Определение явления жизни

В предыдущем разделе мы пришли к выводу о том, что если взаимодействие объектов носит информационный характер и является информационным процессом, определяющим условия их существования и поведения, то такие объекты надо называть живыми. Это определение понятие живого определяет через «какие–то» информационные процессы. Вы можете спросить, а зачем это делать? Ведь понятие «информация» сформировалось в сознании позже, чем понятие «живое» или жизнь! Да, с одной стороны, это так. Но с другой, само понятие «живого» отнюдь не тривиально. Попробуйте его определить самостоятельно, и вы увидите, как непросто это будет сделать. Это понятие столь же базовое, как и понятие информации.

Для ответа на вопрос о сути живого необходимо попытаться сформулировать общие свойства, присущие для всех известных нам форм жизни: вирусов, примитивных клеток, многоклеточных организмов, сообществ животного мира и, наконец, социумов.

Не очень сложный анализ позволит нам сформулировать, что это «общее для живого» (а значит являющееся признаком «живого»), заключается:

1. В материальной основе всех отмеченных выше процессов, проявляющееся в том, что все объекты живой природы состоят, в конечном счете, из элементарных частиц, объединённых в структуры различной сложности.

2. В стремлении сохранить стабильность существования, как отдельных особей, так и коллективных форм, вплоть до воспроизведения себе подобных;

3. В развитии отдельных экземпляров во времени, «самостроительстве» по заранее заданному плану, записанному в генетическом коде;

4. В способности создания особой благоприятной внутренней среды обитания за счёт создания оболочек, отделяющих внутриклеточное пространство от внешней среды вплоть до искусственно создаваемой среды обитания (для человека!);

5. В использовании при развитии строительства материала из окружающей среды и выброс в неё результатов своей деятельности. При этом происходит обеднение среды нужными веществами и обогащение их шлаками;

6. В эволюционном развитии форм жизни, сопровождающейся усложнением их структуры за счёт объединения различных начиная с бесклеточных форм в сложные образования.

7. В сопровождающих эволюцию:

7.1. Повышении подвижности форм жизни в пространстве для расширения среды обитания;

7.2. Улучшении отражения (моделирования) и переработки информации (знаний) об окружающей среде - так называемой эволюции информационных процессов. Эта эволюция происходила и происходит как в своих внутренних структурах (нервная система), так и (для человека) в искусственно созданных устройствах;

7.3. Качественному усложнению реакции обратной связи на внешние воздействия, как за счёт развития внутренней структуры, так и за счёт создания (для человека) искусственных средств обработки , что выражается в развитии (расширении, усложнении, обогащении и повышении эффективности) информационного процессов взаимодействия с внешней средой.

Перечисленные выше особенности являются результатами исследований, проведённых в последние полвека, по разным направлениям науки. Но особенно хочется подчеркнуть достижения в области внутримолекулярной микробиологии и генетики. Исследователями выявлены механизмы и определены материальные носители тончайших процессов межклеточного и внутриклеточного взаимодействия отдельных элементов клетки, механизмы её «строительства» и роста, определены носители и передатчики информации в этих процессах. На сегодняшний день расшифрованы структуры многих вирусов, а также генов живых организмов, вплоть до человека.

Таким образом, ответ на один из самых животрепещущих для человечества вопросов о зарождении элементных форм жизни, тесно связан с представлением о появлении особой – информационной составляющей взаимодействия между объектами, или проще – информационного взаимодействия. Развитие форм жизни, их эволюция происходила и происходит параллельно с развитием форм и усложнением информационного взаимодействия.

Ниже кратко изложены основные представления о тесной связи и взаимной обусловленности эволюции информационных процессов и развитии жизни, основанные на работе С. Я. Янковского[1] [4].

http://syy.narod.ru/Ibook.htm