Источники НП

Система НП

Метод

Доминирующий – императивно-властных предписаний. Но отношения имущественные, поэтому тянет в сторону соглашений. В сферу налог отношений продолжает проникать идеи, связанные с возможностью заключения соглашений. Допускается проникновение элементов диспозитивного метода. На нынешнем этапе императивный метод – основной.

 

НП – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по организации и осуществлению в односторонне-властном порядке налоговых изъятий у физических лиц и организаций в целях финансового обеспечения публичной деятельности.

Публично-правовые образования в качестве лиц, у кот налог изъятия не допускаются. Но есть правовые конструкции, когда КС пришлось выруливать из правовых конструкций – связаны с НДС в случаях, когда органы управления имуществом сдают в аренду не закрепленные ни за кем имущество.

Налог правоотношения – отношения урегулированные НП.

 

Очень прозрачная в отличие от ФП. Есть основной кодифицированный источник – НК. Кроме него есть законы, в частности, регулирующий статус налоговых органов. В рамках общей части те нормы, кот регулируют основные налог институты. Общие для всех правила налог контроля, порядок привлечения к ответственности.

 

Особенная часть – на первый взгляд все просто, на второй все интересно. На первый – видим комплекс норм, регулирующих уплату конкретных налогов. И соответственно это компактная совокупность прав норм. Но есть общий режим налог правоотношений, и есть специальные режимы. Гл.25 НК – системообразующая глава, так как категория расходов для многих налогов, везде отсылочные нормы к гл.25, в той части, где хотим показать формирование расходов.

 

Международные договоры и соглашения – неотъемлемая составляющая. Все что касается с регулированием вопросов в связи с изучением вопросов избежания двойного налогообложения. ВАС в августе 2012 года вынес решение (речь шла о признании несоответствующими НК НПА); возникла ситуация с иностранной организацией, у кот представительство на территории РФ. ВАС и в предыдущем рассмотрении уже начинает выявлять подходы, кот связаны с тем как надо применять, чтобы избежать двойное налогообложение. Следующий подход ВАС: заявил в первую очередь нужно рассмотреть 2 типовых документа положение соглашение об избежании двойного налогообложения и 2й документ – типовое положение об избежании двойного налогообложения. Какой метод учета налога на прибыли применить? ВАС: если в этих нормативных документов и в договоре об избежании двойного налогообложения отсутствуют соответствующие прав механизмы, то в таком случае налогоплательщики должны руководствоваться российским законодательством и российскими методиками. ВАС показал последовательность правоприменения и возможность их применения в таких ситуациях.

 

Нормативные источники – КРФ. Акты законодательства о налогах и сборах (налоговое законодательство), сборов всего два – таможенная пошлина и за право пользования окружающей средой. НПА органов исполнительной власти и МО.

 

Ст.1 НК определяет законодательство о налогах и сборах:

· Федеральное

· Налог законодательство субъектов РФ (имеет полномочия по принятию законов о введении и взимания элементов тех налогов, кот отнесены к их ведению)

· Акты представительных органов МО о налогах. НОГИНА удалила бы их далеко и надолго, они такое нормотворчество по земельному налогу проводят, что ни один Минфин не разберется.

 

Федеральное законодательство

Если норму рассматриваем как норму о налогах и сборах, то к ней применяются все правила и принципы, установленные в законодательстве. Подчинение режиму законодательству о налогах и сборах. Это НК, законы, изменяющие НК (их более 300), законы, вступившие до общей части НК «О налогах на имущество физических лиц».

 

Определение КС от 0302.2010 №165-О-О. кадастровая стоимость земельного участка является базой для исчисления земельного налога. Возник вопрос, связанный с тем, что акты иной отраслевой принадлежности, вступая в силу не по правилам ст.5 НК, начинают изменять и влиять на налоговую обязанность очень сильно. Что делать? Можем ли мы распространять те требования для налог законодательства на акты иной отраслевой принадлежности? По земельному налогу у КС есть еще пара постановлений – комплексный характер земельного налога, а значит для цели определения налог последствий должны рассматриваться в контексте ст.5. И на акты иного отраслевого законодательства распространяем требования ст.5 – когда речь шла о земельном законодательстве.

Земельная база и кадастровая стоимость. Берем и меняем кадастровую стоимость. Эти изменения в другом отраслевом законодательстве начинают влиять на исчисление налога и исполнение налог обязанности. Распространяем ли на такие законы порядок ст.5 НК? КС правильно сказал, что нужно эти гарантии, установленные в федеральном налоговом законодательстве распространять и на отраслевое законодательство – правило стабильности налоговой обязанности! Суд указывал, что в этих случаях, когда иные отраслевые акты влияют прямо на налоговую обязанность, то в этом случае будем применять правила налог законодательства, чтобы определить момент, когда мы должны произвести исчисления с соответствующего налога.