Профилактика наркозависимости.

→ разработка и создание специфических средств воздействия на предотвращение употребления и незаконный оборот наркотиков.

- Юридический аспект → вещества, которые запрещены законом.

- Медицинский аспект → изменение сознания.

- Социальный аспект → вызывает зависимость => опасно.

Два списка запрещенных веществ:

→ То, что запрещено для изготовления, употребления и распространения.

→ То, что разрешено в медицинских целях.

Наркоманы становятся обузой для общества.

≈ 70% молодых людей до 30 лет имели опыт употребления наркотических вещест.

→ доступность

→ скрытая тема

Статьи:

228 п.1 → хранение, изготовление, распространение (до 3-х лет)

228 п.2 → распределение в особо крупных масштабах (4-8 лет)

→ за пропаганду (склонение других лиц к употреблению…)

! Проблема в том, что это очень хороший бизнес.

→ Социальный уровень (снижение негативных последствий0

→ Медицинский уровень (реабилитайия тех людей, которые хотят избавиться от зависимости).

→ Психологический уровень (работа с внутренними механизмами вызывающими зависимость)

Наркотические вещества:

  1. Стимуляторы (все производные амфитаминов, кокаин, марихуана).
  2. Сидативные (опиаты, транквилизаторы, морфин, кодеин, методонт, алкоголь).
  3. Качественно меняющие НС (марихуана, галлюциногенные вещества, экстези).

Профилактика – наглядная информация → коррекция.

Влияние на мозг => риск психических заболеваний.

Признаки зависимости:

1) Устойчивое стремление и желание изменять свое психофизиологическое состояние.

2) Зависимость формируется последовательно. На разных этапах разная мотивация употребления:

1. Этап первой пробы (не выделяться из компании; проверить информацию; расслабиться; научный эксперимент; назло; лекарство; поднять настроение; получить настроение…) → большинство людей не возвращаются, но риск увеличивается.

2. Человек удовлетворяет свою цель, но негативные последствия ещё не поступают

→ человек осознанно принимает решение пробовать снова и снова («закон эффекта» – испытав определенные эмоции, в схожей ситуации есть вероятность испытать те же эмоции)

→ человек начинает аргументировать свой выбор, почему он употребляет

→ первое ощущение никогда не повторится => повышение дозы

3. Начало дезадаптации, физическое привыкание → человек делает все, чтобы получить наркотик, пренебрежение 9прогулы, ссоры с близкими, вероятность попасть в милицию).

4. Сформированная зависимость – окружают только наркоманы, все крутится вокруг наркотика → при отмене – сильные физиологически реакции.

3) Цикличность: эмоциональное напряжение → поиск объекта → нахождение → употребление → ощущения, ради которых употреблялось → расслабление (либо побочные эффекты) → реммисия (когда человек не хочет употреблять) => и всё сначала.

4) Человек не признает, что он зависим.

5) Личностные особенности – дефекты личности (снижение критичности, активное развитие защитных механизмов, вся активность на поиск наркотиков).

Личностные особенности, ведущие к формированию зависимости.

· Неспособность принимать решения без совета других людей.

· Готовность позволять принимать важные решения другому человеку.

· Готовность соглашаться с другими людьми из страха быть отвергнутым, даже если он понимает, что партнер не прав.

· Трудности при начале какого-то дела самостоятельно

· Страх быть отвергнутым (причем постоянный)

· Человек может соглашаться делать унизительную работу, чтобы добиться любви и поддержки окружающих.

· Непереносимость одиночества и готовность сделать всё, чтобы не остаться одному.

· Острая чувствительность к критике, ранимость.

Наркогенный отец:

- Авторитарность

- Завышенные требования к себе и другим

- Эмоциональная холодность, вплоть до жестокости

- Мало времени проводит с ребенком.

≈ 16 лет – первая проба наркотиков.

На что можно повлиять:

→ дать возможность реализовать цели, без употребления психоактивных веществ

→ работа МВД по ликвидации оборота наркотиков; не говорить – говорить нужно адекватную информацию + последствия.

Общие критерии превентивных программ:

  1. Создание социальных структур, которые создают занятость.
  2. Формирование педагогической среды → семинары, тренинги.
  3. Медицинская и социальная реабилитация несовершеннолетних.