Стадии товарного обращения

Товарный (оптовый) рынок как элемент инфраструктуры бизнеса представлен различными торговыми посредниками.

Торговые посредники – это различные коммерческие фирмы, которые извлекают прибыль за счет разницы в ценах закупки и продажи, за счет комиссионного вознаграждения.

Чистое посредничество принято определять как профессионально осуществляемую деятельность по оказанию содействия другим лицам в заключение других сделок. Такой посредник сделок не заключает, но обеспечивает проведение деловых переговоров и сведение заинтересованных сторон для заключения коммерческих контрактов. Чистые оптовые посредники и непосредственно участвующие в торговых сделках оптовые предприятия образуют оптово-посреднические звенья товарного обращения. Экономическим содержанием их деятельности является оптовая торговля или содействие заключению оптовых коммерческих сделок.

Особое место оптово-посреднических звеньев в системе товарного обращения предопределяет их основное назначение, которое заключается в организации рациональной системы товародвижения между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими производителями товаров. Организация системы товародвижения считается рациональной, если она обеспечивает:

· максимальный объем конечной реализации товаров относительно расширяющейся емкости рынка;

· максимальную совокупную, т.е. во всех звеньях товародвижения, скорость обращения товаров;

· минимальный совокупный уровень издержек обращениявовсех звеньях товародвижения.

Организация рациональной системы товародвижения основывается на выборе:

ü кратчайших направлений и путей движения товаров;

ü рациональных форм и звенности товародвижения;

ü экономичных видов транспортных средств.

Решение этих задач достигается на основе учета и оценки важнейших факторов, определяющих необходимость оптово-посреднических звеньев и характер товародвижения:

· производительных факторов, особенно таких, как уровень специализации и равномерность размещения производства на территории страны;

· условий транспортировки товаров, особенно способа и скорости их доставки;

· возможностей розничной торговли, особенно таких, как мощность предприятий розничной торговли, наличие у них складских помещений и холодильных емкостей;

· сложности ассортимента и физико-химических свойств товаров.

Соотношение указанных факторов определяет необходимость оптово-посреднических звеньев, а существующий на товарных рынках уровень конкуренции формирует набор услуг, которые они оказывают свои партнерам. Специалисты отмечают огромное разнообразие услуг, которые оказывают оптовые предприятия своим покупателям и поставщикам в развитых странах. Это разнообразие явилось результатом длительного исторического развития обращения товаров при условиях возрастающей конкуренции на рынке оптово-посреднических услуг (рис. 8.2).

Неисключительные права – право производителя (поставщика) выбрать другого контрагента. У производителя (поставщика) широкая свобода действий. У посредника слабая заинтересованность в рекламе, маркетинге, завоевании рынка такого производителя (поставщика).

Исключительные (монопольные) права – у производителя (поставщика) нет права самостоятельно выйти на рынок или вести дела через других посредников.

 

Рис. 8.2. Права посредников

Преимущественные права можно назвать правом «правой руки». В этом случае производители (поставщики) обязаны предложить товар конкретному посреднику в первую очередь, а затем, в случае его несогласия, – другим. Такого рода сделки возможны в случае отказа посредников с преимущественными правами.

Наиболее значимыеуслуги оптовых предприятий покупателям включают:

1) облегчение функции закупки товаров. Оптовые предприятия хорошо владеют конъюнктурой предложения товаров на рынке и тем самым освобождают своих покупателей от необходимости поиска источников и условий закупки товаров;

2) подсортировку товаров. Оптовые предприятия имеют возможность преобразовывать узкий производственный ассортимент товаров в широкий торговый ассортимент, учитывающий потребности конкретных предприятий розничной торговли;

3) хранение товарных запасов. Освобождая своих покупателей от необходимости хранения полного набора товаров, оптовые пред­приятия сокращают потребность покупателей в основном и оборотном капитале, сокращают издержки на хранение товаров;

4) доставку товаров покупателю. Организуя доставку своим транспортом строго по графику и зачастую по более низким ценам, оптовые предприятия сокращают совокупные расходы на транспортировку товаров;

5) предоставление кредита покупателям при расчетах за поставленные товары, что имеет особое значение для мелких и средних предприятий розничной торговли;

6) предоставление покупателям ценовой, конъюнктурной и другой коммерческой информации, а также рекомендации по продаже товаров и сервисному обслуживанию конечных покупателей.

