вместе с татарским войском подавил восстание в Твери про­тив насилия ханского баскака Чолхана[15]. Великий князь Владимирский и Тверской Александр Михайлович был лишен престола и бежал в Псков. Ярлык на великое владимирское кня­жение перешел к Ивану Калите. С этого времени начался дли­тельный процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

Иван Калита получил право сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду. Лесть и подкуп кочевой элиты нормализовали рус­ско-ордынские отношения, на 40 лет русские земли избавились от татарских набегов. Ивану Калите удалось поста­вить под свой контроль Владимиро-Суздальские земли, подавив местный княжеский сепаратизм и выступле­ния многочисленных «татей».Иван Калита и его преемники, опираясь на военную поддержку Золотой Орды, постоянно расширя­ли границы Московского княжества. Они захватывали удельные княжества, отнимали «спорные» территории, скупали земли, заключали договоры с ослабленными удельны­ми князьями, превращавшимися в вассалов Москвы. Удельные князья и местная знать вливались в правящую элиту Московско­го княжества, получая свои или другие вотчины, но уже на пра­вах службы московскому князю.

Перенос Феогностом (1328-1353) митрополичьей кафедры в Москву пре­вратил ее в церковный центр русских земель, что создавало предпосылки для претензий Москвы на наследство Ки­евской Руси и представительство интересов всех русских.

Чума, приведшая к гибели сы­новей Ивана Калиты, - великих князей Симеона Гордого (1353) и Ивана II Красного (1359), имела следствием сосредоточение власти в период малолетства Дмитрия Ивановича в руках Бояр­ской думы. Она и особенно митрополит Алексий (1353-1378) значительно укрепили Московское великое княжество и подгото­вили его к роли лидера в борьбе за свержение татаро-монголь­ского ига.Победа на Куликовом поле (1380) не позволила Дмитрию Донскому свергнуть иго, но Москва окончательно закрепила за собой роль общенационального центра. Переход на новый принцип престолонаследия[16] привел к династической войне 1425-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, Московское удельное княжество превратилось в Русское государство.

В 1439 г. на Флорентийском соборе Константинопольская патриархия в надежде на помощь Запада в борьбе с натиском османов подписала унию с католической церковью. Под унией подписался и московский митрополит Исидор, за что по возвра­щении в Москву был объявлен великим князем Василием II и епископами еретиком и низложен. 15 де­кабря 1448 г. собор русских епископов утвердил русским митрополитом Иону. Русская Пра­вославная Церковь стала автокефальной. Константинопольская патриархия не признала автокефалию русской церкви, но после взятия Константинополя (1453) ос­манами проблема восстановления отношений с греческой цер­ковью отпала сама собой. Другим следствием этих событий стало образование в 1458 г. в составе Константинопольской патриар­хии отдельной митрополии в польско-литовских землях, кото­рая первоначально называлась Киевской и всея Руси, а потом - Киевской и Галицкой.

Иван III (1462-1505) и Василий III (1505-1533) завер­шили создание единого Русского государства. Князья и бояре автономных ранее земель превратились в служилых людей великого князя московского. При отъезде к не­другам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и пересе­лялись во внутренние области, а на их место посылали пересе­ленцев из коренных московских мест, что вело к ассимиляциирегиональных элит московским боярством. После походов 1471 и 1478 гг. Иваном III в состав Московско­го великого княжества были включены Новгородские земли. Нов­городская элита оказала активное сопротивление изменению статуса Ве­ликого Новгорода[17], но была разгромлена, подверглась экспроприации и утратила свой статус[18] в составе едино­го государства. На крушение Новгорода в известной степени по­влияло и то, что фактически главой республики в этот период был архиепископ, который по каноническим соображениям не мог быть активным и последовательным борцом с Москвой, ставшей са­кральным центром Руси. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти - боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей - дворян, ставших основой русского войска и государственности.

После «стояния на реке Угре» в 1480 г. Ивану III удалось до­биться полной независимости Великого Московского княжества, ставшего крупнейшим государством Европы. В те годы обострились отно­шения Москвы с Литвой. После возобновления (1447) унии Польши и Литвы король Казимир IV усилил католизацию Бе­лоруссии, Украины и Литвы. Православные стали искать пути перехода под власть государя Москвы. За­говор был раскрыт, но князю Федору Бельскому удалось бежать в Москву, где он был тепло принят и получил от великого князя вотчину. Этим было положено начало перехода русских и право­славных литовских князей из Литвы на московскую службу.

Наряду с «собиранием» собственно русских земель происхо­дило включение в состав Московского государства иноязычных народов. Вассальная политика Москвы в ино­язычных регионах наряду с принуждением опиралась на колонизацию и разнообразные формы сотрудниче­ства с местной знатью, которые включали в себя династические союзы, различные формы службы, заложничества и подкупа. В наиболее автономных отношениях к Москве находились «князьки» и знать народов «океянского языка» - по­луоседлых племен Мурманского побережья, зависимость кото­рых по договору часто ограничивалась выплатой дани и обяза­тельством способствовать распространению власти мос­ковского князя на окрестные земли, гарантировать безопасность великокняжеских слуг. При этом центральная администрация стремилась не допускать столкновений русских колонистов и иноязычного населения, предписывая, чтобы «розни между ними не было ни в чем». Важную роль в колонизации и цент­рализации государственных земель выполняли монастыри, крепости и города.

