Торговля и коммерция как элементы рынка

Реализация товаров в рыночной экономике производится в сфере торговли (лат.commercium). Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Существу­ющие формы торговли можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи между агентами рынка. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Произво­дитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает мно­гозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекуп­щиков товара.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:

бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другие;

• продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;

• реализация продукции по безналичному расчету (оплата произ­водится по перечислению: по поручению покупателя банк сни­мает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;

• продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, вы­купая ее путем перечисления денег продавцу);

• реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обыч­но внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к вы­годе потребителей и продавцов;

• предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли:

оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количе­ствах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмар­ках и через товарные биржи; '

розничная торговля означает реализацию преимущественно по­требительских благ в небольших количествах. Таким образом от­дельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торго­вых палатках на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупа­телями (потребителями). В экономике зарубежных стран выделяют аук­ционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) - это распространенная форма торговли, когда покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенны­ми технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о раз­мещении заказов через торги, и другие участники.

Коммерческая деятельность, кроме торговли, включает в себя так­же другие виды деятельности, приносящие доход: производственный бизнес (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.), непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертная деятельность), бизнес в сфере услуг.

Особенностями коммерческого расчета как метода ведения хо­зяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую вы­ручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для по­крытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными прин­ципами коммерческого расчета являются предпринимательская само­стоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.