Способы (формы) правотворчества.

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе прове­дения референдума (всенародного голосования по наиболее важ­ным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ),

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра),

4) правотворчество органов местного самоуправления,

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представитель­ных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой)

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для опера­тивного решения определенным проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа),

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, гла­вами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов» с их громоздкостью.

74.Законотворчество: понятие и основные стадии.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические пре­цеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии.

1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законода­тельной Инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принад­лежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законо­дательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституци­онному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начина­ется в Государственной Думе с заслушивания доклада представите­ля субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качествам устранить про­тиворечия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее суще­ственные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение,

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три под стадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако­ны принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос, федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них прого­лосовало не менее 2/ 3 голосов от общего числа депутатов Государ­ственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от. общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституци­онные законы и федеральные законы подлежат официальному опуб­ликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).