II. Органические

Западная

Функциональные

I. Иерархические

Организационные формы и структуры управления

Организационная структура – это упорядоченная совокупность отдельных звеньев или элементов управления, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, которая отражает всю подчиненность.

Организационная структура может включать в себя как подразделения и отделы, так и конкретные должности.

Принципы построения организационных структур:

1. Принцип иерархичности

2. Принцип соответствия полномочий и ответственности месту в структуре.

3. Принцип разделения труда.

4. Принцип обезличенности функций.

5. Принцип квалификационного отбора.

6. Принцип стандартизации деятельности.

Виды организационных структур:

1. Линейные – подразумевают, что во главе каждого отдела стоит рук-ль, которому подчинены сотрудники данного отдела. При этом сотрудники не зависят друг от друга – принцип единоначалия.

Преимущества:

- четкость распорядительства

- нет дублирующих функций

- действия работников согласованы

Недостатки:

- может возникать перегрузка руководителя

- власть концентрируется на верхнем уровне

Недостатки:

- могут возникать конфликты между функциональными руководителями.

- двойная подчиненность сотрудников

3. Линейно-функциональная – наиболее распространена, власть сосредоточена только в руках линейного руководителя. Главное преимущество – подчиненность непосредственно начальнику.

4. Девизионные (60-70 гг. XX в.) – одновременно сочетаются централизация и децентрализация (у ген.директора – вся власть, у руководителя подразделения – децентрализованная функция).

1 критерий – по продукту

2 критерий – по охвату рынка

3 критерий по обслуживанию территорий

1. Проектные – используются когда разрабатывается и реализуется какой-то проект. В основе – руководитель по проекту и проектная группа. В данной структуре двойное подчинение. В структуру входят специалисты разных подразделений, но в целом их усилия направлены на достижение общей цели.

2. Матричные. В основе – проектная структура. Смысл - в организации разрабатываются и реализуются несколько проектов. Гибкость в том. Что в любое врем в проект могут вводиться выводиться люди. Двойное подчинение, над одним проектом могут работать руководителя разных уровней, при этом за проект перед руководством организации ответственен руководитель по проекту.

Недостатки:

- структура сложная

- повышенная вероятность конфликтов между функциональным руководством и руководителем по проекту.