Эксперимент

Наблюдение

Теория

5) Он говорил так: <<Один опыт я ставлю выше, чем 1000 мнений, подтверждённых только воображением.>> Отсюда и практические предложения. Он развивал такие идеи – мы бы сказали – историзмы. Он говорил о том что:<< Напрасно многие думают ( это было то время, когда эволюционных идей ещё не было), что всё, как мы видим сначала Творцом создано, будто не только горы, долы и воды, но и разного рода минералы произошли со всем светом и поэтому не надо исследовать причины для чего они, внутренними свойствами и положением разнятся. Вот такие положения весьма вредны – говорил Ломоносов – приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара Земного. >>

6) Значит, историзм для того времени был новой идеей. Конечно, он был учёный просветитель. Считал, что знания нужны для того, чтобы их распространять и канонизировать среди тех, кто сам его не добывает. Считал важной задачей бороться за доступ к науке просто человека. В письмах, отчётах и рапортах сохранилось, как он борется за какого-то там Лепёхина, чтобы ему стипендию повысили. Потому что ему надо питаться, чтобы идеи развивать, потому что он понимал что, он сам прошёл через то, когда жил на воде и хлебе и поэтому хлопотал за тех, у кого не было дополнительных источников.

7) Ломоносов был художником. Он занимался производством цветных стёкол и из них сделал мозаики. Они сейчас хранятся в Петербурге. В музеях это можно увидеть. Одна из мозаик – портрет Петра Первого. Он занимался цветными стёклами. Производством цветного стекла. У него есть замечательная Ода стеклу, обращённая к Шувалову, где он говорит, что Напрасно думают, что золото или какие-то минералы представляют ценность, стекло обычное – вот, что ценно: и смотрим мы через стекло в окне, и очки у нас из стекла, и лекарства в стеклянной посуде. Он очень любил стекло. Он много им занимался. И вот в связи с этим, он много размышлял об ощущениях, внёс некоторые идеи о механизме ощущений, о процессе ощущений. Психологически, он считал, что разные ощущения взаимодействуют друг с другом, например, вкус и цвет, мы видим зелёное яблоко и на вкус ощущаем кислоту, мы уже не можем отделаться от этой связи. Он говорил о том, что есть связь между цветом и музыкой. Впоследствии, Скрябин разработал идеи цветовой музыки. Ломоносов разработал теорию света и теорию о механизме световых ощущений. Он задолго до учёных (английского физика Томаса Юнга и немцкого физиолога, математика и психолога Гельмгольца)разработал идеи механизмов цветового зрения.

8) Он очень много думал и написал Учение о страстях, которое вот почему его интересовало – он создатель риторики, а риторика – ораторское искусство, то есть искусство овладения разговором с аудиторией, искусство удержания внимания. Он знает, что оратор знает больше, чем публика, к которой он обращается, но чтобы удержать внимание он должен воздействовать на чувства человека, стараться завлечь его, а для этого нужно знать механизмы завлечения – механизмы страстей. Он очень много писал о страстях, о разных страстях. Страсти – это чувства. Мы сейчас не говорим психология о страстях, но об эмоциях, об аффектах. Уже страсти ушли из нашей жизни. Теперь мы живём в другом накале. Он указывал на разные функции страстей, в том числе на тот вред, которые они нам иногда приносят и разработал учение об утолении страстей, то есть о том, как победить нежелательную страсть, если такая проблема возникла.

9) Он много также думал, учил о профессиональных качествах, которые необходимы в тех или иных профессиях. Значит, мало ли что Вы хотите стать учёным – атомщиком. У Вас данные есть для этого? Говорят, что нужно, прежде чем заняться чем-то, проверить качество этого человека. Он говорил: <<Если речь идёт об участнике длительных экспедиций – там какие-то специфические требования. Какие он считал требования нужны для этого человека? Успехов ожидать можно – пишет Ломоносов от людей

-бывалых,знающих мореплавание,

-терпеливых

-в своём предприятии непоколебимых.>>

В число профессиональных качеств он вносит личностные. Таким образом, профессия – это ещё и личностные качества(личность).