Информационный рынок

Рынок информационных услуг представляет собой слияние экономических, правовых и организационных отношений по торговле (покупке и продаже) информационных услуг между поставщиками и потребителями и характеризуется определенной номенклатурой услуг, а также условиями и механизмами их представления.

Появление современных информационных услуг расширило спрос на информационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения этих продуктов, приближению их к индивидуальным потребностям отдельных пользователей и, тем самым, к сближению информационных моделей производителей и пользователей.

Субъекты информационного рынка:

· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· рекламные агентства;

· информационные агентства и средства массовой информации;

· консалтинговые компании.

Под информационными технологиямипонимаются способы автоматизированной переработки информации. В настоящее время такая переработка осуществляется на основе электронно-вычислительных устройств, поэтому речь обычно идет об информационно-компьютерных технологиях: разработке и использовании компьютерных программ, создании баз данных, компьютерных сетей и т.д.

Для современного информационного рынка характерна четко выраженная специализация различных организаций на выполнение отдельных работ по сбору данных, созданию программных средств автоматизированного банка данных (АБД) и предоставлению услуг пользователям. Основными структурными подразделениями индустрии баз данных (БД) являются:

1) собственно производители информационных продуктов и услуг;

2) производители БД – организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в машиночитаемую форму;

3) интерактивные службы – организации, осуществляющие интерактивный доступ к БД, т.е. разрабатывающие и эксплуатирующие АБД, и выступающие основным элементом рынка интерактивных услуг (нередко они сами являются и производителями БД, или так называемыми интегрированными пользователями);

4) телекоммуникационные службы;

5) пользователи, которые делятся на конечных и промежуточных пользователей, или посредников, оказывающих своим клиентам услуги по информационному поиску.

Началом формирования российского информационного рынка считается 1988 г., когда появились первые информационные кооперативы и независимые агентства. Большая роль в создании единого информационного пространства в области деловой информации принадлежит Торгово-промышленной палате России. По ее инициативе в 1992 г. был разработан комплекс программно-технических средств, ставших ядром Единой информационной системы, включающей десятки тысяч субъектов хозяйственной деятельности. В 1994 г. информационные абонентские пункты 62 территориальных палат были объединены в единую компьютерную сеть и вышли на эксплуатационный режим работы.