Теория ожидания Виктора Врума
Процессуальные теории мотивации
Соотношение содержательных теорий мотивации.
Теория Маслоу | Теория Герцберга | Теория МакКлелланда |
Самовыражение | ||
Уважение | ||
Причастность | ||
Безопасность | ||
Физиологические |
Общая концепция теорий строится на следующих положениях: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет действия, приводящие к результату, который должен быть оценен и поощрен вознаграждением.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию как процесс управления выбором.В. Врум утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Успешный менеджер должен показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к достижению их личных целей. Он считал, что подчиненные работают наиболее продуктивно, когда уверены, что оправдают их ожидания в трех областях (рис. 32):
1. Ожидания в отношении затрат труда и результатов З – Р.Человек должен знать, что затраченные усилия вызовут определенные результаты, если этой связи нет, то мотивация ослабевает.
2.Ожидания в отношении результатов и вознаграждения Р – В.Человек должен быть уверен в том, что определенный достигнутый результат будет соответственно вознагражден повышением заработной платы, премией, льготой и т.д.
3.Ценность вознаграждения – валентность,т.е. мера ценности и приоритетности вознаграждения для работника (оценка от –1.0 до 1.0)
Ожидание того, Ожидание того, что Ожидаемая
что усилия результаты повлекут ценность
дадут желаемые * за собой ожидаемое * вознаграж- = Мотивация
результаты вознаграждение дения
З – Р Р - В Вал
Рис. 32. Теория ожидания В.Врума
Теория ожидания трудна в применении, т.к. требует измерения показателей, но она предлагает некоторые практические советы для менеджеров:
- Зная, какие стимулы эффективны для каждого из подчиненных, каковы их потребности и ценности вознаграждения, можно усилить мотивационный процесс.
- Менеджеры должны соотносить вознаграждения с потребностями сотрудников, с эффективностью и результативностью работы.
- Менеджерам необходимо формировать высокий, но реалистичный и достижимый уровень результатов, т.к. в соответствии с ними работник формирует свои ожидания.