Необходимость автоматизации поддержки ЖЦИ машиностроения

 

Конструкции машин непрерывно совершенствуются, а усло­вия их эксплуатации — усложняются. Требования потребителей к качеству изделий машиностроения растут. За XX в. точность изготов­ления некоторых элементов машин увеличилась почти в 2000 раз. Качество современных машиностроительных изделий характери­зуют, например:

• точность размеров основных поверхностей деталей — до 3-го квалитета;

• допустимые отклонения формы поверхностей деталей: от пло­скостности 0,2...2,0 мкм, от круглости 0,2... 1,0 мкм;

• шероховатость поверхностей деталей 0,1...0,0075 мкм.

Технологические решения, принятые при ТПП, определяют эффективность производства, а время, затрачиваемое на ТПП - суммарную длительность ПТЦ и соответствующие затраты. Анализ отображенных на рис. 1.4 тенденций показывает следующее;

• наблюдается объективный рост длительности ПТЦ, которую определяет

Рис. 1.4. Тенденции изменения соотношений:

а — длительности этапов разработки конструкции (ТР.К), ТПП (ТТПП), производ­ства (ТП), НИР (ТНИР); б — затрат на изготовление изделия (ЗИ) и выполнение ТПП (ЗТПП)

 

постоянно увеличивающаяся длительность ТПП;

• непрерывно увеличивается длительность этапа разработки кон­струкций изделий, которые становятся все более наукоемкими – для их создания необходимо

проведение все более возрастающего объема научно-исследовательских работ (НИР);

• затраты на ТПП непрерывно увеличиваются, их доля в сум­марных затратах на изготовление изделия также возрастает.

Усложнение конструкций изделий машиностроения, рост тре­бований к их

качеству, усложнение условий их эксплуатации, необходимость сокращения длительности ПТЦ требует принятия сложных и эффективных решений в минимальные сроки. Это воз­можно лишь при автоматизации процесса принятия (поддержки) решений.

Системы автоматизации процесса поддержки решений ориентированы на автоматизированное предоставление лицу, принимающему решения, необходи­мой информационной или даже интеллектуальной помощи в по­иске наилучшего, наиболее эффективного ре­шения. Современные информационные технологии дают возможность создания интегрированной системы под­держки решений для всего ЖЦИ. Последнее нашло отражение в разработке CALS-технологий (Computer Aided Acquisition and Life-Cycle Support — CALS), что переводится как «ин­формационная поддержка жизненного цикла изделия».

CALS-технологии - современные информационные технологии, обеспечивающие автоматизированную поддержку решений на от­дельных этапах ЖЦИ, а также информационную интеграцию всех его этапов. Впервые концепция CALS возникла в середине 70-х гг. XX в. в оборонном комплексе США. Затем CALS-технологии начали активно применяться в промышленно­сти, охватывая все этапы ЖЦИ — от маркетинга до утилизации.