В итоге история это смена одной локальной культуры другой локальной культурой (после гибели предыдущей).

Круговорот локальных культур. Культура – это человеческая деятельность и ее результаты, выраженные в духовных ценностях и идеалах.

Концепция “локальных цивилизаций” – это концепция замкнутых и са­модостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибе­ли. Для этой концепции характерно про­тивопоставление культуры и цивилизации, которая рассматри­вается как последний этап развития данного общества.

 

 

Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский философ и историк. Религиозный мыслитель. «Постижение истории». 12 томов. Тойнби считает, что инициатором исторического процесса является Бог, человек только соавтор. Так как трудно определить, кто или что запускает исторический процесс.

Включение Бога в исторический процесс приводит к религиозному пониманию истории – провиденциализм (от лат. providentia – про­видение). Провиденциализм представляет историю как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения».

Позиция Тойнби созвучна концепции Шпенглера – концепции цивилизационного вырождения. Материально-экономические успехи свидетельствуют о росте общества. Его укреплении. Но это только на первый взгляд.

Доминирование экономических или политических интересов приводит к разбалансировке гармонической культурной целостности. Затухают плодотворные процессы индивидуализации. Социальное целое начинает распадаться.

За этим процессом стоит Бог, который бросает человеку Вызов. Что ставит человека перед гамлетовским вопросом – выбором процесса самореализации. Глубокий план истории, который творит Бог и человек, всегда персоналистичен. (Персонализм – направление признающее личность первичной творческой реальностью, а мир проявлением творческой активности личности). Концепция Тойнби – это своеобразная историческая концепция, в которой уже невозможно представить ментальность 20-го века.

 

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

 

Развитие всей истории строится по схеме "вызов – ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают.

 

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

 

 

Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив).