Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т.п.
Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.
В области законодательства выделим:
упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства;
сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил;
внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;
введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП;
принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса).
В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления:
развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства;
предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса;
предоставление предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг);
установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, упрощенная система налогообложения и налоговые льготы. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников;
формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.
Существенный аспект поддержки малого предпринимательства – информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков сбыта. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу.
В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:
формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства;
ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса;
создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по оказанию консультативных услуг и защите прав предпринимателей;
проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.;
помощь в подборе персонала.
Вопросы для самоконтроля по теме 4 и 5:
1). Дайте определение понятия монополии.
2). Какие направления включает в себя антимонопольная политика государства?
3). Что представляет собой понятие «доминирующее положение»?
4). Перечислите основные формы недобросовестной конкуренции.
5). Охарактеризуйте, что такое естественная монополия и какие отрасли могут быть к ней отнесены.
6). Какие методы используются для государственного регулирования естественных монополий?
7). Дайте характеристику малому предпринимательству.
8). Назовите общие и специальные цели государственного регулирования малого бизнеса.
9). Какие методы и направления используются для государственного регулирования малого бизнеса?
Тесты по теме 4 и 5.
1. В узком смысле под монополией понимается:
а) ситуация, когда несколько предприятий делят между собой рынки сбыта и регулируют уровень цен;
б) крупная фирма, производящая уникальную продукцию и устанавливающая высокие цены на свою продукцию;
в) борьба между хозяйствующими субъектами, ограничивающих возможность влиять на объемы сбыта и цены на товары.
2. К аффилированным лицам не относятся:
а) лицо, участвующее в имуществе другого в размере более 20%;
б) физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;
в) лица, состоящие в родственных отношениях;
г) лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия менее 20%.
3. Какие виды деятельности не относятся к естественной монополии:
а) пивоваренное производство;
б) транспортировка газа;
в) транспортировка нефти;
г) железнодорожные перевозки.
4. По Закону РФ к малым относятся предприятия с численностью:
а) более 200 человек;
б) более 100 человек;
в) менее 100 человек;
г) от 20 до 500 человек.
5. Преимущества малых предприятий:
а) низкая оборачиваемость капитала;
б) отсутствие конкуренции;
в) длительность реакции на колебания рынка;
г) быстрое реагирование на изменения спроса и быстрая окупаемость вложенных средств.