Видов торговых посредников много.

Наиболее распространенными выступают:

· торговые дома (оптовые торговцы, дистрибьюторы); · комиссионеры; · торговые агенты; · товарные брокеры.   Все посредники заключают договора с поставщиками, в которых предусматриваются их права

Торговые дома.Они выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Торговые дома чаще реализуют товары широкого потребления, сырье, реже оборудование, машины и другие товары инвестиционного спроса.

Дистрибьютор – это коммерсант-посредник, специализирующийся на приобретении товаров у предпринимателей-производителей и реализующий их своим постоянным клиентам. Дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет и перепродает их покупателю за свой счет. Исторически аналогом дистрибьюторов являлись купцы-оптовики. Дистрибьюторы связаны со своими партнерами посредническим соглашением, где определены номенклатура товаров и регион его деятельности. Иногда соглашение предусматривает создание новых каналов распределения, послепродажное обслуживание, ведение рекламных компаний.

Вознаграждение дистрибьюторобычно получает в виде разницы цен закупки и продажи товара. Дистрибьюторы обычно имеют в своем распоряжении крупные складские комплексы, транспортные средства, рекламно-информационные службы. Дистрибьюторы часто пользуются кредитом, чтобы иметь оборотный капитал. Отдельные группы дистрибьюторов обслуживают клиентов по почте и т.п.

Комиссионеры – торговые посредники, выступающие на рынке от своего имени, но за счет продавца. Производитель (поставщик) называется в этом случае комитентом, а посредник является комиссионером. Комиссионер не является владельцем товара, но подписывает договор с комитентом, ищет покупателя и подписывает с ним контракт от своего имени. В договоре комитента с комиссионером определяется количество товара, срок реализации, минимальная цена, территория.

За комиссию выплачивается вознаграждение (прибыль комиссионера), которое зависит от процентов за комиссию и количества реализованных товаров. В контракте комиссионера с покупателем указывается, куда, на каких условиях должен быть поставлен товар и условия платежа. Комитент получает копию контракта и отгружает товар покупателю. Покупатель оплачивает стоимость товара комитенту, а комитент переводит вознаграждение комиссионеру.

Торговые агенты – торговые посредники, выступающие на рынке от своего имени и за счет продавца. Стороны агентского соглашения: принципал(собственник товара) и агент подписывают договор, где указываются сроки соглашения, объемы продаж, территория. Агент по реализации, как правило, изучает рынок, организует рекламу, обеспечивает послепродажный сервис. Агентское соглашение предусматривает вознаграждение (проценты от суммы продаж). Сделка оплачивается на расчетный счет агента. Агент за вычетом своего вознаграждения, переводит свою сумму принципалу.

Разновидностью торгового агента является агент-консигнатор.

Консигнация – предоставление товаров агенту на определенный срок для последующей их реализации, обычно со склада консигнатора. Вознаграждение агента-консигнатора, кроме обычного процента с суммы продаж, включает также оплату аренды складских помещений, страховых взносов, уплаченных агентом-консигнатором. Если банковская гарантия дана за счет консигнатора, то расходы по ней также входят в вознаграждение консигнатора.

Консигнатор тесно взаимодействует с собственником товара, гарантирует сохранность товара, организует его демонстрацию, послепродажное обслуживание. Консигнация широко используется при выходе на новые рынки. Местные покупатели оценивают возможность нового товара, а затем могут получить продукцию с консигнационного склада.

Товарные брокеры наиболее распространенный тип посредников. Они не являются сторонами контракта, а ищут партнеров по сделке. Брокер сводит партнеров, получая при этом брокерское вознаграждение как процент от суммы сделки. По идее брокер «играет в одни ворота» – брокерскую сделку оплачивает первый, обратившийся к брокеру. Кроме «сводничества» брокеру могут быть поручены специально оплачиваемые операции по подбору ассортимента, новых клиентов, маркетинговые исследования, контроль за исполнением контракта.

