РОТОРНЫЕ ГИДРОМАШИНЫ
К роторным гидромашинам относятся аксиально-поршневые, шестеренные, винтовые, пластинчатые и радиально-роторные насосы.
Аксиально-поршневые насосы. Аксиально-поршневой насос состоит из ротора (блока цилиндров) 5, соединенного пространственным шарниром с наклонным валом (рис. ). Поршни 4 блока цилиндров 2 соединены с шайбой шатунами 3.
Рис. Аксиально-поршневые насосы:
1 — вал; 2 — блок цилиндров; 3 — шатуны; 4 — поршни; 5— ротор
За полный оборот вала 1 поршень один раз всасывает и один раз нагнетает жидкость. Ротор 5 вращается относительно неподвижной распределительной плиты, в которой выполнены дуговые пазы, соединенные соответственно с каналами всасывания и нагнетания. В процессе вращения ротора 5 цилиндры с поршнями последовательно проходят пазы всасывания и нагнетания, что обеспечивает непрерывное движение масла в нагнетательный трубопровод. Таким образом, процессы всасывания и нагнетания происходят без применения клапанов, что выгодно отличает эти насосы от обычных поршневых насосов клапанного типа.
Подача Q (л/с) аксиально-поршневых насосов
где d — диаметр поршня, м; D — диаметр окружности, на которой расположены центры цилиндров, м; z — число поршней (цилиндров); n — частота вращения вала, об/мин; hоб — объемный КПД насоса; a— угол наклона вала (20...25°).
Регулирование подачи достигается изменением угла наклона вала (шага поршней). При a = 0 подача Q=0. Насосы с неизменным углом наклона вала (например, НПА-64) не поддаются регулированию.
Как и радиально-поршневые, эти насосы также обратимы: при подаче в них масла под давлением от другого насоса они становятся гидродвигателями вращательного движения. По сравнению с радиальными осевые поршневые насосы при одинаковой подаче имеют меньшую массу и размеры. Кроме того, из-за меньшего момента инерции вращающихся масс в них допускается большая частота вращения: n³ 5000 об/мин (n = 15 000 об/мин у насосов на самолетах). Подача насоса достигает 900 л/с, давление (200...600)×105 Н/м2, КПД 0,90...0,95.
Продолжительность непрерывной работы ротационно- поршневых насосов составляет 5000...20 000 ч. Масло нужно менять после первого пуска через 10 ч работы, второй раз — после 100 ч работы и в дальнейшем через каждые 500 ч работы, но не реже одного раза в год.
Шестеренные насосы. Их применяют в системах маслоснабжения насосных и электрических станций, гидроприводов сельскохозяйственных и строительных машин с разомкнутой циркуляцией, а также для перекачки различных жидкостей, не содержащих твердых частиц.
Шестеренные насосы характеризуются простотой устройства и надежностыо эксплуатации, небольшим числом высокоточных и изнашивающихся деталей, малыми стоимостью, габаритами и массой.
Принцип действия насосов состоит в следующем. Две шестерни J и 5 (рис. 6.5) равной ширины и равного модуля находятся в защеплении и располагаются в цилиндрических расточках корпуса 7 насосц с минимальным радиальным зазором. К торцам шестерен прибегают боковые стенки корпуса насоса. При вращении шестерен жидкость, расположенная между зубьями, переносится из полости всасывания 2 в полость нагнетания 4. В напорной полости Жидкость из впадин вытесняется зубьями противоположной шестерни и поступает в напорную линию насоса.
Сопротивление на входе шестеренного насоса обусловлено высотой всасывания, сопротивлением трубопроводов и действием центробежных сил, поэтому в установках с таким насосом частота вращения вала не должна превышать указанной в технической характеристике насоса, а высота всасывания должна быть не более 0,2...0,5 м.
Шестеренньгй насос желательно устанавливать так, чтобы уровень рабочей жидкости в баке был выше места установки насоса. Это особенно важно, если гидросистема эксплуатируется при пониженной температуре воздуха, когда вязкость рабочей жидкости моя?ет значительно возрасти.
