Вопрос 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

В настоящее время стало вполне ясно, что будущее однознач­но за распределенными технологиями обработки информации и за их раздельной централизованной и децентрализованной конечным пользователем ИС, но он может их также создавать, развивать и целенаправленно, эффективно использовать на сво­ем рабочем месте. Эти важные свойства каждого работника предприятия явля­ются его ресурсом в области создания, развития, использования и эксплуатации ИС и составляют часть кадрового ресурса пред­приятия.

Предприятию, во-первых, необходимо приложить уси­лия и затратить средства для приобретения работником началь­ных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность); во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятельности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента.

Поскольку спрос на квалифицированных работников со зна­нием экономической информатики в нашей стране еще в течение ряда лет вполне очевидно будет превышать предложение, необ­ходимо в рамках стратегического менеджмента создавать пред­посылки для формирования на предприятии обстановки привле­кательности роста квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост; следует учитывать и ис­пользовать также возможные переходы (переводы) работника из одного подразделения в другое.

Стратегическое требование сохранения и развития квали­фикационного потенциала у каждого из сотрудников предпри­ятия должно преобразоваться в форму соответствующих про­грамм обучения персонала. При этом естественно ориентиро­ваться на планируемые предприятием инновационные проек­ты и использовать программы обучения персонала для их освоения. Наряду с программами повышения квалификации общего характера, которые работники могут посещать добро­вольно, требуются также специальные программы планового обучения для освоения определенных ИТ и применения мето­дов обработки информации в прикладных областях, для конк­ретного применения ИС, предназначенных для определенных групп работников в обязательном порядке. В рамках такого «менеджмента развития» могут применяться также системы оценки, в которых обучение дополняется контролем в той или иной форме.

Еще раз следует подчеркнуть, что все планируемые мероприя­тия по обучению предназначены не только для работников под разделении обработки информации, а вообще для всех работай ков предприятия; поэтому они должны быть включены в «менеджмент развития» всего предприятия.