Государственный строй

Правовая система.

Государственный строй.

План

ТЕМА 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

После принятия Акта провозглашения независимости Украины и проведения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г. Украина твердо встала на самостоятельный путь государственного развития.

Формирование независимой государственности осуществлялось мирным путем. Провозглашение независимости требовало формирования юридической базы, способной обеспечить суверенное существование Украины. Утверждению независимости способствовало дружеское отношение к Украине мировой общественности. За декабрь 1991 г. независимость Украины признали 68 государств мира. 25 декабря 1991 г. Украину признали США. На протяжении 1992 г. Украину признали еще 64 государства.

Очередным шагом стала разработка концепции обороны и строительства

Принятый 6 декабря Закон "О Вооруженных Силах Украины" запретил применение армии без решения Верховной Рады для выполнения задач, не связанных с обороной государства. Этим же Законом устанавливалось использование в Вооруженных Силах Украины государственного языка, осуществление военно-патриотического воспитания на национально-исторических традициях народа, запрещалась деятельность в войсках любых политических партий и движений.

Первым этапом реализации Закона "О Вооруженных Силах Украины" стало добровольное принятие военной присяги на верность народу Украины в частях и объединениях, дислоцированных на территории республики, которое началось с января 1992 г.

Принятым 4 ноября 1991 г. Законом "О Национальной гвардии Украины" на базе внутренних войск был образован вооруженный отряд для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, а также жизни, достоинства, конституционных прав и свобод граждан.

Среди других нормативных актов, которые обеспечивали суверенитет Украины, следует назвать Законы "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г., "О государственной границе Украины" и "О пограничных войсках Украины" от 4 ноября 1991 г., указ "О создании государственного таможенного комитета Украины" от 12 декабря 1991 г.

Основой формирования многоукладной экономики стали Законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г., "О приватизации малых государственных предприятий" от 6 марта 1992 г., "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г.

Экономический кризис привел к острому политическому кризису. 24 сентября 1993 г. Верховная Рада приняла решение о назначении на 24 марта 1994 г. досрочных выборов парламента. Одновременно на 26 июня 1994 г. были назначены выборы Президента.

Во втором туре выборов, который состоялся 10 июля 1994 г. Леонид Кучма стал вторым всенародно избранным Президентом Украины.

С избранием нового парламента и Президента борьба между законодательной и исполнительной властью усилилась.

В октябре 1999 г. состоялись очередные выборы Президента Украины. В первом туре наибольшее количество голосов получили Л. Кучма и П. Симоненко. 14 ноября 1999 г. состоялся второй тур выборов. Убедительную победу, а вместе с ней и право на второй срок президентства одержал Л. Кучма.

После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. Президент Украины являлся как главой государства, так и главой исполнительной власти. Согласно Конституции Украины 1996 г. Украина по форме правления становится президентско-парламентской республикой.

По государственному устройству Украина является унитарным государством. Административно-территориальными единицами Украины являются область, район, город, поселок и сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

По государственному режиму Украина является демократическим, социальным, правовым государством. Конституционный строй Украины строится по принципу приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По Конституции Украины 1996 г. единым органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада.

Конституционный состав Верховной Рады составляют 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Выборы в Верховную Раду осуществляются на основе Закона

"О выборах народных депутатов Украины" от 24 сентября 1997 г. Верховная Рада правомочна рассматривать и решать любые вопросы, не отнесенные к компетенции органов исполнительной или судебной власти.

Порядок работы Верховной Рады Украины определяется ее Регламентом, принятым 27 июля 1994 г. Верховная Рада Украины работает сессионно.

Верховная Рада избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, который ведет заседания парламента; организует подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады Украины; подписывает акты, принятые Верховной Радой, представляет Верховную Раду Украины в сношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств, организует работу аппарата Верховной Рады Украины.

Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов, которые осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, выносящиеся на рассмотрение Верховной Рады.

Полномочия Верховной Рады определены Конституцией Украины (ст. 85).

Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от его конституционного состава.

Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины является звеном, которое связывает законодательную и исполнительную власть. Президентом Украины может быть гражданин Украины, который достиг тридцати пяти лет, имеет право голоса, проживает в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеет государственным языком.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более чем два срока подряд.

Полномочия Президента определены Конституцией Украины (ст. 106). Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления (ст. 111).

Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения.

Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который ответствен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Возглавляет Кабинет Министров премьер-министр Украины.

Полномочия Кабинета Министров предусмотрены Конституцией Украины (ст. 116). Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными для выполнения. Согласно Конституции Кабинет Министров Украины объединяет и направляет работу министерств и других центральных органов исполнительной власти. Управление отдельными областями и сферами жизни республики осуществляют министерства и другие центральные органы исполнительной власти - государственные комитеты, ведомства и службы. Они действуют на основании "Общего положения о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти Украины", утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г. Центральный орган государственной исполнительной власти осуществляет свою деятельность через подчиненные ему областные и районные отделы и управления.

Конституция Украины отдельный раздел посвятила местному самоуправлению. Положения Конституции о местном самоуправлении получили развитие в Законе "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г.

Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы.

Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы. Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов. Сельские, поселковые и городские советы могут позволить по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения.

Выборы депутатов и председателей местных советов осуществляются согласно Закону Украины "О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных Советов" от 24 февраля 1994 г.

Компетенция органов местного самоуправления определена Конституцией Украины (ст. 143) и Законом "О местном самоуправлении в Украине".