Анализ показателей развития ЖКХ за годы реформ.

Цель и задачи реформирования ЖКХ в России.

 

Жилищная реформа 90-х годов практически начала осуществляться в соответствии с принятыми законами РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» 1991 г. и « Об основах федеральной жилищной политики» 1992 г., призванными реализовать государственную целевую программу «Жилье». В этих документах отражена новая концептуальная линия в жилищной политике, призванная обеспечить перевод жилищной сферы на рыночные методы и условия функционирования. В частности, предусматривалось ре-шить такие первостепенные задачи: 1) осуществление быстрого преобра-зования государственной собственности как доминирующей в муниципаль-ную и частную; 2) создание рынка жилья; 3) внедрение конкуренции в жи-лищной сфере; 4) передача прав по управлению недвижимостью реальным владельцам и собственникам; 5) создание надлежащей правовой базы, обес-печивающей права собственников и владельцев жилья, включая земельные участки, на которых расположены строения; 6) создание условий для полнокровного финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства жилья за счет платежей населения, бюджетных средств, кредитов банков, других внебюджетных средств; 7) демонополизация управления ЖКХ; 8) внедрение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан и семей по содержанию и платежам за услуги ЖКХ.

 

 

За годы экономических преобразований 90-х годов произошел раздел собственности по уровням владения и соответственно ответственности, в результате которого жилье и объекты коммунального назначения стали принадлежностью муниципалитетов. Это существенно изменило положение дел в управлении и механизме финансирования ЖКХ.

За 10 лет с 1991 по 2000 г. доля государственного сектора в жилом фонде уменьшилась с 65 до 2%, и этот процесс продолжается, пока будет осуществляться передача объектов социальной сферы от предприятий и организаций в ведение местного уровня управления. Возрастет для частного сектора. Частное жилье на 01.01.2000. превышало 72% от общего фонда. Практически заканчивается передача в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных предприятий. Они располагали уже в 1998 году только 13% объектов коммунального хозяйства и 9% жилого фонда.

Табл. 14.1 Распределение предприятий ЖКХ по формам собственности, %.

Отрасль ЖКХ (количество предприятий) собственность
смешан-ная частная муници- пальная государственная
41,7 2,5 42,4 13,4
Коммунальное снабжение и водоотведение (3318) 55,1 2,6 35.0 7,3
Дорожное хозяйство и благоустройство (2209) 18,7 5,8 16,4 10,1
Эксплуатация жилищного фонда (30083) 25,1 63.0 7.3 4,6

 

Из произведенных в ЖКХ секторе работ наибольшее количество услуг оказано предприятиями смешанной и частной форм собственности. Их преимущество стало проявляться не только в улучшении качества работ и услуг, но и в снижении затрат на единицу продукта.

Однако эта сфера по-прежнему требует отвлечения больших финансовых средств из бюджета. Чрезмерно большие расходы на дотирование ЖКХ являются одной из главных причин бюджетного кризиса. Сохраняются существенные различия в размерах платежей населения и предприятий за оказываемые услуги. Это ставит население в неравное положение, вызывает дополнительные расходы у предприятий и ухудшает их финансовое состояние. Неправомерно высоки административно-управленческие расходы предприятий, оказывающих услуги населению. Они зачастую превышают 50 и более процентов в общей смете затрат. Несмотря на это, работа данного сектора остается неэффективной, не изменились исходные основы формирования издержек ЖКХ. Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-. водо-, электро -, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится до 70% всех платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных монополий.

 

Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора.