Функциональные области

 
 


финансы

персонал

сбыт

снабжение

производство

инновации

 
 


операции проект системаВид объекта

рабочее место

участок

цех

производство

Уровень объектапредприятие

объединение предприятий

Рис. 1 Характеристика объекта управления

Субъектомуправления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры– это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления.Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий (рис. 2).

Практикующее упражнение.

Задание 1. Распределите должности по уровням иерархии в организации, (рис. 2) включая неуправленческих служащих:инспектор, руководитель подразделения, председатель Правления, служащий секретариата, координатор, директор производства, руководитель отдела, глава исполнительной власти, член Совета директоров, канцелярский служащий, вице-президент, коммерческий директор, квалифицированный рабочий, мастер, бригадир, главный бухгалтер, президент, директор завода, продавец.

 

1 – высший уровень - руководитель организации и его заместители;

2 – средний уровень -руководители, не относящиеся к высшему и

среднему уровню;

3 – низовой уровень -руководители, не имеющие в подчинении

руководителей.

Рис. 2. Уровни управления в организации

Практикующее упражнение. Задание 2. Распределите основные задачи менеджеров по уровням управления, обоснуйте свои взгляды:

- формулирование целей организации и подразделений;

- координация работы нижестоящих руководителей;

- взаимодействие организации с внешней средой;

- непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью;

- разработка долгосрочных планов;

- контроль использования сырья и оборудования;

- разработка краткосрочных планов;

- руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями;

- адаптация организации к различным переменам.

Задачи менеджмента определяют его функции.Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация (рис. 3).

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация –формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль –количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними (рис.3).