Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.

 

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченность государственных средств, выделяемых на соответствующие цели, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения.

Поданным переписи населения 2002 года образовательный уровень населения в России вырос по сравнению с 1989 годом. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 году- 806). Их численность составила 109,4 млн.чел. и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним специальным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 чел. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Таким образом, к началу 3 тысячелетия Россия подошла в числе наиболее образованных стран.

В то же время произошли глубокие принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех сторон – от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. К концу 1980-годов система образования находилась в глубоком кризисе. Причина заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и главное в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества. Деформированная отраслевая структура учебных заведений с резким превалированием тех, где готовились специалисты для промышленности и просвещения, еще более усугублялась структурой набора и, соответственно, выпуска специалистов. Возникла сложная задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с новыми требованиями современного рынка труда. В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг – социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования.

Становление рыночных отношений в образовании ознаменовалось:

1. изменением структуры и содержания подготовки специалистов, переходу к хозяйственной автономии государственных образовательных учреждений

2. становлении негосударственного сектора.