Пути реализации целей воспитания в школьном обучении и воспитании.

Трактовка целей образования в директивных документах Республики Беларусь и зарубежных стран.

 

 

В ХIХ веке приоритетами в формировании образовательных целей выступали (по Г. Спенсеру): сохранение здоровья и утверждение здорового образа жизни, получение работы и обеспечение хорошего заработка, благополучие семейного положения, участие в общественной жизни, организация разумного досуга, принятие нравственных решений. Анализ вышеприведенных целей позволяет заметить, что они могли легко реализоваться на узкой образовательной базе через формирование обыденного сознания личности в отрыве от глобального мышления, научного мировоззрения, общей культуры. В этих целях содержится ценностно-личностный компонент (жизнь, благополучие, здоровье), но, тем не менее, цели были обращены на индивида - функционера для выполнения узкой профессиональной и социальной роли.

Цели и задачи образования школьников в конце ХХ в. изменяются.

Из анализа современных целей общеобразовательных школ разных стран (из доклада ЮНЕСКО, 1995 г.):

1) В настоящее время целями образования в школах СШАвыступают: развитие «Я»-личности, понимание подростком себя, своих возможностей адаптироваться к изменениям в жизни; вооружение базовыми знаниями, языковыми и вычислительными навыками; развитие интереса к непрерывному образованию и умения приобретать знания самостоятельно; экологическое образование и воспитание; развитие мышления и способности принимать самостоятельные решения; подготовка к будущей профессиональной деятельности, карьере и семейной жизни; эстетическое и нравственное воспитание; развитие умений разумно организовывать досуг; развитие гражданской ответственности, уважения к закону и власти, понимания социально-экономической и политической системы государства; овладение коммуникативными навыками, развитие духа сплоченности и кооперации.

2) Цели школы Германии: подготовить учащихся к широкому разнообразию выбора в жизни и к требованиям мира труда с его задачами и тенденциями; воспитать молодежь нравственно, интеллектуально, физически в соответствии с экономической и социальной ситуацией вокруг нее; обеспечить учащихся знаниями и навыками, которые им нужны в социальной и трудовой жизни; обеспечить умениями и навыками, необходимыми для свободного развития личности, для успеха в трудовой деятельности и для оценки сложных взаимозависимых социальных факторов; сформировать способность мыслить независимо и действовать на свою собственную ответственность; воспитать в духе ответственного использования свободы, быть терпимыми, любящими мир, уважать других людей, развивать желание и способность учиться и работать самостоятельно, индивидуально и в группах, быть независимыми и научиться развивать эти способности после окончания школы.

3) Целияпонской средней школы: обеспечить учащихся общим средним образованием в соответствии с уровнем их умственного и физического развития; развить качества, необходимые им как членам государства и общества; представить базовые знания о профессиях, сформировать необходимые навыки, воспитать положительное отношение к труду, сформировать способность выбора будущей профессии; развивать у учащихся широкое и глубокое понимание общества, способность делать разумные и критические суждения об обществе; создавать условия для полного развития личности учащегося, его неповторимой индивидуальности; подготовить молодежь к изменениям в обществе и непрерывному образованию и самосовершенствованию.

1. Таким образом, анализируя содержание современных образовательных целей и задач США, Германии и Японии, отметим, что их определение продиктовано техническим развитием общества, требующим от личности знаний, гибкости мысли, творческих способностей, определенных личностных качеств, которые в первой половине ХХ в. выделялись ограничено, а именно: способность к адаптации, мобильность, динамизм, нравственность, ответственность, понимание общественных явлений, критическое мышление, способность к самореализации, самосовершенствованию. Сопоставляя образовательные цели, сформулированные в ХIХ в. (по Г. Спенсеру), с современными целями и задачами образования в США, Германии, Японии подчеркнем, что в структурировании последних доминирует личностный фактор, связанный с развитием человека. Воспитание личности творческой, инициативной, активной выступает одной из главных задач современного образования.

2. В настоящее время все европейские страны переживают процесс обновления или адаптации своих систем образования к новым социальным и культурным особенностям и потребностям ХХI в.эпохи глобальной истории. Проблемы совершенствования систем образования, профессиональной подготовки, построения оптимальной модели общеобразовательной школы, разработки новых технологий образования уже невозможно разрешить в узких национальных рамках и требуются интенсивное международное сотрудничество и координация. Результаты такого сотрудничества подтверждают, что в проблеме разработки содержания образования наряду с традиционными компонентами содержания (информационными; чему учить?) особое внимание в учебных программах и планах уделяется аспекту общечеловеческих ценностей (как и на основе чего учить?). Цель школьного образования определяется как содействие в достижении всеобщего благополучия молодежи. При этом благополучие людей определяется исходя из таких основополагающих ценностей как выживание, здоровье, счастье, дружба, способность понять других, осознанность жизни, самовоплощение, свобода, чувство справедливости в жизни. Можно констатировать, что в международном сотрудничестве в области образования становятся главными следующие направления: признание многими странами гуманистического, культурного и международного аспекта образования; усиление ценностно-личностного фактора в структурировании целей и содержания образования; включение общечеловеческих ценностей в учебные планы программы; выдвижение образовательной задачи в качестве формирования глобального мышления и соответствующих ему форм поведения личности для её адаптации к современному обществу, становящемуся все более изменяющимся, многообразным и глобальным.

 

Формирование у учащихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и форм воспитательной работы, разработки и реализации личностно-ориентированных технологий воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности в образовательном учреждении, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:

- связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;

- развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.