Введение

ОСНОВЫ БИЗНЕСА

ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ КОТЛЯРОВ

 

Учебное пособие

Редактор Г.Н. Горькавая

 

ЛР № 020825 от 21.09.93

 

 

Подписано в печать 08.03.03.

Формат 60 х 84 1/8. Бумага 80 г/м2. Отпечатано на ризографе.

Усл. печ. л. 20,56. Уч.-изд. л. 12,9. Тираж. Заказ.

 

Институт новых информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


* В русском языке близким по значению (но не тождественным) понятию бизнес является понятие предпринимательство.

* В отечественной литературе ее долгое время называли личной собственностью.

Глубокие неотвратимые изменения в российской экономике, включение ее в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед высшей школой поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент» в программе обучения специалистов высшей школы.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе и предназначено для студентов экономических и неэкономических специальностей.

Данное учебно-методическое пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими. В ходе изучения курса «Менеджмент» студенты должны освоить следующие вопросы:

- сущность управления и основные категории менеджмента;

- структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации;

- сущность принципов и методов эффективного управления организациями;

- процесс коммуникации и эффективность управления им;

- теоретические подходы к принятию решений;

- стратегическое планирование и реализация стратегии;

- мотивация трудовой деятельности;

- основные принципы построения организационных структур и отношений;

- поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом;

- основные принципы управления персоналом.

Данное пособие включает в себя восемь основных разделов, каждый из которых имеет ряд подразделов, раскрывающих отдельные аспекты предложенных тем. Особенностью публикуемого издания является наличие практикующих упражнений, вкрапленных в текстовый материал, что дает возможность применять активные формы обучения и позволяет преодолевать традиционную форму подачи материала. Поэтому предлагаемое пособие предназначено как для студентов, так и для преподавателей, а также практикующих менеджеров в целях повышения квалификации. Кроме того, пособие содержит большой спектр наглядных схем и таблиц, позволяющих значительно структурировать и обобщать материал, а практические ситуации, ролевые игры, тесты для оценки личных качеств, контрольные вопросы необходимы студентам для самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям и семинарам.

Знакомство с данным курсом позволит составить достаточно цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных знаний и умений будущих менеджеров.