Теория ожидания Виктора Врума

Процессуальные теории мотивации

Соотношение содержательных теорий мотивации.

Теория Маслоу Теория Герцберга Теория МакКлелланда
Самовыражение      
Уважение    
Причастность      
Безопасность    
Физиологические    

 

Общая концепция теорий строится на следующих положениях: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет действия, приводящие к результату, который должен быть оценен и поощрен вознаграждением.

Процессуальные теории рассматривают мотивацию как процесс управления выбором.В. Врум утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Успешный менеджер должен показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к достижению их личных целей. Он считал, что подчиненные работают наиболее продуктивно, когда уверены, что оправдают их ожидания в трех областях (рис. 32):

1. Ожидания в отношении затрат труда и результатов З – Р.Человек должен знать, что затраченные усилия вызовут определенные результаты, если этой связи нет, то мотивация ослабевает.

2.Ожидания в отношении результатов и вознаграждения Р – В.Человек должен быть уверен в том, что определенный достигнутый результат будет соответственно вознагражден повышением заработной платы, премией, льготой и т.д.

3.Ценность вознаграждения – валентность,т.е. мера ценности и приоритетности вознаграждения для работника (оценка от –1.0 до 1.0)

 

Ожидание того, Ожидание того, что Ожидаемая

что усилия результаты повлекут ценность

дадут желаемые * за собой ожидаемое * вознаграж- = Мотивация

результаты вознаграждение дения

 

З – Р Р - В Вал

 

Рис. 32. Теория ожидания В.Врума

 

Теория ожидания трудна в применении, т.к. требует измерения показателей, но она предлагает некоторые практические советы для менеджеров:

  1. Зная, какие стимулы эффективны для каждого из подчиненных, каковы их потребности и ценности вознаграждения, можно усилить мотивационный процесс.
  2. Менеджеры должны соотносить вознаграждения с потребностями сотрудников, с эффективностью и результативностью работы.
  3. Менеджерам необходимо формировать высокий, но реалистичный и достижимый уровень результатов, т.к. в соответствии с ними работник формирует свои ожидания.