Бюджетно-правовая норма (БПН)
Принципы БП
Источники БП
Предмет и метод БП
Правое регулирование: понятие и стадии БП
Бюджетное право как подотрасль права РФ.
№1. Право рассматривается в 2-х аспектах:
- общесоциальный (различные возможности в поведении субъектов – нравственные, политические, эстетические)
- специальный юридический смысл или аспект – право есть юр инструмент, связанный с государством – это система общеобязательных формально определенных юр норм.
Норма - это образец либо правило поведения, которые выражают конкретные интересы общества, устанавливаются и обеспечиваются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
- волевой характер. Право - это всегда проявление государственно выраженной воли социальных групп, которые, как правило, составляют большинство в данном обществе.
- общеобязательность. Все принимаемые нормы права распространяют свое действие на всех членов конкретного данного общества.
- нормативность права. Право состоит из норм, а норма есть правило поведения регулирующее конкретные общественное поведение
- формальная определенность. Право имеет внешне выраженную форму (н/р конституция)
Сущность права – регулятор общественных отношений. Признаки регулируемых отношений:
ü в этих отношениях находят отражение, как индивидуальные интересы общества, так и общесоциальные интересы
ü в таких отношениях реализуются интересы их участников, при чем, один из этих участников идет на сознательное ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого
ü данные отношения стоятся на основе согласия выполнять определенные правила
ü как правило, данные отношения должны существовать длительное время или повторяться.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на участников общественных отношений.
Стадии правового регулирования:
1. осуществляется общее неперсонифицированное воздействие права. На данной стадии правовые нормы ориентируют участников на достижение поставленных целей, а также предупреждают о возможном наступлении позитивных/негативных последствий поведения данных субъектов
2. индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. При наступлении обстоятельств предусмотренных нормой возникают индивидуализированные отношения, т.е участники этих отношений наделяются способами поведения вытекающими из норм права и соответственно условий конкретной ситуации
3. реализация воплощения в жизнь прав и обязанностей конкретными субъектами.
Правовому регулированию подлежат 3 группы правовых отношений:
1. Отношения по властному управлению обществом
2. Отношения по общему ценностями как материальными, так и не материальными
3. Отношения по обеспечению правопорядка
Отношения по поводу обращения общественных финансов регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права – финансовое право. Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность – организационная деятельность ОГВ и органов МСУ по образованию, распределению и использованию централизованных и частично децентрализованных фондов денежных средств в целях достижения и решения задач и функций государства и МСУ.
Бюджетное право является подотраслью финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов. А именно федерального. Региональных и местных бюджетов, а также бюджетов ГВФ.
Химичева определяет БП как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих БС и бюджетное устройство РФ, состав доходов, распределение расходов БС. Бюджетную компетенцию гос-ва и МО, бюджетный процесс.
Кучеров: БП – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественных отношений возникающие в процессе формирования доходов, осуществления расходов бюджетов всех уровней БС, а также бюджетов ГВФ, ГиМ заимствований, ГиМ долга, отношения, возникающие в рамках бюджетного процесса.
Фадеев: БП - подотрасль финансового права, регулирующую общ отношения, возникающие, во-первых, м/у субъектами в процессе формирования доходных источников, а также при осуществлении расходных полномочий бюджетов всех уровней БС. Во-вторых это отношения возникающие в рамках регламентированных в законодательстве стадий бюджетного процесса, а также при регламентации правового статуса участников б процесса. В-третьих это отношения возникающие в процессе ГиМ заимствований, а также регулирование ГиМ долга. В четвертых это отношения по привлечению к ответственности за нарушение б законодательства
Группы отношений, составляющих предмет БП
1. все отношения связанные с б устройством гос-ва
2. отношения, регламентирующие состав Д и Р, а также порядок их распределения м/у бюджетами
3. отношения, закрепляющие б полномочия ОГВ как федеральных, так и региональных, б полномочия муниц органов
4. осуществление б процесса, бюджетно-контрольные отношения
отношения, связанные с ответственностью за нарушение б законодательства
Методы правового регулирования (совокупность правовых мер либо способов применяемых в ходе правового регулирования отношений):
ü дозволение - предоставление лицам права на собственные активные действия
ü запрет – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от совершения действий определенного рода
ü позитивное обвязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению
Источники(официальная форма выражения и закрепления нормы БП, действующая в РФ):
1. Конституция РФ – это основа всех источников закрепляет основы БП (НАЙТИ НОРМЫ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСНОВЫ БП)
2. Бюджетное законодательство (ст. 2 БК РФ) включает в себя:
- БК РФ
- принятый в соответствии с БК РФ ФЗ «О фед бюджете», ФЗ «О ГВФ»
- законы субъектов РФ «О бюджете субъекта РФ», законы субъектов РФ «О бюджетах территориальных ГВФ»
- муниципальные правовые акты представителей органов о местных бюджетах
НАЙТИ И СРАВНИТЬ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ФЗ И ЗАКОНОВ СУБЪЕКТОВ РФ ( ФЗ-184 И ФЗ - 131 ст.43)
3. Подзаконные нормативные акты:
– указы президента РФ,
- постановления Правительства
- акты фед ОИВ
- НПА ОГВ субъектов РФ
- муниципальные правовые акты органов МСУ
4. Международные договоры (часть 4 ст 15 + ст.4 БК РФ предусмотрено, что есть международным договором предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ними правовыми актами, то применяются правила и нормы м/н договора. НО есть одно условие этот договор должен быть ратифицирован Федеральным собранием.
Закон либо решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря, если иное не предусмотрено законодательством. Не позднее 5 дней после его подписания, а решения после 10 дней
Принципы- это основополагающие идеи, объективные закономерности, которые определяют сущность всей системы либо какого-нибудь института права.
Общеправовые принципы:
- законности
- принцип гуманизма
- принцип гласности
- принцип публичности (возможность участия населения)
Специальные принципы ФП:
- плановость
- ежегодность, периодичность
Принципы БП (ст 28 БК РФ)
Норма, бюджетно-правовая (БПН)
Норма – некое общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как носители прав и обязанностей под угрозой применения неблагоприятных последствий
БПН– это санкционированное государством, общеобязательное, социально-определенное правило поведения, направленное на регулирование об отношений, возникающих в бюджетной сфере, закрепляющие права и обязанности субъектов и являющиеся критерием оценки поведения как правомерно, либо напротив неправомерного.
Структура правовой нормы:
v Гипотеза– та часть нормы, в которой заключены фактические условия ее реализации либо обстоятельства, при наличии которых необходимо пользоваться данной нормой
v Диспозиция –сформулировано содержание, предписываемого данной нормой правила поведения
v Санкция– указывается правовые последствия в случае нарушения диспозиции
Реализация норм БП обеспечивается имеющимися в распоряжении правоприменителей организационными и стимулирующими средствами, а также подкрепляется возможностью применения к участникам отношений принудительной силы государства.
Реализация норм БП – процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований. Выделяют 4 формы реализации:
Ø исполнение – процесс совершения всеми участниками отношений тех действий, которые прописаны в нормах
Ø применение – осуществляется органами, специально наделенными на то властными полномочиями и выражается в совершении ими юридически значимых действий в т.ч в издании индивидуальных правовых актов
Ø использование – участник сам решает использовать ему эту норму или нет
Ø соблюдение – эта форма пассивна и выражается в воздержание участника отношений от нарушения нормы права
Бюджетные правоотношения (БПО)
1. Понятие и признаки правоотношений, в т.ч бюджетных
2. Состав и структура
3. Участники
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которого имеют субъективные права и юр обязанности.
Признаки:
ü Двухсторонняя конкретная связь между субъектами имеющая известную значимость
ü Всегда возникают на основе правовых норм
ü Всегда волевое отношение
ü Отношения по поводу реального блага, в связи, с чем субъекты осуществляют принадлежащие им права и обязанности.
Отношения охраняются и обеспечиваются государством. Для того, чтобы возникли правоотношения необходимы определенные предпосылки
- материальные (к-л жизненные интересы потребности людей, под влиянием которых они как раз таки и вступают в эти отношения)
- юридические (норма права, правосубъектность, юр факты)
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма связывает конкретные юридические последствия. Признаки:
- они несут в себе информацию о состоянии общественных отношений входящих в предмет правового регулирования
- должны быть определенным образом выражены во вне
- характеризуют наличие/отсутствие определенных явлений материального мира
- должны быть прямо/косвенно предусмотрены нормами права
- д.б закреплены в установленной законодательством форме
- вызывают предусмотренные правовыми актами правовые последствия
БПО– урегулированные нормами права общ отношения возникающие в процессе бюджетной деятельности гос-ва и МО по средством данной разновидности п/о реализуются содержащиеся в БПН предписания по образовании, распределению и использованию централизованных Г и М фондов денежных средств. Черты
- всегда связанны с образованием, распределением и использованием централизованных ГиМ фондов денежных фондов соответствующей территории
- права и обязанности субъектов обусловлены формированием и исполнением б-та
- в них всегда участвует гос-во либо МО или соотв. ОГВ либо МСУ
- носят публичный характер
- имеют непрерывный, повторяющийся характер
- складываются преимущественно по поводу денежных средств
(Ст. 1 БК РФ )
Классификация правоотношений:
1. по содержанию
- материальные (абзац 1 п.1 ст 1 БК РФ)
- процессуальные (абзац 2 п.1 ст 1 БК РФ)
- установление правового статуса (это новое, п.2 ст. 1 БК РФ)
2. в соответствии с федеративным устройством
- вертикальные – опосредуют связи м/у федерацией в целом, ее субъектами, МО на основе субординации
- горизонтальные - отражают связи между равноправными между равноправными по юридическому статусу территориями
Структура БПО– это внутренне строение ПО:
ü - объект
ü - субъекты (участники) – выделяют 2 категории:
- Субъект права – это все лица, которые в том или ином качестве могут являться сторонами общественных отношений.
- Субъект ПО – субъекты права им становятся только с момента их вступления в конкретные общ отношения при условии реализации своей правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, т.е способность нести наказание)
- юридическое содержание – субъективные права и юридические обязанности его участников.
Субъективное право –это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которому, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица. По своей сути субъективное право - это средство удовлетворения интересов участников ПО путем совершения определенных юридических действий требования либо притязаний.
Структура субъективного права - это возможность:
- определенного поведения уполномоченного лица;
- требования соответствующего поведения от обязанного лица;
- обращения за защитой к компетентным органам;
- пользования определенным социальным благом или ценностью.
Реализация субъективного права зависит от усмотрения уполномоченного лица.
Юридическая обязанность – это мера должного поведения соответствующая субъективному праву другой стороны ПО, т.е это есть средство удовлетворения чужих интересов либо путем совершения/воздержаний определенных действий либо претерпевание санкций.
Юридическая обязанность складывается из необходимости:
- совершать определенные действия либо воздержаться от этого
- отреагировать на обращение в рамках законных требований управомоченного лица
- нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований
- не препятствовать противоположной стороне пользоваться благом, на которое та имеет право
Отличие между СП и ЮО:
- если субъективное право собственные интересы лица, а юр обязанность чужие интересы
- СП-мера возможного поведения, а ЮО - мера необходимого поведения.
Субъекты бюджетного права:
1. РФ, субъекты РФ и МО
2. ОГВ РФ и ОМСУ
3. Юридические лица (коммерция, связанная с бюджетом)