Тема 10. АДМИНИСТРАТИВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

1. Административный процесс: содержание и общие черты.

Административный процессявляется видом юридического процесса и имеет все присущие последнему признаки. Прежде всего административный процесс осуществляется только уполномоченными на то субъектами. Законодателем четко регламентирована компетенция государственных органов, их должностных лиц, органов правосудия и некоторых других органов по решению индивидуально-процессуальной деятельности.

Рассмотрение административного дела невозможно представить без установления определенных фактических данных и конкретных обстоятельств. Не случайно в ст. 245 КоАП законодатель прямо ориентирует на своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении.

Цель административного процесса –это заранее запланированные результаты, достижение которых возможно с помощью соответствующих средств и способов.

Задачи административного процессавыражают собой понятие, которое отображает необходимость для субъекта осуществить определенные действия, направленные на достижение цели процесса. Таким образом, цель процесса определяет наличие комплекса соответствующих задач, решение которых и позволяет достичь намеченную цель.

Субъектами административного процессавыступают государственные органы, администрация государственных предприятий, учреждений и организаций, должностные лица государственных органов, органы местного самоуправления и их должностные лица, объединения граждан, их органы и должностные лица, собственники, их представители и уполномоченные, граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства.

Особое место среди субъектов административного процесса занимают суды (судьи) и органы прокуратуры.

Участники процесса –это граждане, иные лица, коллективы граждан и организаций в лице их представителей, наделенные правами и несущие определенные обязанности, которые позволяют им принимать участие в рассмотрении административного дела с целью защиты своих прав и законных интересов лиц, которых они представляют, а также оказывать содействие осуществлению административного процесса.

Понятие субъектов процесса включает в себя участников процесса, а также лиц и органы, которые действуют с целью ведения процесса и способны на государственно-властных основаниях принимать решение по делу последних.

Выяснению сущности административного процесса в значительной мере способствует анализ его принципов, т.е. исходных, основополагающих идей, в соответствии с которыми осуществляется административно-процессуальная деятельность.

Принцип законностипредставляет собой важнейший принцип административного процесса и характеризуется как режим соответствия общественных отношений, возникающих в этой сфере, законам и подзаконным актам государства, как режим атмосферы взаимодействия и взаимоотношений государства и граждан.

Принцип правового равенствабазируется на конституционных положениях о равенстве граждан перед законом. Все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, по языковым или другим признакам. Требования закона одинаково распространяются на все без исключения государственные органы и их должностных лиц, которые осуществляют административно-процессуальную деятельность.

Принцип охраны интересов личности и государства.Важнейшей задачей деятельности государственных органов является охрана конституционного строя нашего государства, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка. Охрана интересов личности, гражданина – важнейший фактор стабильности гражданского общества и, следовательно, надлежащего функционирования государственного аппарата и государства в целом.

Принцип официальности административного процессавыражается в закреплении обязанности государственных органов, их должностных лиц осуществлять рассмотрение и разрешение индивидуально-конкретных дел и связанные с этим действия (сбор необходимых материалов и доказательств) от имени государства и, как правило, за государственный счет.

Принцип объективной истинынаправлен на полное исключение из процесса проявление субъективизма, односторонности в анализе действий субъектов процесса, призван обеспечить установление и оценку реальных фактов, которые имеют значение для принятия обоснованного решения по конкретному административному делу.

Принцип гласности.Воплощение в жизнь этого принципа обусловлено необходимостью широкой осведомленности общества о деятельности государственных органов, их должностных лиц по осуществлению административно-процессуальных функций.

Принцип осуществления процесса на государственном языке и обеспечения права пользоваться родным языкомотображает важнейший аспект деятельности всех государственных органов, их должностных лиц – уважение национального достоинства всех граждан Украины. Рассмотрение конкретных дел ведется на государственном языке Украины, тем не менее гражданин, который не владеет украинским языком, может принимать участие в процессе, пользуясь своим родным языком. При этом ему в полной мере обеспечиваются получение всей необходимой информации и возможность донести собственную информацию до сведения органа или должностного лица, рассматривающего конкретное административное дело. На это направлено участие в процессе такой процессуальной фигуры, как переводчик.

Принцип презумпции невиновности и правомерности действий граждан.Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения или его действия считаются правомерными, пока виновность лица или его неправомерность его действий не будет доказана в установленном законом порядке, а само постановление или решение по конкретному делу не должно основываться на предположениях.

Принцип быстроты и экономичности процессаобусловлен оперативностью исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Определение конкретных, сравнительно небольших сроков рассмотрения и решения административного дела служит фактором, который, с одной стороны, исключает промедление, а с другой – позволяет упорядочить движение дел, ввести процесс в определенные временные рамки.

Принцип самостоятельности в принятии решенийпрежде всего исключает любое вмешательство других органов и должностных лиц в административно-процессуальную деятельность субъектов, уполномоченных вести процесс. Кроме этого, это дает возможность повысить ответственность за принятие решений, содействует их законности и обоснованности.