Начальные школы в России.

Система школьного образования в России.

Обучение в российских школах в свете реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов). Основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, учебные планы в разных школах различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой бесплатной учебной и методической литературой.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

начальная школа;

средняя общеобразовательная школа;

лицеи, гимназии;

специальные школы.

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут идти в школу начиная с полных 6 лет. В настоящее время дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень, хотя закон требует принятия в школу всех детей по месту их жительства с нормальным психическим развитием.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, «мир вокруг нас», физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится изучение иностранного, как правило, английского языка. Считаем данное положение правильным, т.к. в современных условиях значительно расширяются международные образовательные контакты и детям необходимо знание иностранных языков. Более того, жизнь ставит перед школой задачу овладения на более старших ступенях обучения вторым иностранным языком, хотя бы на уровне бытового общения. Это может быть один из популярных европейских языков (немецкий, французский, испанский, итальянский). Целесообразно было бы в форме факультативов предложить учащимся изучение ряда славянских языков – польского, чешского, болгарского, сербского и др.

В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-м классе до 30 в 4-м классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку («5»), квадрат («4»), треугольник («3»). Чаще всего успеваемость учащихся оценивается в письменном виде с похвалой учителя: «Хорошо», «Молодец», «Умница». Эти поощрения учителя действуют на первоклассника лучше и эффективнее, чем оценки. Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале («5» - высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы. Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. Начальное образование ребенок может получать, как в общеобразовательной школе, так в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно - с 1 по 11 классы.