КОНСТРУКЦИИ ЛОПАСТНЫХ НАСОСОВ

Классификация насосов по конструкции и назначению.

Приклассификации лопастных насосов по конструкции учитывают следующие признаки: расположение оси вращения (вертикальное, горизонтальное), расположение и выполнение опор (консольное, с выносными или внутренними опорами и т. п.), количество колес (одно-, двух- и многоступенчатые), выполнение подвода и отвода (с полуспиральным или камерным подводом, с лопаточ­ным отводом и т. п.), наличие регулирования, конструкцию кор­пуса (с продольным разъемом, секционный и т. п.), погружен­ность под уровень, вид уплотнения (с мягким сальником, с торце­вым уплотнением и т. п.), конструкцию рабочего колеса (с открытым или закрытым рабочим колесом, поворотно-лопастная, с двухсторонним входом и т. п.), способность к самовсасыванию, герметичность, наличие конструктивного объединения с двигате­лем, систем обогрева или охлаждения, предвключенного шнека, назначение (для установки в скважине, капсуле и т. д.).

Необходимо учитывать, что соединение вала насоса с электродвигателем может осуществляться напрямую либо с по­мощью клиноременной передачи (от редуктора), а также через электромагнитную или гидравлическую муфту. Возможен также привод насоса вручную.

При классификации по назначению различают насосы: обще­го назначения (табл. ) для перекачки чистой воды с неболь­шим содержанием взвешенных частиц; для перекачки пульпы или грунта — землесосы, грунтовые и грязевые; для подачи воды из скважин — электропогружные с двигателем, находящимся под уровнем воды, и глубинные, у которых двигатель установлен над скважиной, а насос располагается в скважине под водой (от насоса к двигателю идет секционный вал, удерживаемый в на­правляющих подшипниках, установленных в крестовинах между секциями водоподъемных труб); для перекачки бензина, керосина или масел, химических веществ и др.

Насосы типа К и KM— это консольные насосы одноступенча­того типа с входом жидкости в рабочее колесо с одной стороны. Они имеют следующие характеристики:

напор 8,8...9,8 м, высоту всасывания до 8 м и подачу 4,5...360 м /ч.

В зависимости от размера каждый насос имеет свою марку, в которой указаны диаметр входного патрубка, коэффициент быстроходности и тип насоса. Так, цифра 8 у консольного насоса марки 8К-18 означает диаметр входного патрубка (мм), уменьшенный в 25 раз, кон­сольный тип насоса обозначен буквой К, а число 18 — умень­шенный в 10 раз коэффициент быстроходности насоса.

Насосы типа НД— это одноколесные горизонтальные насосы с двухсторонним подводом жидкости в рабочее колесо. Существует три разновидности таких насосов: НДн (низкого напора), НДс (среднего напора) и НДв (высокого напора). Каждая из трех разновидностей имеет несколько размеров. Диаметр напорного патрубка (мм), умень­шенный (округленно) в 25 раз, указывается цифрой перед буквами в марке насоса. Высота всасывания у таких насосов не бывает выше 7 м.

Насосы типа НДн имеют подачу 1350...5000 м3 /ч и напор от 10 до 32м;

насосы типа НДс — подачу 216...6500 м3 /ч и напор 18...90 м,

насосы типа НДв подачу от 90 до 720 м3 /ч и напор 22...104 м.

Насосы типа НМК, ЦНС, ЦННМ, ЦК— это многоступенчатые горизонтальные насосы, где подвод жидкости происходит с двух сторон в первое рабочее колесо. Эти насосы имеют несколько разновидностей с числом колес от 2 до 11. Напор у них до 2000 м и подача 3600 м3/ч.

К группе горизонтальных центробежных насосов относятся одноколесные насосы типа Д с подачей 380...12 500 м3 /ч и напо­ром 12...137м, четырехступенчатые насосы типа М с подачей 700...1200 м3 /ч и напором 240...350 м трех- и пятиступенчатые насосы типа МД с подачей 90...320 м /ч и напором 138...725 м четырех- и шестиступенчатые секционные насосы типа НГМ с подачей 54...90 м /ч и напором 102...210 м.

Рассмотрим вертикальные центробежные и осевые насосы для перекачивания воды и чистых жидкостей.

Насосы типа НДсВ — их выпускают в двух типоразмерах 207 ДВ и 24 НДв. Это одноступенчатые вертикальные насосы сред­него напора с двухсторонним входом жидкости в рабочее колесо. Подача составляет 2700...6500 м3 /ч, напор — 40...79 м.

Насосы типа В — это самые крупные насосы, одноступенча­тые вертикальные с односторонним входом жидкости в рабочее колесо. Их выпускают с подачей от 3000 до 6500 м3 /ч, напором 18...72 м нескольких типоразмеров.

Схема центробежного насосного агрегата.

В центробежных на­сосах (рис. ) жидкость при входе в рабочее колесо 4 движется в осевом направлении, а в самом колесе — от центра к перифе­рии.

Рис. . Схема насосного агрегата К 160/30:

1—крышка корпуса, 2—корпус насоса; 3 — уплотняющие кольца;

4— рабочее колесо, 5— гайка; 6—набивка сальника; 7—крышка сальника;

8—вал насоса; 9— сменная защитная втулка; 10 — опорный кронштейн;

11 — шарикоподшипники, 12 — соединительная упругая муфта

Рабочее колесо 4 состоит из двух дисков, отлитых из стали, чугуна или бронзы, соединенных лопастями. Оно закреплено на валу 8 гайкой 5. Корпус насоса 2, представляющий собой чугун­ную отливку, имеет внутреннюю спиральную полость, переходя­щую в нагнетательный патрубок. Чугунная крышка, отлитая как одно целое с входным патрубком, примыкает к корпусу насоса 2. Стальной вал 8 расположен на двух опорах в виде шарикопод­шипников 11, размещенных в опорном кронштейне 10. Для раз­деления внутреннего пространства насоса с окружающей средой имеется сальник, состоящий из крышки 7 и набивки б, выпол­няемой из пропитанных хлопчатобумажных колец.

С наружной стороны дисков рабочего колеса 4 для уменьшения утечки жидкости имеются кольцевые выступы с уплотняю­щим кольцом 3.