Тема №10: Правовое регулирование и его механизмы.

Термин регулирование обозначает упорядочивание, наложение чего-либо в соответствии с чем-либо. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественное поведение с использованием правовых средств. Воздействие СМИ и агитация – это не правовое регулирование. Правовое регулирование классифицируется по следующим основаниям:

1. Наличие или отсутствие у субъектов права выбирать вариант поведения:

1) Централизованное правовое регулирование (императивное, распространено в публичном праве).

2) Децентрализованное правовое регулирование (диспозитивное, предоставляется возможность самостоятельно конкретизировать свое поведение).

2. В зависимости от используемых правовых средств:

1) Нормативное.

2) Индивидуальное (казуальное, основное средство – индивидуальный правовой акт).

Пределы правового регулирования должны быть четко обозначены, иначе:

1. Складывается концепция “государства-ночного сторожа” (регулируются лишь наиболее важные общественные отношения, сфера правового регулирования заужена и создаются предпосылки для произвола в не регулируемых сферах).

2. Чрезмерно расширяется правовое регулирование, появляется тоталитарное государство и социально пассивные граждане.

В сферу правового регулирования обязательно включаются:

1. Отношения людей по обмену ценностями.

2. Отношения по властному управлению обществом.

3. Отношения по поддержанию правопорядка.

Механизмы правового регулирования (понятие, элементы, стадии).

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, участвующих в правовом регулировании. Процесс правового регулирования состоит из:

1. Юридическая регламентация отношения (устанавливается правовой статус участников, отношения рассчитаны на неопределенный круг участников).

2. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей либо в силу волеизъявления участников, либо в силу применения норм права, без которых правоотношения не могут возникнуть. На этой стадии происходит индивидуализаций, конкретизация прав и обязанностей.

3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, возможна факультативная стадия применения норм права.

4. Применение права. Факультативная стадия, либо предшествующая правоотношениям, либо обеспечивающая реализацию правоотношений.

Стадиям процесса правового регулирования соответствуют следующие элементы:

1. Норма права.

2. Правоотношения.

3. Акты реализации прав и обязанностей.

4. Акты применения норма права.

Типы правового регулирования:

1. Дозволительный тип (реализация принципа “Разрешено все, что не запрещено в законе”).

2. Разрешительный тип (запрещено все, кроме разрешенного в законе).

Первый тип рекомендуется для отношения к гражданам, подданным и организациям. Второй тип рекомендуется для публичных правоотношений (для вертикали).

Кроме нормативного регулирования существует индивидуальное правовое регулирование – деятельность субъектов права и правоприменения, иных участников по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободы усмотрения в пределах, очерченных в нормах права. Индивидуальное правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способов взаимосвязи :

1. Автономное правовое регулирование.

2. Координационное правовое регулирование (участники правоотношения определяют поведение путем заключения договоров).

3. Субординационное правовое регулирование (занимает промежуточное положение между правотворчеством и правоприменением, например положение Государственной Думы об амнистии).