Относительно его научной деятельности

Его гражданственность.

Он так говорил: << Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями российскими бороться, как я борюсь уже 20 лет. Стоял за них смолоду и на старости – не покину.>>

Исключительный, какой это был учёный–гражданин, который не для личного благополучия всё это делал, а во имя общего большого дела.

Ещё одна личностная черта.

Вот Христиан Вольф был его учителем. Философию Вольфа – Ломоносов считал – можно раскритиковать за 2 минуты. Но он говорил: << Я не могу это сделать, пока жив Христиан Вольф. Я не могу омрачить его жизнь неприятными переживаниями.>>Вот это тоже очень важно. Для него хватило чести и на то, что он сделал. А повергнуть в прах своего учителя он считал недостойным – другие делают иначе.

Основой всей научной деятельности Ломоносова было его научное мировоззрение. Почему он в разных науках выступил с одинаковой успешностью?А потому, что у него было единство в его взглядах на то, что такое наука, какой она должна быть.

Вот особенности его мировоззрения:

1) Самое главное. Его преданность науке, отношение его к науке. Почему наукам он отдавал первое место?Он говорит: <<Науки подают ясные о вещах понятия и открывают потаённых действий и свойств причины.>>

2) Ломоносов действовал тогда, когда в ходу ходили объяснения с помощью следующих понятий – флогистона, различных жидкостей, флюидов, которые существуют для того, чтобы объяснить горение, электричество, явление магнетизма. Он считал, что наука должна дать понятные <<потаённых действий и свойств причины>>. Цель науки – расширение света истины. Служение этой цели – долг учёного.Он говорил:<< Не превращайте свой труд в орудие для заработка средств к жизни!>> <<Правильное разыскание истины поставьте своей целью>> – это он писал в небольшом трактате <<Рассуждения об обязанностях журналиста >> Первое высокое значение науки и её роли в жизни.

3) Теперь, он считал, что исследования природы у него (в опыте его) сочетаются с эстетическим любованием природой. Ломоносов был замечательным поэтом. Писал оды разного содержания – торжественные, на какие-то события и, в том числе, он описывал некоторые явления природы. Он восхищался природой. Например,

1)<<Ода утренние размышления и Божием величестве>>. Он любуется природой.

2) <<Вечерние размышления при случае Великого Северного сияния>>. То есть, для него научные размышления и эстетические любования, восхищения были неразрывно связаны. Он умел это соединять.

4) Теперь, работа с природой и изучение природы сочетались у него с религиозными размышлениями. Ломоносов был глубоко верующим человеком, считал, что всё, что есть, создано Творцом, нет ничего случайного. Как он говорил: <<Промысел высшего господствует во всём.>> То, что нам кажется случайным, есть на самом деле результат промысла Божьего, и никакой случайности нет. Например, про действия Петра <<Всё то Бог Петру судил.>> То есть, он признавал, эту высшую силу, почитал её, но считал, что после создания мира его изучение это дело науки. Замечательные слова ему принадлежат: <<Неверно рассуждает математик, если он хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии и химии >>. У него не было вражды между тем, что даёт религиозное знание (религиозная вера) и тем, что открывает научное знание. Присутствовало согласие между ними. В природе он поддерживал корпускулярное строение материи. Он считал, что всё состоит из мельчайших частиц – корпускул, из которых состоят все тела. Корпускулы находятся в постоянном движении, а движение различной формы (интенсивности) объясняет все процессы типо горения. Движение корпускул подчинено механике. Ньютона он почитал. Считал в науке, как Богом. Он выступил с идеей законов сохранения вещества и энергии. Это было в середине 18 века (1748-1750 году). Он сформулировал закон сохранения вещества Нигде ничего не возникает вновь – только переходит из одной формы в другую. Он считал, в науке господствуют: