Сущность и процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Назовите основные виды деловых стратегий.
2. Какие ключевые факторы надо учитывать при выборе стратегии?
3. С какой целью проводится анализ портфеля продукции?
4. Назовите критерии и показатели эффективности стратегии.
5. Назовите стратегии, сформулированные П. Друкером.
6. В чем суть стратегии «предпринимательского дзюдо»?
7. В каком случае сама стратегия является нововведением?
8. Назовите основные варианты стратегии роста.
9. Что такое оборонительная стратегия?
10. В каких ситуациях целесообразно использовать стратегию смены видов бизнеса?
Стратегическое планирование включает разработку и реализацию системы мер по осуществлению выбранных стратегий и достижению поставленных целей. Оно базируется на анализе исходных позиций и прогнозах изменений важнейших параметров бизнеса. Стратегическое планирование позволяет фирме придерживаться выбранного курса и тактики, помогающей гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Основные функции стратегического планирования:
· содержит основные проблемы (организации) предприятия;
· создает рамки для более детального планирования и принятия текущих решений;
· является наиболее долгосрочным в сравнении с другими видами планирования;
· придает деятельности организации в разные периоды стройность и внутреннее единство;
· заставляет высшее руководство активизировать свою работу.
Процесс стратегического планирования включает уточнение линии деятельности и целей фирмы, выработку тактики, процедур и правил действия, распределение ресурсов, оценку структуры предприятия (рис. 9.12).
Тактика – это конкретные краткосрочные стратегии, согласованные с общими долгосрочными планами и конкретной ситуацией фирмы. Тактика должна быть гибкой, учитывать изменения внутренних и внешних факторов.
После составления долгосрочных и тактических планов необходимо разработать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов, т.е. выработать политику.
Практическая политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
Процедуры описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Когда ситуация часто повторяется, имеет смысл применить испытанный способ действия и выработать стандартизированные указания.
Распределение ресурсов является одной из основных задач планирования. Планы помогают рационально распределить ресурсы по направлениям работ для достижения поставленных целей. Ресурсы, распределенные в количественной форме, образуют бюджет фирмы.
Оценка структуры предприятия. После выбора стратегии и разработки плана необходимо проверить структуру организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей. Стратегия определяет структуру, а не наоборот. По мере развития организации и эволюции ее целей меняются стратегия и планы. Это должно происходить и со структурой.
Существует динамичное взаимодействие между стратегией, структурой и средой, в которой функционирует фирма. Одна из основных ошибок, совершаемых многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Неспособность или отсутствие стремления признать важность структуры в процессе планирования обрекли многие эффективные стратегии на неудачу.