Шестеренные насосы используют также в качестве гидромоторов. При этом вследствие возможности реверсирования гидромоторы должны иметь симметричные устройства входа и выхода.
Рис. 6.5. Принцип действия шестерея-ного насоса:
/—корпус, 2— полость всасывания, 3, 5— шестерни, 4— полость нагнетания
Основные параметры шестеренного насоса рассчитывают по следующим формулам. Действительная подача (м/с) шестеренного насоса
,
где F—площадь поверхности впадины между зубьями, мг; В— длина шестерни,мм; zi и а — число зубьев ведущей и ведомой шестерен; я — частота вращения, об/мин, т|об— объемный КПД.
Объемный КПД шестеренного насоса Лоб = Од/От,
ще Ол, От — действительная и теоретическая подача.
Мощность (Вт) шестеренного насоса определяют по формуле N= Одр/г\,
или N= Мкр(йуг/Г|,
ТОе Йд — действительная подача насоса, м^с; р — давление, Па; г\ — КПД; Оуг — угловая скорость, рад/с
Общий КПД шестеренного насоса
Г| = (Ni/N) Доб.
Корпуса шестеренных насосов отливают в зависимости от назначения из различных материалов.
Ведущая и ведомая шестерни имеют спиральный зуб. Каждая шестерня отлита со своим валом. Опорами валов являются бронзовые втулки, запрессованные в крышки корпуса, а для насоса РЗ-60 — шариковые подшипники.
Смазка трущихся деталей насосов осуществляется перекачиваемой жидкостью. Сальниковые уплотнения выполняют из резины. Во избежание осевых смещений шестерни роторов закреплены на валах шлицевыми гайками со стопорными шайбами.
В некоторых шестеренных насосах устраивают канавки для разгрузки запертого объема жидкости. Широко применяемые в гидроприводах сельскохозяйственных машин Шестеренные насосы типа НШ устроены следующим образом: в выточках корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава, в бронзовых втулках вращаются стальные шестерни — ведущая и ведомая.
Корпус закрыт алюминиевой крышкой, привернутой к нему
болтами.
Между торцами крышки и корпуса проложено уплотнитель-ное кольцо из маслостойкой резины, приводной шлицевой вал выполнен заодно с ведущей шестерней и уплотнен сальником.
Трущиеся поверхности цапф шестерен смазываются перекачиваемой жидкостью через радиальные канавки на торцах втулок.
Насосы типа НШ могут быть правого и левого вращения. Выпускают унифицированные насосы НШУ, которые являются более совершенными.
Винтовые насосы. К группе винтовых герметичных насосов относятся насосы, у которых благодаря специальному профилю нарезки винтов обеспечивается почти полное разобщение напорной и всасывающей камер. Рассмотрим конструкцию на примере одновинтового насоса, который применяют для снабжения водой сельскохозяйственных предприятий. Он имеет обрезиненную обойму, полный хромированный винт и карданное устройство для присоединения к электродвигателю (рис. 6.6).
Рабочими органами являются три винта (трехвинтовой насос):
центральный 1 (ведущий и замыкающий), ведомые 2, 3, а также корпус 4. Расточка (сечение А—А) выполнена так, что зазор между корпусом и внешней поверхностью мал. Винты имеют специальную форму резьбы (деталь А), при которой обеспечивается непрерывное касание между сопрягающимися поверхностями.
Жидкость у входного патрубка через отверстие в корпусе попадает к винтам, заполняет полости а, b, с, выносится в правую часть и далее подается к напорному патрубку.
Центр сечения вала несколько сдвинут относительно оси его вращения. При вращении винта в цилиндрической обойме, имеющей профилированную внутреннюю винтовую поверхность, образуются замкнутые полости, заполняемые жидкостью. Создается непрерывное перемещение замкнутых полостей с находящейся в них жидкостью вдоль оси винта и происходит перекачивание жидкости.
Подача винтовых насосов (м /с) с односторонним входом Од =(Ftn/60) лоб,
где F—площадь живого сечения насоса, равная разности площадей поперечного сечения обоймы и винта, не занятая перекачиваемой жидкостью, м" /—ход винта, м; л — частота вращения, об/мин; rio6 — объемный КПД насоса.