В рыночной экономике большую роль в инфраструктуре бизнеса играют товарные биржи.

Товарная биржа – организованный рынок для торговли стандартным товаром, создаваемый профессиональными участниками товарного рынка для:

· взаимных оптовых операций;

· спекулятивных операций;

· арбитражной деятельности;

· хеджирования (страхования) от резкого изменения цен на биржевые товары.

Признаками классической товарной биржи являются:

ü фиксированное место торговли (наличие торговой площадки);

ü временной регламент;

ü наличие процедуры отбора товаров (требования стандартности, массовости, партионности, качества, сертификации, множественности спроса, четко выраженной колеблемости цен, складирования и др.);

ü процедура отбора лучших операторов рынка;

ü наличие биржевых складов, контроль качества складируемых товаров;

ü гласные и публичные торги;

ü аукционный механизм торговли;

ü централизация регистрации сделок;

ü централизованные расчеты по операциям;

ü наличие системы информации;

ü биржевой надзор и др.

Функции товарной биржи:

· создание оптового рынка для реального товара;

· установление цен;

· информация о товарных ценах, о товарах и других условиях совершения сделок;

· поддержание ликвидности рынка на основе сочетания реальных продаж со спекулятивными сделками, арбитражными и хеджирующими операциями.

Товарные биржи классифицируются по различным признакам:

1) по широте охвата товаров: · специализированные · универсальные
2) по степени участия посетителей в биржевых торгах: · закрытые · открытые
3) в зависимости от роли государства в биржевой торговле: · государственные или публичные · частные · смешанные
4) по характеру биржевых операций: · реального товара · фьючерсные
5) с точки зрения цели функционирования биржи: · прибыльные · бесприбыльные

 

Сделки, как правило, заключают по массовому и однородному товару (хлопку, металлу, зерну, лесу и т.д.). Торговля обычно ведется крупным оптом, без предъявления товара, по стандартам, образцам. Главным действующим лицом в биржевой торговле выступают биржевые посредники. Играя на повышение или понижение цен на бирже, именно они выявляют дефицит и дают тем самым сигнал предпринимателям.

Основой биржевой торговли является заключение сделок между продавцами и покупателями. В процессе исторического развития биржевой торговли сформировались четыре основных типа биржевых сделок:

1) сделки на наличный товар с предъявлением товара либо товарных образцов на месте;

2) форвардные сделки – с обязательством поставки товара в будущем;

3) фьючерсные (срочные) сделки;

4) торговля опционами.

Первые два типа сделок часто объединяют под названием «сделки на реальный товар». В международной торговле они известны как сделки «спот» («наличный товар»). Их сближает реальность товара независимо от того, идет ли речь о товаре, имеющемся в наличии на данный момент, или же о товаре, который должен быть поставлен покупателю в установленный срок в будущем.

Форвардные – это сделки с реальным (но не обязательно наличным) товаром на срок. В момент заключения соглашения товар может быть еще и не произведен, и передается не сам товар, а обязательство на его поставку в установленный срок (один месяц и более, половина месяца, декада и т.д.).

Фьючерсные сделки – это также сделки на срок. Однако в отличие от форвардного контракта, в котором количество, качество продукции, время и место ее поставки устанавливается в процессе заключения каждой сделки, во фьючерсном контракте данные условия заранее определены биржей. Это стандартный контракт, в то время как форвардный контракт носит сугубо индивидуальный характер. Кроме того, фьючерсные сделки не имеют целью поставку или приобретение товара. Они используются для страхования (хеджирования) от падения или роста цен, либо носят спекулятивный характер. Покупатель фьючерсного контракта обычно не рассчитывает получить товар, а его продавец не собирается передавать товар покупателю.

Обычно продавец, заключивший фьючерсный контракт, надеется, что цены на товар в будущем понизятся. Покупатель же, напротив, предполагает, что цены повысятся. Контракт, проданный в расчете на последующее понижение цены, называется «шорт» (короткий), а контракт, купленный в расчете на последующее повышение цены, – «лонг» (длинный).

Подобный характер носит и торговля опционами. Опцион представляет собой право продажи или купли фьючерсного контракта по определенной цене.

