Введение

Тема 1. Основные понятия информационной безопасности

 

Актуальность вопросов защиты информации особенно возросла в настоящее время в связи со стремительным повышением роли и значения информации в развитии современного общества вообще и в экономике в частности.

Аспекты информации:

Информация - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

1. . (Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (ФЗ РФ 27.07.2006 г.)

2. Информация – это фундаментальная философская категория.

3. Информация - это важнейший ресурс, на добывание которого тратятся огромные силы и средства.

4. Информация – это ценный товар, производством и сбытом которого занято огромное количество людей.

5. Информация – это сила, приводящая в движение производственные силы мощности, армии, общественные структуры, ранящая и поднимающая людей.

Компьютерная информация – это информация, представленная в доступной для восприятия компьютерной форме, зафиксированная в памяти компьютера, на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам.

Информация– продукт человеческой деятельности, который в готовом виде всегда и всем кажется дешевым. Ее принято считать ценной лишь тогда, когда ее можно использовать, причем ее полезность сильно зависит от полноты, точности, достоверности и актуальности.

Информационный ресурс – это отдельные документы, массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банков данных и др. информационных системах.

 

Информация в настоящее время стала стержнем развития экономики. В ведущих индустриальных странах мира большая часть служащих занята обработкой информации (в США и Японии, например, этот показатель составляет 75-80%).

В связи с широким использованием новейших информационных технологий возникла проблема информационной безопасности в автоматизированных системах обработки, хранения и передачи конфиденциальной информации. Широкое распространение получила компьютерная преступность.

Весьма актуальными в нашей стране в настоящее время являются вопросы защиты интеллектуальной собственности и информации, составляющей, например, личную, коммерческую или служебную тайну.

Общепризнанным является также факт возрастания роли информационной безопасности в общей системе национальной безопасности.

При этом под термином «информационная безопасность»на уровне государства понимается «состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства».

Под информационной безопасностью (ИБ) или безопасностью информационных технологий подразумевают защищенность информации, передаваемой, накапливаемой, обрабатываемой и хранимой в информационно- вычислительных системах от случайных или преднамеренных воздействий внутреннего или внешнего характера, чреватых нанесением ущерба владельцам информационно ресурса или пользователям информации.

Пользователи информации в компьютерных системах – это субъекты, обращающиеся к информационно – вычислительным системам за необходимой информацией.

 

Таким образом, существует проблема защиты информации на всех уровнях – от физических и юридических лиц до государства в целом.

Информационная безопасность - это многомерная и многогранная область действия, в которой успех может принести только систематический комплексный подход.

Проблему обеспечения информационную безопасность можно классифицировать по 3-м группам признаков:

· Задачи

· Уровни обеспечения

· Субъекты, заинтересованные в информационной безопасности.

 

Аспекты информационной безопасности:

 

 

Доступность – возможность за приемлемое время получить информационные услуги, а также предотвращение несанкционированного отказа в получении информации.

Целостность – предотвращение несанкционированной модификации или нарушения информации.

Конфиденциальность – предотвращение несанкционированного ознакомления с информацией.

На концептуально – политическом уровне принимаются документы, которые определяют основные направления государственной политики информационной безопасности, задачи и средства достижения поставленных целей. Примером такого документа является Доктрина информационной безопасности РФ.

На законодательном уровнесоздается и поддерживается комплекс мер, направленных на правовое регулирование обеспечения информационной безопасности, которая отражается в законах, указах президента, постановлениях правительства.

Правовое обеспечение защиты информации зависит от вида и характера носителей информации. Электронная форма записи резко повышает возможность дистанционного перехвата информации без видимого перемещения материальных объектов. Наличие различных источников угроз, ведение бумажного и электронного делопроизводства конфиденциального характера требуют разграничения прав, обязанностей и компетенции коммерческих и некоммерческих структур, юридических и физических лиц, а также установления мер административной и уголовной ответственности.

На нормативно – техническом уровнеразрабатываются стандарты, руководящие материалы, методические документы, регламентирующие процессы разработки, внедрения и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности (Руководящие документы Гостехкомиссии при президенте РФ 1992г.).

Важной задачей этого уровня в настоящее время является, в частности, приведение в соответствие российских стандартов с международным уровнем информационных технологий вообще и ИБ в частности.

Практический опыт показывает, что информационную безопасность предприятию может обеспечить только комплексная система защиты информации. Такая система должна включать правовые, организационные и технические методы защиты.

Организационная структура, реализующая комплекс мер безопасности на предприятии - служба безопасности базируется на правовых, методических и организационно-распорядительных документах, определяющих статус, права и обязанности этих органов защиты, порядок лицензирования их деятельности и сертификацию используемых ими технических средств защиты информации.

На уровне предприятияосуществляются конкретные меры по обеспечению информационной безопасности деловой деятельности. Для предприятия можно выделить два характерных уровня обеспечения ИБ – административный и программно-технический.

Основной мерой административного уровняявляется разработка политики и программы безопасности.

Политика безопасности –совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и связанных с ней ресурсов. Политика безопасности определяет стратегию организации в области ИБ, а также количество ресурсов, которое руководство считает целесообразным выделить. Она строится на анализе рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации.

В составе конкретных мер административного уровня можно выделить:

Управленческие меры обеспечения информационной безопасности

1) Политика безопасности

2) Программа безопасности

3) Управление рисками

4) Безопасность в жизненном цикле системы

Операционные регуляторы

1) управление персоналом;

2) физическая защита;

3) поддержание работоспособности;

4) реагирование на нарушение безопасности;

5) планирование восстановительных работ.

 

На программно-техническом уровне доступны следующие механизмы безопасности:

1) идентификация и аутентификация;

2) управление доступом;

3) протоколирование и аудит;

4) криптографические средства защиты;

5) межсетевое экранирование (брандмауэр, firewall).

 

На уровне отдельных граждан:граждане являются самым незащищенным в правовом отношении субъектом правовых отношений (нет законов о защите индивидуальной информации, номеров телефонов, почтовых рассылок (данные паспорта)).