Мощность (Вт), потребляемая насосом, N=pQ/(l02^),
где р — давление, развиваемое насосом, Па; Q -нический КПД насоса.
• подача насоса, л/с; т\м — меха-
Пластинчатые (шиберные) насосы. Такие насосы применяют в гидроприводе автопогрузчиков и гидроусилителях рулевого управления автомобилей.
Пластинчатый (шиберный) насос (рис. 6.7) состоит из барабана, приводимого во вращение двигателем, статора 7 и пластин 4. Барабан эксцентрично размещен в корпусе насоса. Пластины
Рис. 6.6. Винтовой насос:
I, 2, 3— вшггы; 4 — корпус
вращаются вместе с барабаном и одновременно совершают возвратно-поступательное движение вследствие их эксцентричного расположения в корпусе. Направляющими пластин служат щели в барабане.
При вращении барабана пластины, выдвигаясь, образуют полости переменного объема, в которых жидкость перекачивается из всасывающей камеры 5 в нагнетательную 3. Полный ход пластины зависит от эксцентриситета между геометрическими осями ротора 6 и статора 7. Чем больше эксцентриситет, тем больше ход пластины, а следовательно, и подача насоса. Плас-
Рис. 6.7. Пластинчатый насос:
1 — статор, 2, 5 — всасывающие камеры, 3, 7—нагнетательные камеры, 4— пластина, 6 — ротор, 8 — вал
тинчатые насосы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. В регулируемых
насосах можно изменять расход жидкости в единицу времени (подачу). Это достигается изменением положения статора насоса относительно ротора. На транспортных машинах и погрузчиках наиболее часто ^нменяют нерегулируемые пластинчатые насосы.
Статор насоса представляет собой стальное эллиптическое кольцо, вставленное в корпус. По внутренней поверхности статора скользят пД^т^ны, перемещающиеся, в пазах ротора. За один оборот вал& ^ процесс всасывания и нагнетания происходит дважды.
Радиальные рОЧ^Рйо-поршневые насосы. Такие насосы применяют в машинах большой мощности и гидроприводах стационарных установок.
Схема роторй0110 радиально-поршневого насоса переменной подачи с автом^^ским управлением приведена на рис. 6.8. Принцип деист?™ Засоса состоит в следующем. В роторе 3 цилиндрической Ф°Рмы выполнены радиальные сверления, в которых переменился поршни 6. Число поршней, расположенных в одной плоскости, обычно составляет 9...72, а число рядов 1...4. К к^ьцу статора 4 всегда прижаты поршни. Для уменьшения треЯ™ кольцо статора вращается в подшипниках. Ось вращения pt^Pa смещена относительно оси статора на величину эксце^ФИситета. При вращении ротора поршни совершают возвр^по-поступательное движение. По мере поворота ротора ЯР11 Перемещении поршня от точки А к точке В под поршней °бразуется свободное пространство, куда из всасывающей л^пни поступает жидкость. При дальнейшем повороте ротора поршень, перемещаясь от точки В к точке А, выталкивает жидкость в напорную полость. Перемычки 5 цапкового распределителя, установленные в центральной расточке ротора, рйзде^ют напорную и всасывающую полости. Статор насоса ^^".Цится под действием пружины 2, размещенной в цилийДРв- Усилие от пружины направлено в сторону увеличения эксй^^иситета. Усилие со стороны поршня увеличивается при возрастании нагрузки на рабочий орган. Поршень перемещай Статор насоса в корпусе 7 в сторону уменьшения эксйвп^иситета, преодолевая усилие пружины, и, следовательно, уменьшает подачу насоса. Наоборот, с падением
Рис. 6.8. Схема радиального роторно-поршневого насоса:
/ — цилиндры, 2— пружины, 3— ротор, 4— статор, 5— перемычки, 6— поршни, 7—корпус
нагрузки усилие со стороны поршня уменьшается, и пружина перемещает статор в сторону увеличения эксцентриситета, повышая подачу насоса.