Преобладающий объем оборотов на товарной бирже составляют не кассовые сделки, а форвардные сделки и торговля фьючерсами.

В настоящее время биржи в основном специализированные, т.е. через каждую биржу проходит свой ограниченный круг однородных биржевых товаров. Например, на бирже металлов ведется торговля медью, алюминием, свинцом, цинком, никелем, оловом, серебром; на нефтяной торгуют нефтью, бензином, дизельным топливом, пропаном и др.

В торгах на закрытых биржахпринимают участие только биржевые посредники, которые по характеру своей деятельности обособляются в две основные группы: брокерыи дилеры. Брокеры работают от имени и за счет клиента, сводят стороны и получают обусловленное вознаграждение («куртаж»). Дилеры совершают сделки от своего имени и за свой счет. Их доход образуется за счет разницы в котировках цен на бирже.

В торгах на открытых биржах,кроме биржевых посредников, могут присутствовать и посетители. Контракты могут заключаться посетителями торгов как самостоятельно, так и через посредников. Большинство современных бирж за рубежом являются закрытыми.

На биржах реального товарапродаются контракты и заключаются сделки на реальный товар, которые завершаются его поставкой. На биржах этого типа заключаются форвардные сделки на реальный товар, который должен быть поставлен в будущем. Здесь заключают сделки на товар, находящийся в пути и на прибывающий товар.

На фьючерсных биржах заключаются в основном фьючерсные сделки. Здесь покупателя и продавца интересует не сам товар, а возможность получить разницу в его стоимости путем так называемой «ликвидации» контракта, т.е. совершения обратной сделки.

Страховые операции (хеджирование) на фьючерсной бирже всегда состоят из двух сделок: первой – фьючерсной, на куплю или продажу контрактов на товар и второй – обратной, так называемой офсетной – соответственно, на продажу или куплю контрактов на тот же товар.

Хеджирование – операция, позволяющая страховать цену от падения, но не дающая выгод от ее роста.

Биржевые игроки, играющие на повышение, носят в биржевом мире кличку «быки», а на понижение – «медведи». Как правило, лишь небольшое число сделок завершается реальной поставкой товара. Остальные сделки – это оборот денег, связанный с многократной перепродажей однажды заключенного контракта.

При создании биржи, как прибыльного предприятия, сначала формируется группа учредителей, которая вкладывает в ее организацию собственные средства. Платежи, поступающие от продажи биржевых мест заинтересованным лицам, комиссионные отчисления от совершаемых сделок, оказания информационных услуг, издательской деятельности, составляют доход биржи, который после уплаты налогов распределяется учредителями биржи по своему усмотрению.

Учредителями биржи, функционирующей как бесприбыльная организация, выступают физические и юридические лица, которые сами собираются участвовать в биржевых торгах. Уставный фонд такой биржи формируется за счет паевых взносов будущих членов, а ее дальнейшее финансирование обеспечивается регулярными членскими взносами.

Помимо биржевых посредников существуют коллективные посредники – брокерские фирмы; они отличаются профессионализмом, высокой квалификацией, всесторонним и доскональным знанием рынка, разнообразием оказываемых услуг.

Кроме брокеров и их помощников в составе такой фирмы, как правило, работают эксперты, аналитики, юристы. Она может включать в свою структуру складское хозяйство, транспортно-экспедиционную службу и другие подразделения. Численность подобной организации определяется объемами и масштабами ее деятельности.

Таким образом, в результате развития конкуренции на рынке и конкретных исторических условий в разных странах сложилась та или иная инфраструктура оптово-посреднических услуг. Общее же заключается в большом видовом разнообразии оптовых пред­приятий и посредников, обеспечивающих постоянно возраста­ющие потребности в оптово-посреднических услугах со стороны производителей товаров и розничных торговых предприятий.

Преобладающим видом предприятий на рынке оптово-посред­нических услуг являются самостоятельные оптовые фирмы, приобретающие право собственности на товар. Однако в последние десятилетия широкое распространение получили всевозможные горизонтальные и вертикальные объединения и объединения оптовых фирм с предприятиями других отраслей, что является следствием концентрации капитала и организационных структур в системе товарного обращения.