Сильные и слабые стороны стилей

Континуум стилей лидерства Р.Лайкерта

Человеке

Сосредоточение на работе Сосредоточение на

 
 


 

 

 

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
  Эксплуататор-ско- авторитарная     Благосклонно-авторитарная   Консульта-тивно-демократи-ческая     Основанная на участии

 

Рис. 44. Сравнительная характеристика поведенческих теорий лидерства

 

 

Таблица 35

  Сильные черты Слабые черты
Авторитарный Срочность, порядок, возможность предсказания результата Сдерживание индивидуальной инициативы
Демократический Усиление личной ответственности через участие в управлении Принятие решений требует много времени
Либеральный Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера Без сильного руководства группа теряет скорость, ответственность и цель

 

2.Теория «Х» «Y» Д. МакГрегора

Теория «Х» Дугласа МакГрегора утверждает, что автократ авторитарен, навязывает свою волю исполнителям и удовлетворяет потребности низкого уровня (рис. 44).

Согласно теории «Х»:

1. Люди изначально не любят трудиться и по возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Исходя из этого, автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, не дает свободу в принятии решений, чтобы обеспечить выполнение заданий, оказывает психологическое давление, как правило, угрожает. Благосклонный автократизбегает негативное принуждение и использует вознаграждение, он проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных, но все же оставляет за собой фактическую власть принимать решения.

Представления демократичного руководителя он назвал теорией «Y», они строятся на следующих позициях:

1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только принимают ответственность, но и будут к ней стремиться.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.


4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Согласно этим утверждениям демократичный руководитель апеллирует к потребностям более высокого уровня: принадлежности, самовыражения. При демократичном руководстве высока степень децентрализации полномочий. Подчиненные активно принимают участие в принятии решений, руководитель контролирует и оценивает лишь результат, дает свободу в выборе способов выполнения задания, создает атмосферу открытости и доверия, организует двустороннее общение.