Эстетика как философская наука (Тема 1). 3 страница

Так же как и Альберти он видит в живописи не только «передачу видимых творений природы», но и «остроумную выдумку». Вместе с тем он принципиально иначе смотрит на назначение и сущность изобразительного искусства, в первую очередь живописи. Основным вопросом его теории, разрешение которого предопределило все остальные теоретические посылки Леонардо, было определение сущности живописи как способа познания мира. «Живопись – наука и законная дочь природы» и «должна быть поставлена выше всякой другой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе».

Живопись представляется Леонардо тем универсальным методом познания действительности, который охватывает все предметы реального мира, более того, искусство живописи создает видимые образы, понятные и доступные разумению всем без исключения. В этом случае именно личность художника, обогащенного глубокими знаниями законов мироздания, и будет тем зеркалом, в котором отражается реальный мир, преломляясь сквозь призму творческой индивидуальности.

Личностно-материальная эстетика Ренессанса, весьма ярко выраженная в творчестве Леонардо, наиболее интенсивных форм достигает у Микеланджело. Обнаруживая несостоятельность эстетической возрожденческой программы, поставившей личность в центре всего мира, деятели Высокого Возрождения разными способами выражают эту потерю главной опоры в своем творчестве. Если у Леонардо изображаемые им фигуры готовы раствориться в окружающей их среде, если они как бы окутаны у него некоей легкой дымкой, то для Микеланджело характерна совершенно противоположная черта. Каждая фигура его композиций представляет собой нечто замкнутое в себе, поэтому фигуры оказываются иногда настолько не связанными друг с другом, что разрушается цельность композиции.

Увлеченный к самому концу своей жизни все более нараставшей волной экзальтированной религиозности, Микеланджело приходит к отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и прежде всего – к отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию. Он перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса – вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу. Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением.

4. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Одним из очень ярких признаков нарастающего падения Ренессанса является то художественное и теоретико-эстетическое направление, которое носит название маньеризма. Слово «манера» первоначально означало особый стиль, то есть отличающийся от заурядного, затем – условный стиль, то есть отличный от естественного. Общей чертой изобразительного искусства маньеризма было стремление освободиться от идеала искусства зрелого Возрождения.

Эта тенденция проявлялась в том, что ставились под сомнение как эстетические идеи, так и художественная практика итальянского кватроченто. Тематике искусства того периода противопоставлялось изображение измененной, преобразованной действительности. Ценились необычные, удивительные темы, мертвая природа, неорганические предметы. Ставились под сомнение культ правил и принципы пропорции.

Изменения в художественной практике вызывали модификации и изменения в акцентировании эстетических теорий. В первую очередь это касается задач искусства и его классификации. Главным вопросом становится проблема искусства, а не проблема прекрасного. Самым высоким эстетическим идеалом становится «искусственность».

Если эстетика Высокого Возрождения искала точные, научно выверенные правила, с помощью которых художник может достигнуть верной передачи природы, то теоретики маньеризма выступают против безусловной значимости всяких правил, в особенности математических.

По-иному в эстетике маньеризма истолковывается проблема взаимоотношения природы и художественного гения. Для художников XV века эта проблема решалась в пользу природы. Художник создает свои произведения, следуя за природой, выбирая и извлекая прекрасное из всего многообразия явлений. Эстетика маньеризма отдает безусловное предпочтение гению художника. Художник должен не только подражать природе, но и исправлять ее, стремиться превзойти ее.

Эстетика маньеризма, развивая одни идеи ренессансной эстетики, отрицая другие и заменяя их новыми, отражала тревожную и противоречивую ситуацию своего времени. Гармонической ясности и уравновешенности зрелого Ренессанса она противопоставила динамику, напряженность и изощренность художественной мысли и соответственно ее отражение в эстетических теориях, открывая дорогу одному из главных художественных направлений XYII века -- барокко.

Эстетика нового времени (Тема 6)

1. Рационалистические основания культуры. Невозможно провести совершенно точную границу между культурами XVI и XVII века. Уже в XVI веке в учении итальянских натурфилософов начинают складываться новые представления о мире. Но настоящий перелом в науке о вселенной совершается на рубеже XVI и XVII веков, когда Джордано Бруно, Галилео Галилей и Кеплер, развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, приходят к выводу о множественности миров, о бесконечности вселенной, в которой земля является не центром, а маленькой частицей, когда изобретение телескопа и микроскопа открыло перед человеком существование бесконечно далекого и бесконечно малого.

В XVII веке изменилось понимание человека, его места в мире, отношение между личностью и обществом. Личность человека Возрождения характеризуется абсолютным единством и цельностью, она лишена сложности и развития. Личность — эпохи Возрождения — утверждает себя в согласии с природой, которая представляет собой добрую силу. Энергия человека, а также фортуна, определяют его жизненный путь. Однако этот "идиллический" гуманизм уже не годился для новой эпохи, когда человек перестал сознавать себя центром мироздания, когда он почувствовал всю сложность и противоречия жизни, когда ему пришлось вести жестокую борьбу против феодально-католической реакции.

Личность XVII века — не самоценна, как личность Ренессанса, она всегда зависит от окружения, от природы, и от людской массы, которой она хочет себя показать, поразить ее и убедить. Эта тенденция, с одной стороны, поразить воображение массы, а с другой стороны, убедить ее является одной из основных особенностей искусства XVII века.

Искусству XVII века так же, как и искусству Возрождения, свойственен культ героя. Но это — герой, которого характеризуют не действия, а чувства, переживания. О чем свидетельствует не только искусство, но и философия XVII века. Декарт создает учение о страстях, а Спиноза рассматривает человеческие желания, "как будто это линии, плоскости и тела".

Это новое восприятие мира и человека могло получить в XVII веке двоякую направленность, в зависимости от того, как оно использовалось. В этом сложном, противоречивом, многоплановом мире природы и человеческой психики могла быть подчеркнута его хаотическая, иррациональная, динамическая и эмоциональная сторона, его иллюзорность, его чувственные качества. Такой путь вел к стилю барокко.

Но акцент мог быть поставлен и на ясных, отчетливых представлениях, прозревающих истину и порядок в этом хаосе, на мысли, борющейся с его конфликтами, на разуме, преодолевающем страсти. Такой путь вел к классицизму.

Барокко и классицизм, получив свое классическое оформление соответственно в Италии и во Франции, распространились в той или иной мере по всем странам Европы и были господствующими направлениями в художественной культуре 17-ro века.

2. Эстетические принципы барокко. Стиль барокко возникает в Италии, в стране раздробленной на мелкие государства, в стране, испытавшей контрреформацию и сильнейшую феодальную реакцию, где богатые горожане превратились в земельную аристократию, в стране, где пышным цветом расцвели теория и практика маньеризма и где вместе с тем во всей яркости сохранились богатейшие традиции художественной культуры Возрождения. У маньеризма барокко взял его субъективность, у Ренессанса — его увлечение реальной действительностью, но и то и другое в новом стилистическом преломлении. И хотя пережитки маньеризма продолжают сказываться и в первом и даже во втором десятилетии XVII века, по существу, преодоление маньеризма в Италии может считаться завершенным к 1600 году.

Одной из проблем, характерных для эстетики барокко, является проблема способности убеждения, берущая свое начало в риторике. Риторика не отличает правды от правдоподобия; в качестве средств убеждения они представляются равноценными — а отсюда следует иллюзорность, фантастичность, субъективизм искусства барокко, сочетающийся с засекречиванием техники "искусства" произведения эффекта, создающего субъективное, вводящее в заблуждение впечатление правдоподобия.

Исходя из того, что главным понятием эстетики барокко является способность убеждения, она понимается как умение убеждать зрителя с помощью специфического инструмента воздействия, каким является произведение искусства. Риторика украшает речь, придает понятиям и предметам формы более легко воспринимаемые. Риторика неразрывно связана с литературой и поэзией, которая нередко отождествляет себя с риторикой. Способность убеждения должна убедить, затронуть, удивить того, кому предназначено. Автор поэтому должен знать до мелочей того, кому предназначено его произведение, должен изучать их и руководствоваться этим знанием, создавая свои произведения.

Существуют ли какие-либо признанные и обязательные в силу своей эффективности методы убеждения зрителя, читателя, слушателя? Годятся все методы при условии, что они достигают свою основную цель, — убеждают того, кому предназначены. В этой связи отодвигается на задний план, становится несущественной проблема истинности или ложности произведения искусства. Иллюзорность становится принципом. Читателя и зрителя следует прежде всего ошеломить, удивить, а сделать это можно с помощью умелого подбора странных и необычным образом составленных картин.

Большинство теоретиков барокко были литераторами, однако в их высказываниях ясно ощущается главная тенденция эпохи барокко — к сближению различных видов искусства. Все искусства взаимосвязаны и обладают единой сущностью. Они разнятся только способами выражения.

3. Рационализм и нормативизм эстетики классицизма. Классицизм — одно из важнейших направлений искусства. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей и актеров, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли, поэзия Лафонтена, парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Классицизм начинает свое летосчисление с XVI века, господствует в XVII, властно и настойчиво заявляет о себе в XVIII и в начале XIX столетия. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Слово "классицизм" (от латинского classicus — образцовый) воплощало устойчивую ориентацию нового искусства на античный "образец". Однако верность духу античности не означала для классицистов ни простого повторения этих античных образцов, ни прямого копирования античных теорий. Классицизм был отражением эпохи абсолютной монархии и дворянско-чиновничьего строя, на котором монархия была основана. Обращение к искусству Греции и Рима, что было также характерным признаком эпохи Ренессанса, само по себе еще не может быть названо классицизмом, хотя оно уже заключало в себе многие черты этого направления.

В истории Франции абсолютная монархия играла двойственную роль. Той же двойственностью отличалась культурная политика абсолютной монархии и ее эстетическая доктрина — классицизм. Для монархических дворов было характерно стремление подчинить все художественные силы централизующей организации. Кардинал Ришелье создал официальный центр в области литературы и языка — Французскую академию. При Людовике XIV была создана Академия художеств. В этих центрах художественной культуры совершалась большая работа по созданию единого литературного языка, освобождению его от провинциальных особенностей и остатков старины, разработке правильной литературной речи, классификации жанров и так далее. Аналогичной деятельностью была занята Академия художеств, объединившая наиболее видных живописцев и теоретиков искусства. В целом вся эта деятельность имела прогрессивное значение.

Согласно кодексам искусства, от художника прежде всего требовалось "благородство замысла". Сюжет картины обязательно должен был иметь назидательную ценность. Поэтому особенно высоко ценились всякого рода аллегории, в которых более или менее условно взятые образы жизни непосредственно выражали общие идеи. Самым высоким жанром считался "исторический", куда входили античная мифология, сюжеты из знаменитых литературных произведений, из Библии и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены реальной жизни считались "малым жанром". Самым незначительным жанром был натюрморт.

В поэзии классицизм выдвигал на первый план рациональную разработку темы согласно известным правилам. Наиболее ярким примером этого является "Поэтическое искусство" Буало — трактат, изложенный в прекрасных стихах и заключающий в себе много интересных идей. Буало выдвигал требование первенства содержания в поэтическом искусстве, хотя этот принцип выражен у него в слишком односторонней форме — в форме абстрактного подчинения чувства разуму.

4. Эстетика европейского Просвещения.Эстетические теории эпохи Просвещения сформировались в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII веков и являются частью идеологии и культуры своего времени. Просветители полагали, что переустройство отжившей общественной системы должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, религиозным дурманом, средневековой схоластикой, с антигуманной феодальной моралью, с искусством и эстетикой, которые отвечали запросам верхушечных слоев феодально-абсолютистского государства.

При всей прогрессивности просветители не могли выйти за пределы своей эпохи. В происках гармонического общества просветители опирались на некоего абстрактного «гражданина», на его политическое и нравственное сознание, а вовсе не на того реального человека, который в действительности формировался при капитализме.

Просветители путем морально-политического и эстетического воспитания пытались достичь преобразования общества на принципах равенства и справедливости. Они достаточно отчетливо осознавали тот факт, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, между личными устремлениями и долгом, между личностью и обществом. Разрешить эти противоречия они надеялись в значительной степени благодаря эстетическому воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «индивида».

