II. Органические
Западная
Функциональные
I. Иерархические
Организационные формы и структуры управления
Организационная структура – это упорядоченная совокупность отдельных звеньев или элементов управления, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, которая отражает всю подчиненность.
Организационная структура может включать в себя как подразделения и отделы, так и конкретные должности.
Принципы построения организационных структур:
1. Принцип иерархичности
2. Принцип соответствия полномочий и ответственности месту в структуре.
3. Принцип разделения труда.
4. Принцип обезличенности функций.
5. Принцип квалификационного отбора.
6. Принцип стандартизации деятельности.
Виды организационных структур:
1. Линейные – подразумевают, что во главе каждого отдела стоит рук-ль, которому подчинены сотрудники данного отдела. При этом сотрудники не зависят друг от друга – принцип единоначалия.
Преимущества:
- четкость распорядительства
- нет дублирующих функций
- действия работников согласованы
Недостатки:
- может возникать перегрузка руководителя
- власть концентрируется на верхнем уровне
Недостатки:
- могут возникать конфликты между функциональными руководителями.
- двойная подчиненность сотрудников
3. Линейно-функциональная – наиболее распространена, власть сосредоточена только в руках линейного руководителя. Главное преимущество – подчиненность непосредственно начальнику.
4. Девизионные (60-70 гг. XX в.) – одновременно сочетаются централизация и децентрализация (у ген.директора – вся власть, у руководителя подразделения – децентрализованная функция).
1 критерий – по продукту
2 критерий – по охвату рынка
3 критерий по обслуживанию территорий
1. Проектные – используются когда разрабатывается и реализуется какой-то проект. В основе – руководитель по проекту и проектная группа. В данной структуре двойное подчинение. В структуру входят специалисты разных подразделений, но в целом их усилия направлены на достижение общей цели.
2. Матричные. В основе – проектная структура. Смысл - в организации разрабатываются и реализуются несколько проектов. Гибкость в том. Что в любое врем в проект могут вводиться выводиться люди. Двойное подчинение, над одним проектом могут работать руководителя разных уровней, при этом за проект перед руководством организации ответственен руководитель по проекту.
Недостатки:
- структура сложная
- повышенная вероятность конфликтов между функциональным руководством и руководителем по проекту.