Профилактика наркозависимости.
→ разработка и создание специфических средств воздействия на предотвращение употребления и незаконный оборот наркотиков.
- Юридический аспект → вещества, которые запрещены законом.
- Медицинский аспект → изменение сознания.
- Социальный аспект → вызывает зависимость => опасно.
Два списка запрещенных веществ:
→ То, что запрещено для изготовления, употребления и распространения.
→ То, что разрешено в медицинских целях.
Наркоманы становятся обузой для общества.
≈ 70% молодых людей до 30 лет имели опыт употребления наркотических вещест.
→ доступность
→ скрытая тема
Статьи:
228 п.1 → хранение, изготовление, распространение (до 3-х лет)
228 п.2 → распределение в особо крупных масштабах (4-8 лет)
→ за пропаганду (склонение других лиц к употреблению…)
! Проблема в том, что это очень хороший бизнес.
→ Социальный уровень (снижение негативных последствий0
→ Медицинский уровень (реабилитайия тех людей, которые хотят избавиться от зависимости).
→ Психологический уровень (работа с внутренними механизмами вызывающими зависимость)
Наркотические вещества:
- Стимуляторы (все производные амфитаминов, кокаин, марихуана).
- Сидативные (опиаты, транквилизаторы, морфин, кодеин, методонт, алкоголь).
- Качественно меняющие НС (марихуана, галлюциногенные вещества, экстези).
Профилактика – наглядная информация → коррекция.
Влияние на мозг => риск психических заболеваний.
Признаки зависимости:
1) Устойчивое стремление и желание изменять свое психофизиологическое состояние.
2) Зависимость формируется последовательно. На разных этапах разная мотивация употребления:
1. Этап первой пробы (не выделяться из компании; проверить информацию; расслабиться; научный эксперимент; назло; лекарство; поднять настроение; получить настроение…) → большинство людей не возвращаются, но риск увеличивается.
2. Человек удовлетворяет свою цель, но негативные последствия ещё не поступают
→ человек осознанно принимает решение пробовать снова и снова («закон эффекта» – испытав определенные эмоции, в схожей ситуации есть вероятность испытать те же эмоции)
→ человек начинает аргументировать свой выбор, почему он употребляет
→ первое ощущение никогда не повторится => повышение дозы
3. Начало дезадаптации, физическое привыкание → человек делает все, чтобы получить наркотик, пренебрежение 9прогулы, ссоры с близкими, вероятность попасть в милицию).
4. Сформированная зависимость – окружают только наркоманы, все крутится вокруг наркотика → при отмене – сильные физиологически реакции.
3) Цикличность: эмоциональное напряжение → поиск объекта → нахождение → употребление → ощущения, ради которых употреблялось → расслабление (либо побочные эффекты) → реммисия (когда человек не хочет употреблять) => и всё сначала.
4) Человек не признает, что он зависим.
5) Личностные особенности – дефекты личности (снижение критичности, активное развитие защитных механизмов, вся активность на поиск наркотиков).
Личностные особенности, ведущие к формированию зависимости.
· Неспособность принимать решения без совета других людей.
· Готовность позволять принимать важные решения другому человеку.
· Готовность соглашаться с другими людьми из страха быть отвергнутым, даже если он понимает, что партнер не прав.
· Трудности при начале какого-то дела самостоятельно
· Страх быть отвергнутым (причем постоянный)
· Человек может соглашаться делать унизительную работу, чтобы добиться любви и поддержки окружающих.
· Непереносимость одиночества и готовность сделать всё, чтобы не остаться одному.
· Острая чувствительность к критике, ранимость.
Наркогенный отец:
- Авторитарность
- Завышенные требования к себе и другим
- Эмоциональная холодность, вплоть до жестокости
- Мало времени проводит с ребенком.
≈ 16 лет – первая проба наркотиков.
На что можно повлиять:
→ дать возможность реализовать цели, без употребления психоактивных веществ
→ работа МВД по ликвидации оборота наркотиков; не говорить – говорить нужно адекватную информацию + последствия.
Общие критерии превентивных программ:
- Создание социальных структур, которые создают занятость.
- Формирование педагогической среды → семинары, тренинги.
- Медицинская и социальная реабилитация несовершеннолетних.