С точки зрения воспитания «гражданина», нового человека просветители рассматривали основные понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус (Берк, Дидро); в том же духе трактовались проблемы сущности и социальных функций искусства, художественного конфликта, характера, правды в искусстве и так далее. Лейтмотивом эстетических концепций Просвещения явилась защита искусства высокого гражданского пафоса, принципов реализма и гуманизма. О соотношении прекрасного и нравственного рассуждал Шефтсбери.

В трактовке категорий эстетики просветители исходили из принципов сенсуализма, выступающего таким направлением в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Классическая формула, характеризующая сенсуализм, принадлежит стоикам: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

5. Теоретическое оформление предмета эстетики.Зачинателем немецкой эстетики Просвещения и «крестным отцом» самостоятельного раздела философского знания явился Баумгартен. Его гносеологическая система распадалась на два раздела: эстетику и логику. Первая представляла собой теорию «низшего», чувственного познания, вторая – высшего, «интеллектуального». Для обозначения низшего знания он и избрал термин «эстетика», что одновременно трактовалось как ощущение, чувство и познание. Следовательно, если логика является наукой об интеллектуальном познании, то есть законах и формах мышления, то эстетика – наука о чувственном познании. Соответственно существуют два вида суждений: «логические» и «сенситивные» (чувственные). Первые покоятся на отчетливых представлениях, вторые – на смутных. Те, которые покоятся на ясных представлениях, он называет суждениями разума, а основывающиеся на смутных представлениях – суждениями вкуса. Суждения разума дают нам истину, суждения вкуса – прекрасное. Объективной основой суждения разума и суждения вкуса является совершенство, то есть соответствие предметов своему понятию.

6. Сущность и общественное назначение искусства в эпоху Просвещения. Сущность искусства усматривал в подражании природе немецкий просветитель Винкельман. Подражание прекрасному в природе может быть либо направлено на какой-либо единичный предмет, либо собирает воедино наблюдения над целым рядом единичных предметов. В первом случае получается похожая копия, портрет, во втором – идеальное изображение. Второй путь Винкельман считает более плодотворным. Здесь художник выступает не в роли копииста, а настоящего творца, ибо прежде, чем создавать изображение, он составляет общее понятие о красоте и затем следует ее прообразу. Идеальная красота превосходит обычные формы материи, преодолевает их ограниченность.

Эстетические идеи немецкой классической философии (Тема 7)

Немецкая классическая эстетика конца XVIII – начала XIX века – сложный и противоречивый этап в развитии мировой эстетической мысли. Он представлен Кантом, Гегелем, Шеллингом, другими мыслителями и писателями. В их творчестве, с одной стороны, были восприняты и развиты некоторые положения немецких просветителей. С другой стороны, классики немецкой эстетической мысли выявили слабые стороны эпохи Просвещения и сформулировали новые идеи. Они выработали новые методологические принципы в подходе к анализу эстетической культуры. Основным завоеванием немецкой классической эстетики явился метод идеалистической диалектики.

1. Эстетика Канта.Эстетику он рассматривал как завершающую часть философской системы, поднимая ее тем самым на уровень чисто философской науки. Основным кантовским трудом по эстетике является «Критика способности суждения». Центральная категория эстетики Канта – целесообразность. Это понятие он использует при рассмотрении основных эстетических категорий. Из них на первое место он ставит прекрасное, на второе – возвышенное, далее идут философско-эстетические категории искусства и художественного творчества.

Прекрасное есть то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. Тем самым Кант отрывал эстетическое от науки, морали, от практических потребностей человека. Он изолировал сферу эстетического от всех других видов общественной деятельности человека.

Как и прекрасное, возвышенное тоже нравится, приносит удовольствие само по себе. Но в прекрасном удовольствие связано с представлением качества, а возвышенном – количества. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их сильному проявлению.

Для восприятия красоты достаточно иметь вкус, то есть способность представлять предмет применительно к удовольствию или неудовольствию. Для воспроизведения же прекрасного требуется еще и другая способность, а именно гений.

Выявляя природу гения, Кант обращается к анализу характерных особенностей искусства. Искусство отличается от природы тем, что является результатом человеческой активности. Отличается оно также и от теоретической деятельности и от ремесла. Искусство действует закономерно без закона, намеренно без намерения. Закон, по которому творит гений, не правило рассудка, он является естественной необходимостью внутреннего характера. Природа художника дает закон, прирожденная способность духа – гений – предписывает искусству правило. Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через гения. Гения – это способность давать правила. Он представляет собой абсолютно творческое начало, он оригинален. Гений встречается лишь в искусстве.

2. Место эстетики в системе абсолютного идеализма Гегеля. Значение и прогрессивный характер его эстетической концепции заключается не только в глубоком теоретическом анализе мирового искусства, в широких философских обобщениях практики от древности до начала XIX века, но и в новом подходе к изучению этой художественной практики. Искусство и вся обширная область эстетического впервые были им представлены в виде диалектического процесса.

Искусство берет свое начало в абсолютной идее. Искусство есть одна из форм самораскрытия абсолютного духа. Определенный тип искусства связан с определенным образом жизни народа, с государственным устройством и формой правления, с нравственностью, с общественной жизнью, с наукой и религией.

Гегель выделяет три вида отношений между идеей и формообразованием. На начальной стадии идея выступает в абстрактной и односторонней форме. Это символическая форма искусства. Исторически под ней подразумевается искусство народов Древнего Востока. Это искусство отличается загадочностью, возвышенностью, аллегоризмом и символизмом. Неразвившееся абстрактное содержание здесь не нашло еще адекватной формы.

Символическая форма искусства сменяется классической. Здесь речь идет об античном искусстве классического периода. Для воплощения содержания, идеи находится адекватный образ, соразмерный свободной индивидуальной духовности. В этой форме идея, или содержание, достигает надлежащей конкретности.

За классическим искусством идет романтическое. Здесь вновь снимается завершенное единство идеи и ее внешнего облика и происходит возвращение, хотя и на более высоком уровне, к различению этих двух сторон, характерных для символического искусства. Содержание романтического искусства достигает такого духовного развития, когда мир души как бы торжествует победу над внешним миром и уже не может находить в силу своего духовного богатства соразмерного чувственного воплощения. На этой ступени происходит освобождение духа от чувственной оболочки и переход в новые формы самопознания – религию, а затем философию. Романтическая форма искусства – эта та его ступень развития, где начинается распад. Это вообще конец искусства, с точки зрения Гегеля.

Действительностью искусства, осуществлением его для Гегеля выступал идеал. В этой связи он подверг критике принцип подражания природе. Воплощение идеала – не есть отход от действительности, а, напротив, ее глубокое, обобщенное, осмысленное изображение, поскольку сам идеал мыслится как коренящийся в действительности. Жизненность идеала как раз покоится на том, что основной духовный смысл, который должен выявиться в изображении, целиком проникает во все частные стороны внешнего явления. Изображение существенного, характерного, воплощение духовного смысла, передача важнейших тенденций действительности и есть раскрытие идеала. В такой трактовке идеал совпадает с понятием истины в искусстве, художественной правды.

3. Эстетика Шеллинга.Рассматривал искусство с точки зрения «самосозерцания духа». Это самосозерцание духа возможно лишь в созерцании произведений искусства. Произведение искусства является продуктом творческой гениальности. Творческая деятельность свободна и в то же время подчинена принуждению, она сознательна и бессознательна, преднамеренна и импульсивна. Художники творят «безотчетно», удовлетворяя «лишь неотступную потребность своей природы».

Поскольку художник творит, побуждаемый одной своей природой, то художественное произведение содержит всегда больше, чем то, что он намеревался высказать. В таком случае сам продукт художественного творчества приобретает характер «чуда». Из этой особенности творческого гения Шеллинг выводил отличительную особенность произведения искусства: «бесконечность бессознательности». Красота есть выраженная в конечном бесконечность.

Красота есть основная особенность искусства. Красота в искусстве выше природной. Произведение искусства отлично от «произведения ремесла». Первое – продукт «абсолютно свободного творчества», а второе преследует ту или иную внешнюю цель. Искусство является прообразом науки. Общий процесс движения искусства идет от «пластичности» к «живописности». Искусство постепенно освобождается от телесного.

Шеллинг выводил искусство из абсолюта и с этим связывал проблему мифологии. Мифология выступает основной «материей» искусства. Миф есть специфическая, безотносительная к каким-либо историческим границам форма мышления. Во все времена искусство немыслимо без мифологии. Если она отсутствует, художник сам создает ее.

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Западноевропейской эстетики XIX века (Тема 8)

Если самым значительным явлением европейской философской мысли первой трети XIX века была немецкая классическая философия, итогом которой, вобравшим в себя все основные эстетические проблемы и идеи, может быть названа эстетика Гегеля, то дальнейшая судьба эстетической мысли связана с распадом гегелевской системы. При разложении гегельянства возникают марксизм, позитивизм, неогегельянство, различные иррационалистические, а значит критические и оппозиционные к Гегелю направления. Судьба эстетической мысли во многом определяется теперь тем, какие выводы делаются из гегелевской системы, принимается ли философский метод Гегеля или же он отвергается полностью.

1. Эстетическая теория Шопенгауэра.По мнению мыслителя, все наличное в мире выступает как многообразие воплощений воли. Субъект стремится преодолеть зависимость от воли, стремиться освободиться от служения ей. Освобождение от волевой зависимости не только открывает человеку путь к познанию сущностей, но и избавляет его от страдания. Возвышение над волей возможно путем погружения в самое себя, путем созерцания идей. Достигается подобное состояние двояким образом: добровольным отказом от воли к жизни или через искусство.

В своей эстетике Шопенгауэр вводит «табель о рангах» всех видов искусства. При этом он исходит из их сопричастности к раскрытию воли. Чем в большей степени тот или иной вид искусства способен раскрыть «правду жизни», тем значительнее вес этого вида искусства.

На долю изобразительных искусств, поэзии, драматургии выпадает роль изображения или представления идей. Но эти идеи есть лишь объективация воли, но вовсе не она сама. Каждый из вышеназванных видов искусства дает воспроизводство своими средствами выражения какой-либо идеи мира, какой-либо степени объективации воли. Так архитектура дает уяснение самой низкой ступени, где воля выражается как идея глухого и бессознательного стремления массы, а трагедия уже способна раскрыть «раздор воли с самой собой».

Особняком стоит в эстетике Шопенгауэра музыка. Вся совокупность искусств, кроме музыки, призвана способствовать познанию иде5й адекватной объективации воли. Иная цель и иной объект у музыки. Она выражает квинтэссенцию жизни, самое волю. Мир можно рассматривать как воплощенную музыку и как воплощенную волю.

2. Дионисийское и аполлоновское начала как универсалии художественного сознания.Важнейшие понятия философия Шопенгауэра – «волю» и «представление» – в качестве «дионисийского» и «аполлоновского» начал человеческой культуры осмысли Ницше. «Дионисийское» искусство призвано давать «метафизическое утешение» людям, познавшим изначальный трагизм жизнеобразующего начала, позволяя избыть в вакхическом опьянении болезненное чувство их разобщенности и одиночества. Задача же «аполлоновского» искусства, эстетизирующего иллюзорное многообразие мира, -- помочь людям, пробудившимся от вакхического опьянения, преодолеть отвращение к этому миру, возродить их волю к деятельности и борьбе за ее хрупкие дары и скоропреходящие радости.

Ницше выдвинул идею «сверхчеловека», в которой нашла свое логическое завершение его элитарная концепция, имевшая эстетические истоки. Первоначально права элиты на привилегированное существование обосновывались Ницше ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Впоследствии же к элите причисляются «жизнелюбы» -- представители господствующей касты, которые в силу родного этого положительно относятся к жизни. В конце концов Ницше приходит к выводу, что истинно художественный вкус – это вкус к жизни, взятой в любых ее проявлениях – как высоких, так и низменных, а порождает его принадлежность к касте господ, обеспечивающая людям житейские удобства и физиологическое здоровье.

3. Эстетическая проблематика в творчестве Кьеркегора. Этот философ и писатель явился создателем исторически первого типа экзистенциального философствования. С его именем связан переход эстетики на позиции иррационализма.