Административно-правовой статус благотворительных организаций 11 страница
В 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства - института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации - банковская или казначейская.
Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения как первый этап по установлению контроля Правительства Российской Федерации за государственными финансами.
В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства, и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.
С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.
Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета Федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями.
Основные задачи и функции органов Федерального казначейства:
- организация, осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках;
- регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
- организация распределения в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, а также передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
- обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и целевого использования внебюджетных средств;
- обеспечение полного учета распорядителей средств республиканского бюджета Российской Федерации;
- осуществление контроля за своевременностью совершения операций со средствами федерального бюджета, а также целевое направление использования этих средств.
Августовский кризис 1998 г. наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе, совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.
В то же время ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.
Помимо деятельности по финансовому управлению казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.
Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.
Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа Федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования, определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.
Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета является еще одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на Федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.
На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе Федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.
Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.
12. Министерство экономического развития Российской Федерации
Положение о министерстве экономического развития РФ Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение р
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 с 1 марта 2009 года упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Функции упраздняемых федеральных агентств передаются Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Полномочия:
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты:
- перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
- федеральные стандарты оценки, порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и состав включаемых в него сведений, порядок размещения в информационных системах общего пользования информации, содержащейся в указанном реестре, порядок ее представления заинтересованным лицам, методические указания по государственной кадастровой оценке земель;
- порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;
- порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов;
- коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации;
- форма свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны;
- типовые формы соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах;
- примерная форма договора аренды земельного участка в границах особой экономической зоны и методика расчета арендной платы;
- типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости и иных имеющих существенное значение критериев;
- форма и требования к подготовке документов, оформляемых в процессе кадастровых работ;
- форма декларации об объекте недвижимости, направляемой для осуществления государственной регистрации прав на такой объект;
- перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок;
- нормы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы;
- перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях;
- порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов;
2. Осуществляет:
- мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса Российской Федерации, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики, мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие Российской Федерации;
- разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;
- подготовку в отношении проектов нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, включая внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, заключений, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности;
- регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи;
- обеспечение деятельности российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами и функции их секретариатов;
3. Координацию:
- деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики, по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса;
- деятельности органов государственной власти и государственных корпораций при формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
4. Подготовку в установленном порядке заключений на проекты федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;
5. Руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
6. Подготовку и представление в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти заключений на доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в части формирования целей, задач, бюджетных целевых программ и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также подготовку заключений по вопросам эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования в рамках достижения целей деятельности Правительства Российской Федерации.
12.1. Федеральная служба государственной статистика
Положение о федеральной службе государственной статистики утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Полномочия:
- представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
- разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;
- согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета;
- разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;
- утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;
- координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, а также при утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению;
- осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологическое обеспечение.
12.2.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008года № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Полномочия:
- осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
- координирует работу по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществляет правовой контроль их деятельности;
- обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде;
- предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков;
- осуществляет надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
- создание и ведение в пределах своей компетенции федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации;
- создание и ведение Государственного каталога географических названий;
- службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
- создание и ведение в пределах своей компетенции географических информационных систем федерального и регионального назначения;
12.3. Федеральное агентство по государственным резервам
Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 199 "Вопросы Федерального агентства по государственным резервам", Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 373.
Основными функциями Федерального агентства по государственным резервам являются:
а) обеспечение формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва;
б) реализация государственной политики по обеспечению мобилизационных нужд Российской Федерации и неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию поддержки отраслям экономики, субъектам Российской Федерации и организациям, оказанию гуманитарной помощи, регулирующему воздействию на рынок, проведению закупочных и товарных интервенций.
Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
2) осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
3) организует:
- в установленном порядке формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану;
- в установленном порядке контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием;
4) осуществляет:
- управление системой государственного материального резерва;
- своевременное освежение в установленном порядке материальных ценностей государственного материального резерва;
- деятельность по обеспечению возврата в установленные сроки материальных ценностей, заимствованных из государственного материального резерва, а также восполнению самовольно израсходованных материальных ценностей государственного материального резерва;
- определение условий хранения в государственном материальном резерве материальных ценностей с учетом требований государственных стандартов и технических условий.
Федеральное агентство по государственным резервам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
Руководитель Агентства имеет четырех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. В структуре Агентства созданы девять управлений по основным направлениям деятельности Агентства.
12.4 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Полномочия:
1. Осуществляет:
- в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;
- контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
2. Обеспечивает в установленном порядке соблюдение покупателями заключенных ими договоров купли-продажи федерального имущества;
3. Проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества;
4. Организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;
5. Подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации:
- проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также предложения о внесении в него изменений;
- предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, а также о внесении в него изменений;
- отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, а также информацию о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;
- отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства;
- проекты решений Правительства Российской Федерации о назначении представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции");
- проекты директив для голосования на общих собраниях акционеров акционерных
6. Принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации;
- при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков:
- принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;
- определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка.
12.5. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
Положение Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 530
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, функции по контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах и портовых особых экономических зонах, а также по обеспечению действия специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.