Борьба русских княжеств с золотоордынским игом в XIV-XV вв.

Восстания на Руси. Ордынские «рати».

В 1257 г. весть, пришедшая из Суздальской Ру­си, взбудоражила новгородцев: они узнали, что ордынцы начали там перепись жителей. Вско­ре появились «численники» и в Новгороде. Здесь начались волнения, восстания. Их участ­ники расправились с посадником Михаилом Степановичем. Переписи особенно активно противились «меньшие люди»; «большие люди» — бояре, другие богатые люди — склонялись к послушанию Орде. Зимой 1259 г. в Новгороде появились, в сопровождении Невского и иных рус­ских князей, «численники» из Орды. Они приступили к делу. Новгородцы снова «издвоишася» — разделились надвое: бояре уговаривали «меньших людей» пойти на перепись, а те пытались избежать ее. Но их сопротивление снова подавили, и монголы начали ездить по дворам, переписывать их обитателей. В те же 50-е гг. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом боролись против ордынского военачальника Ку-ремсы. Его войско отбили от Владимира-Волынского и Луцка, а князь Даниил захватил в 1254 г. семь городов, занятых ранее ор­дынцами. Однако пять лет спустя другой ордынский воевода — Бу-рундай восстановил зависимость Галицко-Волынской Руси от Зо­лотой Орды. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Яро­славля, Устюга Великого. Начали ростовцы — по решению веча они изгнали из города откупщиков-мусульман, которым ханы дава­ли право на сбор податей; некоторых из них убили. В Ярославле восставшие убили бывшего монаха Изосиму, который перешел в мусульманство и вместе с другими откупщиками собирал дани и по­шлины. По некоторым сведениям, восставших поддерживал и вдох­новлял великий князь владимирский Александр Невский.

Восстания в городах Северо-Восточной Руси в 60-е гг. XIII в. стали одной из причин отмены позднее откупной системы и посте­пенной передачи сбора «ордынского выхода» в руки русских князей.

В 1263 г.,возвращаясь из Орды, в городе Городце на Волге умер Александр Ярославич, возможно отравленный в ханской став­ке. «Зашло солнце земли Суздальской»,— сказал на его отпева­нии митрополит Кирилл.

С новой силой разгорелись несогласия, усобицы между князь­ями. Их разжигали ханы и баскаки. Сыновья Невского — пере­яславский князь Дмитрий и городецкий князь Андрей — схвати­лись в борьбе за владимирский стол. Он переходил то к одному, то к другому, в зависимости от благорасположения ордынских пове­лителей. При этом Андрей не гнушался приводить из Орды татар­ские отряды, и они огнем и мечом проходили по городам и весям Руси, жгли и грабили, уводили пленников.

В те годы русские люди, доведенные до отчаяния тяжкими даня­ми, поборами и вымогательствами, нередко поднимались на ордынцев. Куряне во главе с князем Святославом разгромили слободу баска­ка Ахмата. Восставшие ростовчане изгнали из своего города ордын­цев в 1289 г. А ярославцы не пустили к себе в город ханского по­сла. Ответом на все эти выступления были новые ордынские «рати».В 1293 г. Андрей Александрович, вновь выступивший против брата, привел на Русь ордынцев во главе с военачальником Туда-ном (Дюденем). Вместе с дружинами городецкого и других князей они опустошили Владимир, Суздаль, Юрьев, Москву, Волоколамск и другие города. Надолго им запомнилась страшная «Дюденева рать», как и другие «рати», за ней последовавшие. Но Русь начи­нает все активнее противостоять Золотой Орде. Батыево нашествие положило неизгладимый рубеж в истории Руси, поделивее на две эпохи— до «Батыева нахождения» и по­сле него, домонгольскую Русьи Русьпосле нашествия монголов.Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западно­европейских стран. Если там продолжался хозяйственный и куль­турный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах. Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство историков, публи­цистов, литераторов, хотя высказывались мнения о том, что ино­земное владычество оказало и положительное воздействие на раз­витие Руси — укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской связи и т. д. Ко­нечно, более чем двухвековое господство ордынцев привело, поми­мо прочего, к обоюдным заимствованиям — в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное — нашествие и иго отбросили рус­ские земли назад вих развитии.Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению ее земель, а, наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что происходило в эти годы в плане дальнейшего развития Руси, делалось против их воли, волей русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой.

11. Реформы Ивана Грозного. «Избранная Рада». Возникновение сословной монархии.

После смерти Василия боярские группировки Шуйских, Вольских и Глинских тратили силы на борьбу за власть при малолетнем Иване IV (р. 1530). В это время на престоле была его мать Елена Глинская. В 1547 г Ивана IV принимает титул царя.

В 1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, в котором были представлены различные сословия: аристократия, служилые люди, духовенство. С него началось десятилетие реформ, которые вдохновлялись «Избранной радой» - кругом близких друзей царя, куда входили князь Курбский, дворянин Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др. Это было десятилетие реформ, способствующих укреплению и централизации государства, крупных успехов на военном поприще, сасыми знаменитыми из которых были присоединение Казанского и Астраханского ханств.

В 1550 г. был принят новый общерусский «Судебник». В Судебнике сохранялись сроки крестьянского выхода (Юрьев день) и увеличивалась плата за пожилое. В результате реформ было создано постоянное стрелецкое войско, возникли особые органы государственной исполнительной власти — приказы (Посольский, разбойный. Челобитный и др.). В особое сословие выделились дворяне. Было ограничено местничество. Система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения) в 1556 г. была заменена общегосударственным налогом, из которого платили служилым людям.