Функциональные области
![]() |
финансы
персонал
сбыт
снабжение
производство
инновации
![]() |
операции проект системаВид объекта
рабочее место
участок
цех
производство
Уровень объектапредприятие
объединение предприятий
Рис. 1 Характеристика объекта управления
Субъектомуправления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры– это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Уровни управления.Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий (рис. 2).
Практикующее упражнение.
Задание 1. Распределите должности по уровням иерархии в организации, (рис. 2) включая неуправленческих служащих:инспектор, руководитель подразделения, председатель Правления, служащий секретариата, координатор, директор производства, руководитель отдела, глава исполнительной власти, член Совета директоров, канцелярский служащий, вице-президент, коммерческий директор, квалифицированный рабочий, мастер, бригадир, главный бухгалтер, президент, директор завода, продавец.
1 – высший уровень - руководитель организации и его заместители;
2 – средний уровень -руководители, не относящиеся к высшему и
среднему уровню;
3 – низовой уровень -руководители, не имеющие в подчинении
руководителей.
Рис. 2. Уровни управления в организации
Практикующее упражнение. Задание 2. Распределите основные задачи менеджеров по уровням управления, обоснуйте свои взгляды:
- формулирование целей организации и подразделений;
- координация работы нижестоящих руководителей;
- взаимодействие организации с внешней средой;
- непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью;
- разработка долгосрочных планов;
- контроль использования сырья и оборудования;
- разработка краткосрочных планов;
- руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями;
- адаптация организации к различным переменам.
Задачи менеджмента определяют его функции.Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация (рис. 3).
Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.
Организация –формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.
Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.
Контроль –количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними (рис.3).