По мере распада Золотой Орды особое значение приобрел переход под власть Москвы тюркоязычной знати с подвластными родами. В конце XV в. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Москвы. На шерти[19], вырабо­танной на основе договоров великого князя с удельными, казан­ские цари обязались «правити в правду» московского государя, дело его беречь, не сноситься с врагами Москвы и присылать вой­ска по первому требованию. Часть татарской диаспоры приняла православие, пополнила казачество, а представители знати положи­ли начало многим видным родам России.

Главой Московского государства был «великий князь всея Руси» — титул, утвердившийся за Иваном III. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые по­стоянно расширялись. В дипломатической переписке Василия II была принята формула «Божией милостью», указывавшая на сакральный источник власти, но правовой и по­литический смысл эта формула приобретает при Иване III, после достижения полной независимости. В этот период от лица под­данных Ивану III присваивается в письмах, обращениях, летопи­сях титул царя и самодержца, что начинает признаваться в меж­дународно-правовых отношениях. Важным фактором укреп­ления государственности стал первый общерусский судебник Ива­на III (1497).

При Иване III начала складываться национально-государ­ственная символика. После его бракосочетания в 1472 году с представительницей византийской императорской фамилии Со­фьей Палеолог на государственной печати великого князя появ­илось изображение двуглавого орла (1497) - общехристианский символ един­ства светской и духовной власти.Свою власть в стране великий князь делил с удельными князьями - своими братьями. Суверенные права удельных князей на подвластной территории были значительны: они судили зе­мельные и «разбойные» дела, собирали в удельную казну тамо­женные пошлины, дани и другие поборы, имели дворцовый ап­парат с дьяческой канцелярией, свои боярские думы. Удельный князь считался главой местного дво­рянского войска. Права и обязанности удельных князей регламентировались договорами с великим князем. Участие удельного князя в общегосударственных делах было ограничено и находилось под контролем великого князя, опасавшегося династической борьбы. Удельные князья были обязаны участвовать в общерусских военных экспедициях, но не могли сами назначать воевод. Великий князь обсуждал «з братьей и з бояры» важнейшие внутриполитические дела. Вер­ховная власть последовательно осуществляла курс на ликвида­цию удельно-княжеской системы: в частности, Василий III за­претил своим братьям вступать в брак, превращая их уделы в выморочные.

Важная роль в системе управления принадлежала Боярской думе, выросшей к XV в. в «постоянно действовавший» совет. Термин «боярин» стал обозначать не просто привилегированного крупного землевладельца, а пожизненного члена Боярской думы. Наряду с высшим думным чином - боярин - был введен второй думный чин - окольничий. Порядок назначения на думные и высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. В думе произошла консолидация высшего слоя мос­ковского боярства и княжеской аристократии[20]. Их удельный вес в общерусской элите вырос после перехода к московскому князю западнорусских князей[21]. Чет­кой регламентации деятельности учреждений и лиц не существо­вало, поэтому не все члены думы имели в ней равный вес и не всегда важнейшие государственные дела поручались боярам. Формула «приговорил князь великий з бояры» подразумевала не всю Боярскую думу, а часть близких к князю лиц, с кем он при­нимал то или иное решение. На практике реальные администра­тивные функции оказывались в руках «введенных бояр». Для ре­шения отдельных вопросов по распоряжению князя создавались временные комиссии. Князья стремились подчинить себе дея­тельность думы, но в периоды кризисов, малолетства князей Бо­ярская дума расширяла свои полномочия.

Великокняжескими земля­ми ведал дворец­кий. Он же принимал активное участие в решении общегосудар­ственных дел, иногда более существенное, чем члены Боярской думы. Другие дворцовые слуги стали получать «путь» - заведова­ние доходами с определенной местности с выполнением админис­тративных и судебных функций и назывались путными боярами.Дворцовые чины не включались в состав думы и вышли в большинстве из среды московского бояр­ства, незнатного служилого люда, бывших суверенных властителей, утративших вотчинные права. Это было гарантией их преданности великому князю. Усиление двора оказалось временным явлением. Дальнейшая централиза­ция русских земель привела к утверждению функционального управления, сменившего территориальное[22]. Пути стали перерастать в приказную систему. Из ведомства дворецкого вы­росли учреждения приказного типа - Большой дворец и Казенный приказ, из конюшенного пути Конюшенный приказ, а в начале XVI в. Разрядный приказ, ведавший служилыми людь­ми, чинами и должностями.

Реальными исполнителями воли великого князя были дья­ки. Они составляли аппарат Боярской думы, казны и двора. Их численность постоянно возрастала, как и круг вопросов, которы­ми они ведали. Большинство дьяков происходили из поповичей и холопов. Дьяки центральных ведомств подразделя­лись на великокняжеских, дворцовых и ямских. Удельные дьяки при ликвидации уделов, как правило, не включались в велико­княжеский аппарат.

Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы - на волости. Но сохранялись еще земли, существовали военные и судебные окру­га[23]. На основной территории государства управление осу­ществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него «корм» в свою пользу. «Кормленщиками» были представители аристократии и дворцовая администрация. Власть кормленщиков регламентировалась уставными грамотами, вы­дававшимися местному населению, и доходными списками - кор­мленщикам. Основная тенденция состояла в постоянном ограни­чении функций наместников в пользу независи­мых от него даньщиков, мытников и таможенников и усилению роли дворянства, из которого вер­бовались городовые приказчики, в чьи руки перешла админис­тративно-финансовая власть в городах и уездах. В вотчинах князья и бояре продолжали сохранять администра­тивные и судебные права.

 

Источники и литература.

 

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь; Москва, 1997.

3. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

4. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М., 1997.