Контроль в государственном управлении.

 

Контроль за соблюдением законности в сфере исполнительной деятельности проводится в различных формах: контроль органов законодательной власти, контроль органов исполнительной власти общей компетенции, ведомственный и вневедомственный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор. Его осуществляют: Верховная Рада, ее постоянные органы, Конституционный Суд, Президент, Кабинет Министров и центральные органы государственной исполнительной власти, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, судебные органы, органы прокуратуры.

Верховная Рада как единый орган законодательной власти в стране осуществляет парламентский контроль в рамках, определенных Конституцией Украины. Верховная Рада контролирует выполнение Государственного бюджета Украины, деятельность Кабинета Министров Украины; заслушивает ежегодные доклады Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод граждан Украины; досрочно прекращает полномочия Верховного Совета АРК при наличие вывода Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции или законов Украины.

Верховная Рада по предложению не менее 1/3 народных депутатов может рассмотреть вопросы об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров большинством от конституционного состава Верховной Рады.

Контроль за использованием средств Государственного бюджета от имени Верховного Совета Украины осуществляет Расчетная палата.

Верховная Рада осуществляет контроль за предоставлением Украиной займа, экономической и другой помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственном займе и кредитах, полученных от иностранных источников.

Конституционный Суд Украины является единым органом конституционной юрисдикции в Украине. Он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законам Украины. Свою деятельность Конституционный Суд осуществляет в соответствии с Конституцией Украины и закона Украины «О Конституционном Суде Украины».

Значительные контрольные функции возложены и на Президента Украины. Согласно Конституции Украины и закона Украины «О президенте Украины» Президент отменяет акты Кабинета Министров Украины, акты министерств и других центральных органов исполнительной власти АРК в случае несоответствия их Конституции и законам Украины.

Кабинет Министров Украины,как высший орган в системе органов исполнительной власти, решает вопросы государственного управления на основе Конституции, законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины. Изданные им распоряжения и постановления являются обязательными к выполнению на территории Украины.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами как в процессе повседневной управленческой деятельности, так и путем создания различных инспекций, групп и т. д. Ведомственный контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство порученными сферами управления, министерства и центральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают акты, организовывают и контролируют их выполнение.

Контрольные полномочия органов отраслевого управления закреплены в законах, положениях о министерствах, ведомствах, управления и отделы местных органов исполнительной власти, уставами предприятий и учреждений.

Важное значение для осуществления ведомственного контроля имеет «Положение о ведомственном контроле по финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, учреждений». Согласно с этим актом министерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов утверждают инструкцию об организации и порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подчиненных объектов. Ревизии и проверки осуществляются комплексно. Их результаты оформляются актом. Руководитель, который назначил ревизию или проверку, обязан не позднее чем в двухнедельный срок рассмотреть этот акт и принять соответствующее решение.

Вневедомственный (межведомственный)контроль осуществляется по специальному кругу вопросов касающихся органов управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от ведомственной подчиненности, а в некоторых случаях и форм собственности.

К органам вневедомственного контроля относятся контрольно-ревизионная служба и государственные инспекции: налоговая, по делам о защите прав потребителей, по контролю за ценами, за вывозом материальных ценностей, за состоянием ядерной и радиационной безопасности, за соблюдением стандартов и др.

Важная роль в осуществлении контроля в государственном управлении принадлежит органам местного самоуправления. Они представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют от их имени и в их интересах с помощью своих исполнительных органов функции и полномочия местного самоуправления. Они осуществляют контроль за деятельностью предприятий, учреждений, организаций, транспорта, за состоянием природных ресурсов, за состоянием учета, отчетности, общественного порядка, санитарным положением, за выплатами в бюджет и исполнением общеобязательных решений, которые принимаются ними ы местными Советами народных депутатов.